Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Явхута, М. В. Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники / М. В. Явхута, С. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15328/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника, обучение пересказу.

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

В условиях реализации ФГОС ДО определены целевые ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Они очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию детей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ связной монологической речи. Родная речь играет уникальную роль в познавательном развитии дошкольников. Язык и речь тесно связан с такими психологическими процессами как мышление, воображение, память и эмоции.

В настоящее время количество детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений.

При пересказе художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей мы начали использовать мнемотехнические приемы.

Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Мнемотехника включает в себя следующие структурные компоненты: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Первым этапом обучения для дошкольников является использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу.

Мнемоквадраты — картинка, которая представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Например: солнце, капель, птицы и т. д. По мнемоквадратам дети учатся составлять предложения.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. На данном этапе дети учатся делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста, придумывание своего заголовка к произведению, давать заглавие выделенным частям рассказов.

Таким образом, использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Следующий этап применения мнемотехники — обучение пересказу.

Мнемотехника на этапе пересказа художественного произведения была направлена:

  1. На понимание содержания художественного произведения.
  2. На последовательный пересказ художественного произведения.
  3. На оценку детских пересказов

Цель этого этапа: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей.

Составить мнемотаблицу можно на любой рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.

Работа над произведением с использованием мнемотаблицы предполагает:

1. Чтение произведения и составление мнемотаблицы (кодирование содержания в схему).

2. Разбор и комментирование символов мнемотаблицы (под руководством взрослого), соотнесение каждого знака — символа с определенной частью текста (раскодирование знаков).

3. Ребёнок пересказывает произведение самостоятельно с опорой на таблицу.

Практические советы:

1. Желательно сделать разрезную мини-таблицу. Выкладывая знаки на пустые клеточки мнемотаблицы, ребенок будет вспоминать последовательность сюжета, что является хорошим упражнением для тренировки памяти.

2. Также ребенок может пересказывать отрывки из произведения (например, 3–4 символа, взятых из середины мнемотаблицы). Это стимулирует мышление ребенка и помогает лучше закрепить содержание произведения.

3. В старшем дошкольном возрасте лучше, если ребенок пытается зарисовать символы сам. Это способствует развитию воображения, а также является хорошей тренировкой руки для письма.

4. Мнемотаблицы к сказкам или расссказам можно комбинировать (перепутывать) символы из разных сказок. В таком случае дети будут искать и исправлять ошибки в мнемотаблице.

Поиск ошибок развивает критическое мышление ребенка, его познавательную активность. Таким образом, обычный пересказ текста превращается в удивительную игру.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

Литература:

  1. Зиганов М., Козаренко В. М.. Мнемотехника. М.: Школа рационального чтения, 2000. 17с.
  2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» (Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники); СПб, 2001
  3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, художественное произведение, этап подготовки, использование мнемотехники, мнемотехника, понимание содержания, связная монологическая речь, связная речь, содержание произведения.

Ключевые слова

развитие речи, дошкольник, мнемотехника, обучение пересказу

Похожие статьи

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Методика формирования связной монологической речи...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Шорохова О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. связная речь...

Рассказывание — действенное средство развития речи...

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное

Этапы работы со схемой — моделью: – учить детей заменять ключевые слова в предложениях...

Использование методов мнемотехники в обучении детей...

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более

Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов»

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники. Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение...

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития...

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст

Похожие статьи. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Похожие статьи

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Методика формирования связной монологической речи...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Шорохова О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. связная речь...

Рассказывание — действенное средство развития речи...

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное

Этапы работы со схемой — моделью: – учить детей заменять ключевые слова в предложениях...

Использование методов мнемотехники в обучении детей...

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более

Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов»

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники. Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение...

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития...

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст

Похожие статьи. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.