Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

5. Педагогика общеобразовательной школы
03.12.2019
332
Поделиться
Библиографическое описание
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках русского языка и литературного чтения / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, В. М. Романенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15476/.


Изучая на протяжении нескольких лет трудности, с которыми встречаются учащиеся различных классов при чтении вслух, мы пришли к выводу, что нам нужно научить детей понимать и передавать в чтении красоту, музыкальность ритмически организованной речи (стихов) и изящную простоту, яркую выразительность прозы.

Ключевые слова: навыки по выразительному чтению простого и сложного предложения, интонационные законы, смысл читаемого.

Изучению морфологии в V классе предшествует повторение и углубление сведений о предложении. Тема небольшая, рассчитанная на 8–10 часов. Но и в ней заключены некоторые возможности повторить и привести в систему навыки по выразительному чтению простого и сложного предложения, элементарных случаев прямой речи.

Какую же работу над выразительным чтением в рамках программных требований можно и нужно организовать в это время?

Так как систематическое изучение синтаксиса начнется нескоро, а учащиеся, окончившие IV класс, располагают сравнительно небольшим запасом знаний по синтаксису, то при повторении в V классе нужно дать ученикам первые навыки наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи и сведения о наиболее общих законах русской интонации. Если мы познакомим школьников с самыми общими интонационными законами и научим их внимательно слушать свою и чужую речь, критически оценивать слушаемое, если на каждом уроке по поводу всякого высказывания и чтения они будут слышать обоснованную оценку его преподавателем, то со временем они научатся, отталкиваясь от цели высказывания и смысла читаемого, выбирать из имеющихся в их распоряжении интонационных вариантов нужный.

С какими наиболее общими законами русской интонации нужно познакомить пятиклассников при повторении синтаксиса? Думается, что этими законами являются интонация законченности, — интонация сообщения и вопроса, членение речи (в самых общих чертах), направление тонов в простом и сложном предложении (простейшие случаи).

Учащиеся под руководством педагога практически повторяют сведения о предложении как о единице речи. На одном из уроков учитель сообщает им, что законченность предложения на письме обозначается точкой. О том, как слушатели узнают о законченности предложения в устной речи, пятиклассники должны сказать сами, после того как преподаватель прочитает им, например, такие предложения:

Выпал снег, но скоро растаял.

Выпал снег.

Выпал снег,., (прочитать с интонацией незаконченности, как будто что-то помешало завершить высказывание.)

Делается на основании наблюдений такой вывод: о том, что предложение закончено, в устной речи узнают по интонации.

Работу над интонацией законченности на уроках русского языка можно провести на материале упражнений учебника русского языка; причем наблюдения над интонацией будут попутной работой при решении основных задач, определяемых заданиями к упражнениям.

Может возникнуть вопрос: обязательно ли для ученика V класса понимание того, что для русского предложения характерна интонация законченности? Вызвано ли это практической необходимостью? Мы считаем, что вызвано. В этом нас убеждают многочисленные ошибки в чтении стихов с так называемыми переносами. «Перенос» в стихотворной речи — это такое явление, когда стиховая строка не представляет собой законченного смыслового отрезка. Например:

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой»...

«...На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала».

Учащиеся, неосознанно подчиняясь ритму стихотворной речи, делают стиховые паузы (т. е. паузы в конце стихотворных строк) и сопровождают эти паузы столь сильным понижением голоса, что у слушателей не появляется ожидания конца предложения, создается ложное впечатление законченности вместе со стихом предложения; в результате разрушается смысл читаемого.

На уроках литературы при чтении «Сказки о мертвой царевне»... нужно сообщить детям следующее: та интонация, которая помогает нам понять, что произнесенное предложение закончилось, «нанизывает» на себя все слова этого предложения, объединяет их в одно высказывание, и поэтому при чтении стихотворной речи мы интонацией объединяем, когда нужно, две и более строки в законченное предложение. Этому не должна мешать обязательная пауза в конце стихотворной строки.

На одном из уроков русского языка учащимся сообщается, что всякое предложение можно произнести или с интонацией сообщения, или с интонацией вопроса — в зависимости от того, хотим ли мы что-то сообщить или о чем-то спросить. После этого общего замечания, на основании наблюдений за произнесением нескольких предложений, школьники приходят к выводу, что с интонацией сообщения произносятся повествовательные и так называемые восклицательные предложения, а с интонацией вопроса — вопросительные. Может оказаться, что часть детей не умеет воспроизводить вопросительную интонацию не только в чтении, но и в бытовой речи. Это явление наблюдается и у некоторых взрослых с вялой, невыразительной речью. Иногда можно услышать вопрос одного из собеседников: «Вы у меня спрашиваете?»

С учениками, не отличающими вопросительную интонацию от интонации сообщения, придется проводить большую индивидуальную работу по развитию речевого слуха. Если же ученик слышит вопросительную интонацию, но не умеет ее правильно воспроизводить, нужно потренировать его на произнесении одних и тех же предложений с интонацией то вопроса, то сообщения.

На уроках литературы в это время идет работа над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». В тексте сказки — большое разнообразие вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений.

Продолжая работу над интонацией сообщения или вопроса и основываясь на тех сведениях, которые учащиеся повторили и углубили на уроках русского языка, на уроках литературы при подготовке выразительного чтения сказки учитель обращает внимание класса на правильное чтение таких предложений:

Старший молвил: «Что за диво!»..

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!»..

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

Иногда подчеркнутые предложения учащиеся склонны читать с вопросительной интонацией. Им нужно показать, что во всех случаях хорошими помощниками чтеца являются знаки препинания, которые ставятся с учетом смысла высказывания (в трех приведенных примерах налицо какое-либо утверждение, а не вопрос).

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
  2. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
  3. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
навыки по выразительному чтению простого и сложного предложения
интонационные законы
смысл читаемого

Молодой учёный