Роль музыки в обучении иностранному (английскому, французскому) языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурдина, П. П. Роль музыки в обучении иностранному (английскому, французскому) языку / П. П. Бурдина, С. А. Волкова, Е. В. Мартемьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15641/ (дата обращения: 17.12.2024).



Роль музыки в формировании и развитии гармоничной личности трудно переоценить. Еще в Древней Греции она считалась обязательной дисциплиной в школах. В настоящее время предмет «музыка» входит во все программы общеобразовательных школ РФ. Однако не стоит замыкаться только на отведенных по программе уроках музыки. Ее можно и нужно применять на других занятиях, что по нашим наблюдениям неизменно дает положительный эффект на занятиях, например, по английскому или французскому языку. В данной работе мы постараемся подробно рассмотреть все аспекты и возможности применения музыки на уроках иностранного языка, дать оценку эффективности подобного применения, привести конкретные примеры из нашей практической педагогической деятельности.

Любой урок начинается со звонком. И порой именно здесь педагог, особенно начинающий, сталкивается с первыми трудностями. Иногда детей после перемены очень сложно усадить за парты и заставить их сосредоточится на изучении вашего предмета. Многим учащимся весьма проблематично переключаться с отдыха на учебу. Весьма остро подобная проблема стоит в начальной и в средней школе. Но урок можно начать и не совсем стандартно. Мы попробовали за минуту до звонка включать музыку. Например, перед уроками французского из кабинета доносится весьма узнаваемая мелодия Юбера Жиро «Под небом Парижа» в исполнении Ива Монтана. Дети сразу ее узнают, собираются в кабинете французского, начинают готовиться к уроку. Они успевают переключиться и мысленно настроится на предстоящую работу по предмету французский язык. Благодаря плавности и приятному звучанию данной мелодии в классе формируется теплая, доброжелательная обстановка. Мы улыбаемся друг другу, и на такой позитивной ноте начинаем занятия. На наш взгляд, подобное начало занятий само по себе уже является первым маленьким, но важным шагом к дальнейшей успешной деятельности по предмету, так как дети правильно и позитивно настроены.

Но поиск подходящей мелодии дело важное и далеко не простое. Прежде чем сделать свой выбор надо тщательно проанализировать, какие эмоции у вас и у учащихся вызывает та или иная музыкальная композиция. Мелодия для начала урока не должна быть слишком успокаивающей и чрезмерно бодрящей. Однажды, перед проведением контрольной работы была включена запись национального гимна Франции. «Марсельеза» в исполнении Мирей Матье оказала на моих учеников явно возбуждающее воздействие, на контрольную они шли «как в бой», и их пришлось достаточно долго усаживать и успокаивать. Подобный негативный опыт укрепил нас в мысли о том, что мелодию для начала урока надо выбирать предельно тщательно. На сегодняшний день в нашем арсенале скопилось несколько подходящих мелодий для начала уроков французского («Падает снег» Адамо, «Если б не было тебя» и «Елисейские поля» Джо Дассен, «Путешествие» Desirless, «Воспоминания о востоке» Патрисия Каас и т. д.) и английского языка (Twinkle, Twinkle, little star! Alouette, little Alouette, My Boney is over the ocean, Once I caught a fish alive Hush), которые действительно позитивно влияют на учащихся и позволяют начать занятие максимально конструктивно. Разумеется, это далеко не полный список, и каждый педагог может его изменить или дополнить в соответствии со своими музыкальными пристрастиями и особенностями своих учеников.

Мелодии необходимо чередовать, так как постепенно позитивный эффект от нее снижается. По нашим наблюдениям это оптимально делать один раз в две недели для уроков французского языка, так как по расписанию всего два урока в неделю, и каждую неделю для занятий по английскому языку, так как часов английского языка в расписании учащихся больше (от 3 до 5 занятий в неделю). Нередко учащиеся сами выступают с инициативой и просят поставить им ту или иную мелодию перед началом занятий, что лишний раз свидетельствует об их заинтересованности и том, что подобные действия учителя вызывают у них позитивные эмоции. Как правило, мы прислушиваемся к подобного рода просьбам, что лишь усиливает положительный эффект.

На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки или небольшие разминки, которые позволяют учащимся снять мышечное и умственное напряжение, расслабится, настроится на дальнейшую работу. На наш взгляд, это важная и неотъемлемая часть проведения уроков, которая полностью соответствует требованиям ЗОЖ и ФГОС. По нашим практическим наблюдениям, их так же лучше проводить с использованием музыкального сопровождения. Еще больше пользы такие физические упражнения принесут, если они будут выполнятся под песню на соответствующем иностранном языке. Например, для небольших разминок во время уроков французского языка уместно использовать народную песенку «Умеете ли вы сажать капусту?", а для английского языка — «Head, shoulders, knees and toes». Слова в них простые, легко запоминаются и параллельно с физическими упражнениями пополняют словарный запас школьников. Разумеется, и в этом вопросе необходимо разнообразие, чередование и периодическая смена репертуара. В арсенале у каждого педагога имеется ряд подобных песенок для физической разминки: «Ах, крокодилы», «Соловей», «Маленький кораблик», «Я люблю печенье» (французский язык) и «Песня АБС (алфавит)", «Дождик, дождик уходи», «Какая погода сегодня?», «Семья» (пальчиковая песня для разминки рук), «Это моя работа» (английский язык), «Пять маленьких медвежат» и т. д. Современные технологии, в частности Интернет, позволяет подобрать подходящую песню для любого урока, практически по любой изучаемой учебной теме, что позволяет максимально эффективно использовать физкультурную паузу для учебного процесса, не теряя (чего опасаются многие педагоги) драгоценного времени от урока. Например, песенка на английском языке «Это моя работа» поможет обучающимся начальных классов не только весело и с охотой выполнить ряд физических упражнений во время разминки, но и легко запомнить названия многих профессий.

I’m a policeman in the town.

All day long, I walk around!

Припев:

It’s my job,

It’s what I do.

It’s my job,

I like it, too!

I’m a fireman in the town.

All day long, I run around!

Припев:

I’m a postman in the town.

All day long, I ride around!

Припев:

I’m a milkman in the town.

All day long, I drive around!

Я полицейский городской,

Хожу и гляжу — охраняю твой покой.

Это моя работа,

Это то, чем я занимаюсь.

Это моя работа,

Она мне нравится, и я стараюсь.

Я пожарный городской,

Бегу за огнем, тушу его водой.

Почтальон я городской,

На велосипеде письма привожу домой.

Я молочник городской,

Молоко развожу на машине большой.

Тема «профессии» есть в каждом УМК по предмету иностранный (английский) язык. Учащимся она очень нравится. С её помощью они легко запоминают не только названия профессий, но и целый ряд нужных глаголов. Более того со стороны учеников были попытки ее продолжить и дописать еще несколько небольших куплетов о профессиях, не упомянутых в песне, но имеющихся в наших учебных словариках. То есть, данная песенка способствовала не только оптимальному усвоению новой лексики, но и стимулировала учащихся к творческой деятельности на иностранном языке, что весьма важно и ценно. Такое же позитивное воздействие имеет и песенка «Семья», во время исполнения которой с обучающимися проводится пальчиковая гимнастика и одновременно в игровой форме запоминаются новые слова, обозначающие членов семьи.

Освоение алфавита является обязательным, так как относится к базовым знаниям по любому иностранному языку. На практике давно установлено и подтверждено, что выучить его гораздо легче именно в песенной форме, нежели в любой другой. Так как алфавит дается в самом начале учебного курса, буквально на первых занятиях, будет гораздо лучше, если процесс его усвоения вызовет у ребенка положительные, а не отрицательные эмоции. Разучивание алфавита в форме песни создает на уроках игровой учебный момент. Дети думают, что они играют, развлекаются, а не занимаются, каким-то важным, а порой трудным и скучным делом. Далее подобную веселую и простую песенку можно применять для физкультминуток, чтобы еще раз повторить алфавит. По этой песенке мы изучаем французский алфавит, но существует достаточно большое количество похожих песен:

Aa [a] Hh [a∫] Oo [o] Vv [ve]

Bb [be] Ii [I] Pp [pe] Ww [dubleve]

Cc [se] Jj [J] Qq [ky] Xx [iks]

Dd [de] Kk [ka] Rr [εr] Yy [igrεk]

Ee [oe] Ll [ε l] Ss [εs] Xx [zεd]

Ff [ef] Mm [ε m] Tt [te]

Gg [g] Nn [ε n] Uu [y]

Je connais les ABC les A, B, C, D, E, F, G

Repete 1er couple

J'aime chanter les ABC, les A, B, C, D, E, F, G

Как уже говорилось ранее, разучивание песен на иностранном языке позволяет пополнять словарный запас обучающихся. Усвоение новой лексики подобным образом имеет ряд преимуществ: слова запоминаются гораздо легче и на более длительный срок, сам процесс практически не вызывает сложностей, а напротив дает обучающемуся положительные эмоции. В течение учебного года мы обязательно разучиваем несколько песен (1–3) в каждой языковой группе, а также проводим эту работу индивидуально для сольного исполнения выбранной композиции. Далее ребята с охотой принимают участия в концертах, музыкальных смотрах и конкурсах. Это существенно улучшает их настроение, самооценку, желание изучать иностранный язык. По нашим наблюдениям, у родителей выступление их детей на школьном концерте также вызывает яркие положительные эмоции, гордость, чувство удовлетворения учебным процессом. А именно положительные эмоции всех участников являются сильнейшей движущей силы всего учебного процесса.

Изучение иностранного языка без знания культуры страны изучаемого языка всегда буде неполным и недостаточным. Музыка бесспорно является составной и неотъемлемой частью культуры любого народа. Знакомясь с музыкальной культурой страны изучаемого иностранного языка, обучающийся получает сразу несколько существенных преимуществ для дальнейшей успешной учебы и саморазвития. Он безусловно расширяет свой кругозор, начинает лучше понимать другой народ, любить и уважать его культуру, стремиться улучшить свои знания по данному предмету. Раздел «Музыка» включен практически во все учебники по английскому и французскому языку. Здесь учащиеся могут ознакомится с великими композиторами Франции, Великобритании, США, а так же других франко- и англо-говорящих стран, узнать о музыкальных традициях этих народов, их песнях, любимых музыкальных инструментах и т. д. Учащиеся пишут сочинение, готовят доклады на различные темы, связанные с музыкой, например: «Мой любимый композитор», «Мой любимый музыкальный жанр», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные традиции Шотландии», «Французская музыкальная культура», «Музыкальные фестивали и праздники» и т. д. Стоит отметить, что большинство обучающихся подходят к выполнению подобного задания с желанием и творчески. Они с большой охотой представляют свой доклад одноклассникам на уроках, участвуют с ними в конкурсах, которые традиционно проводятся в нашей школе во время декады иностранных языков. Наиболее успешные доклады размещаются на демонстрационных стендах. Несколько работ учащихся были направлены нами на различные международные и всероссийские конкурсы. Однако некоторые обучающиеся не остановились на подготовке доклада, а выразили желание еще глубже разработать предложенную им тему, что в дальнейшем завершилось успешным написанием и публикацией научной статьи. Так в журнале «Юный ученый» были опубликованы две работы наших учащихся по теме музыка: «Роль музыки во Франции и роль Франции в музыке» № 2 (16) апрель 2018 г., «Волынка-путешественница» № 2 (32) февраль 2020 г. В настоящее время активно готовятся к публикации и другие материалы учащихся, связанные с музыкой. Роль подобной научно-исследовательской деятельности в обучении иностранному языку сложно переоценить. Она безусловно является мощнейшим дополнительным стимулом в учебном процессе и имеет целый ряд положительных аспектов.

Разумеется, в данной статье мы сумели перечислить и рассмотреть далеко не все аспекты положительного влияния музыки на изучение иностранных (английского и французского) языков. Однако ее значение, позитивное влияние, важная роль в учебном процессе нам кажутся очевидными и доказанными на практике. В современной системе образования нельзя останавливаться на достигнутом. Для успешной педагогической работы необходимо постоянно искать новые формы, подходы и методы, способные улучшить, ускорить, усовершенствовать учебный процесс, сделать его более доступным, понятным и приятным для обучающихся. На наш взгляд, учебный процесс должен вызывать в первую очередь положительные эмоции, интерес у обучающихся. Одним из ключей к успеху в данном направлении, на наш взгляд, можно считать музыку и ее применение на других учебных предметах. Практика применения музыки на наших уроках английского и французского языков дала исключительно положительные результаты.

Литература:

  1. «Французский алфавит» песня. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pesenok.ru/28/ABC/tekst-pesni-frantsuzskiy-alfavit
  2. Статья «Роль песен в обучении иностранному языку» режим доступа: https://infourok.ru/rol-pesen-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-3853757.html
  3. Статья " РОЛЬ МУЗЫКИ И ПЕСЕН В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Новгородова Е. Е., Садыкова Л. Р. КазГУКИ, Казань. Режим доступа: kazgik.ru›kcontent/main/conference…i perspektivy…
  4. Коломиец Г. Монография «Музыкально-эстетическое воспитание " (аксиологический подход) НИЦ ИНФРА-М, 2020г.
  5. Береговская Э. М., Гусева А. В., Цурцилина Н. Н. Французский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. Поурочные разработки.5 класс. изд. «Просвящение» М:- 2013 г.
  6. Английские песни для детей: 12 простых песенок для изучения лексики и традиций. Электронный ресурс. Режим доступа:https://speakenglishwell.ru/anglijskie-pesni-dlya-detej-prostye-pesni-izucheniya-leksiki/
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебный процесс, французский язык, английский язык, урок, ABC, моя работа, занятие, музыка, обучающийся.