Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования / О. А. Калинина, Е. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16089/ (дата обращения: 24.01.2021).



Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас.

На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно осмыслить многие универсальные понятия. Важнейшими из них являются культура и духовность личности. Они взаимосвязаны между собой, являясь личностными характеристиками, но различаются по внутреннему содержанию и глубине.

Ключевые слова: культура личности, духовность личности, восприятие культуры, культурные ценности, творчество личности, субъект, проблема развития личности, процесс становления личности, внутренняя культура, социальный опыт, социальные ценности

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. Исходя из этого, на разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе.

Для педагога очень важно осмыслить многие универсальные понятия. Важнейшими из них являются культура и духовность личности. Они взаимосвязаны между собой, являясь личностными характеристиками, но различаются по внутреннему содержанию и глубине.

Говоря о культуре, человек оценивается с точки зрения общества, как социальный индивид, имеющий устоявшиеся культурные ценности. Задача образования в том, чтобы личность усвоила достижения культуры. Но при этом, «процесс становления личности может осуществляться двумя различными и даже противоположными путями» [3, с.35].

Первый путь — это пассивное восприятие культуры. Человек в таком случае, только внешне культурный, действует автоматически. Таким образом, культурные достижения человечества не находят настоящего отклика со стороны личности, и глубинные слои его внутреннего мира остаются незадействованными.

Другой путь — восприятие культуры через духовность. Именно это делает из человека Субъекта, способного к развитию и самообразованию. «Только обладая духовностью, личность через свой внутренний мир может возвыситься над миром культуры» [3, с.35].

Осознать это помогают труды выдающегося русского философа Н. А. Бердяева. В философии Николая Александровича Бердяева личность является тем универсальным целым, ценность которого заключена в преодолении устоявшегося, принявшего форму шаблонности.

Обретение универсальности мироощущения возможно только через свободное творчество личности. Именно в творчестве человек ощущает себя истинным Субъектом, свободным, самоценным, существующим за пределами материального мира. Это есть преодоление культуры в высшем смысле слова. Так личность само-выражает универсальное и уникальное в себе. Когда человек выходит из ограниченности, узости своего сознательного «я», актуализируются все его уникальные способности, на высшем уровне проявляется творческая активность, возможность самореализации.

В связи с этим Н. А. Бердяев писал: «Только переживающий в себе все мировое и все мировым, только победивший в себе эгоистическое стремление к «само-спасению» и «самолюбивое рефлектирование над своими силами», только освободившийся от себя отдельного и оторванного «силен быть творцом и лицом». Только освобождение человека от себя, приводит человека в себя» [1, с.41].

Возвыситься над своим эмпирическим существованием личность способна только через творчество. «Но именно это вознесение над собой позволяет личности прийти к себе, к глубинам своего Духа» [5, с.36]. «Творчество есть духовное делание, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, поглощен своим предметом» [2, с.361].

Следует выделить, что если рассматривать творчество через призму образования, то это приобщение к высшим ценностям, прорыв к новизне, вознесение над материальной стороной мира.

Однако, творчество еще и процесс актуализации духовных сил конкретной личности, напряжение ее внутреннего мира и обретение себя. Понятие духовность возвышает личность, соответственно повышаются и требования к ней.

Полноценная жизнь личности возможна на пути одухотворения. Обретая духовность, личность становится настоящим Субъектом, обладающим истинной внутренней культурой. Без осознания этого невозможно идти по пути современного образования.

В социологии взгляд на культуру несколько иной. Она рассматривается как совокупность социальных институтов, как сложное сверхорганичное целое, как динамическая система, как способ существования людей и тому подобное.

Основная гипотеза этих исследований основывается на том, что культура не может быть трактуема как пассивный, формируемый объект. В рамках более узкого научного подхода культура представляется как имеющая иную природу, как более сложное целое, включающее в себя активность населения.

Практический опыт показывает, что в целом культура не вмещается в те рамки, которые ей отводит отраслевая система управления. Объясняется это тем, что прямое отношение к культуре имеют многие сферы профессиональной деятельности и разнообразная культурная активность широких слоев населения.

Трудно указать область общественного развития, которая бы при внимательном анализе не оказалась бы вне воздействия сферы культуры. Как указывают исследователи, общество предстает перед нами не только как определенное социальное, но и как социокультурное образование [4, с.227].

Следовательно, социокультурное развитие общества необходимо обсуждать в плане выявления характера изменений механизмов усвоения личностью социального опыта. В рамках этого процесса возможно выделение различных форм и способов, с помощью которых личность усваивает систему социальных ценностей и норм, выступающих мотивационными регуляторами ее деятельности [1, с. 28].

Одной из ведущих тенденций развития современной социокультурной ситуации в России следует считать стремление вернуться к глубинным корням отечественной культуры. В качестве яркого подтверждения этому можно рассматривать возрождение интереса к православию как духовному стержню русской культуры.

Однако, расстояние между осознанием и воплощением данного стремления еще не преодолено до конца. Без целенаправленной, творческой работы в этом направлении невозможно сформировать базис для диалога в нашем тысячелетии.

Все вышеизложенные аспекты должны учитываться и реализовываться в процессе современного образования.

Литература:

  1. Безуглова Т. В. Художественное образование в пространстве-времени культуры. — КГУ, 2014.
  2. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искуства. — М: Искусство; Лига, 1994. — Т.1.
  3. Бердяев Н. А. Спасение и творчество // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искуства. — М: Искусство; Лига, 1994. — Т.1.
  4. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). — М., 1981.
  5. Федотова Л. Г. Художественное образование в пространстве-времени культуры. — КГУ, 2015.

Ключевые слова

социальный опыт, духовность личности, субъект, культура личности, культурные ценности, процесс становления личности, восприятие культуры, творчество личности, проблема развития личности, внутренняя культура, социальные ценности