Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Штепа Е. Г. Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15319/ (дата обращения: 24.10.2019).



Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

В. А. Сухомлинский

К тому времени как ребенку исполняется три года, в его мозгу сформировано 100 триллионов связей — почти в два раза больше, чем у взрослого человека. Некоторые клетки мозга, называемые нейронами, уже до рождения прочно связаны с другими клетками. Они контролируют сердцебиение малыша, его дыхание, рефлексы и регулируют множество других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Остальные связи ждут своего «подключения». Связи, которые нейроны образуют друг с другом, называют синапсами. Различные области мозга развиваются с разной скоростью, и многочисленные исследования показывают, что период самого активного образования синапсов — от рождения и примерно до десяти лет. Ученые убеждены, что воздействие, оказываемое на младенцев и маленьких детей, в значительной степени определяет, какие синапсы будут сформированы в мозгу, то есть какие клетки окажутся прочно связанными друг с другом.

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «ключ к развитию умственных способностей ребенка — это личный способ познания в первые три года жизни, т. е. в период активного развития мозговых клеток… Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала, то к трем годам — 80 %».

У маленького ребенка есть определённые сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способам и видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. — вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определённое время, проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Для взрослого очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но любой взрослый может, а точнее обязан:

− знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;

− наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;

− предвидеть наступление следующего сенизитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Отсюда возникает принципиальная возможность функциональной диагностики развития детей, т. е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

− более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

− этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;

− более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты.

В сенситивные периоды дети, как губки, впитывают новое, усваивают различные навыки и умения или легко, естественно учатся овладевать разными сферами знания.

Год отставания в дошкольном периоде равен трём школьным годам или пяти годам взрослой жизни.

Поэтому всем заинтересованным взрослым стоит знать, какие сенситивные периоды развития ребенка существуют в жизни человека:

− От рождения и всю жизнь — развитие речи.

− От рождения до 3 лет — сенсорное развитие.

− От рождения до 1,5 лет — познание окружающего мира.

− От 1,5 до 3 лет — развитие устной речи. Это возраст быстрого, лавинообразного пополнения словарного запаса ребенка. Это свойство можно использовать для планомерного изучения иностранного языка или даже нескольких иностранных языков. В то же время этот период благоприятен для интенсивного развития моторики.

− От 1,5 до 4-х лет развитие мускульной координации.

− От 2 до 4 лет — забота о порядке в окружении и обязанности.

− От 2 до 6 лет — музыкальное развитие.

− От 2,5 до 6 лет — утонченность чувств.

− От 2,5 до 6 лет — развитие социальных манер.

От 3-х до 6лет — восприятие влияния взрослых.

− В возрасте 3–4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формируется осознание ребенка себя как личности и понимание собственной мысли.

− От 3,5 до 4,5 лет — навыки письма.

− В 4 года ребёнок легко овладевает пространственными представлениями (повесьте рядом с ним карту, и он увлечётся познаниями мирового пространства).

− 4–5 лет — это возраст повышенного интереса к музыке, и, как ни странно, к математике. Ребенок интересуется письмом, активно экспериментирует с формой, цветом, размером различных предметов.

− От 4,5 до 5,5 лет — чтение. Он начинает понимать, что все люди — очень разные, у него появляются навыки социального поведения.

− В возрасте 8–9 лет второй всплеск лингвистических способностей. Стремительно развиваются фантазия и воображение. Растет интерес к искусству.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256с.
  2. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Ростов н/Д: Фенмкс, 2007.-125с.
  3. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей М.: ТЦ «Сфера», 1999.-208с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, принципиальная возможность, развитие, рождение.

Похожие статьи

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем.

Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и

4. От рождения до школы.

Психологические аспекты управления развитием личности...

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения.

Психологические факторы перинатального периода развития...

рождение ребенка, время беременности, материнское отношение, период беременности, род, ребенок, беременная женщина, будущий ребенок, развитие плода, развитие

Ребенок, во время перинатального периода развития, живет практически «одной жизнью» с матерью.

Проблема исследования раннего развития детей | Статья...

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением...

Пространственно-временные представления и особенности их...

Время как объективная реальность характеризует длительность и темп протекания реальных процессов, а также их последовательность. То, что принято называть «восприятием времени», и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале...

Наша сегодняшняя статья посвящена психическому развитию ребёнка первого года жизни или как

Новорожденность (с рождения до 1 месяца) является единственным периодом в жизни

Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающими и...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей.

И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает

- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь...

Установление происхождения детей при применении...

При этом дети, родившиеся от лиц, не состоящих между собой в браке, имеют

Возможность оспаривания отцовства (материнства) возникает в тех случаях, когда в книге записей о

На практике рождение ребенка создает почву для споров о том, кто имеет право выступать...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от...

Похожие статьи

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем.

Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и

4. От рождения до школы.

Психологические аспекты управления развитием личности...

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения.

Психологические факторы перинатального периода развития...

рождение ребенка, время беременности, материнское отношение, период беременности, род, ребенок, беременная женщина, будущий ребенок, развитие плода, развитие

Ребенок, во время перинатального периода развития, живет практически «одной жизнью» с матерью.

Проблема исследования раннего развития детей | Статья...

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением...

Пространственно-временные представления и особенности их...

Время как объективная реальность характеризует длительность и темп протекания реальных процессов, а также их последовательность. То, что принято называть «восприятием времени», и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале...

Наша сегодняшняя статья посвящена психическому развитию ребёнка первого года жизни или как

Новорожденность (с рождения до 1 месяца) является единственным периодом в жизни

Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающими и...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей.

И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает

- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь...

Установление происхождения детей при применении...

При этом дети, родившиеся от лиц, не состоящих между собой в браке, имеют

Возможность оспаривания отцовства (материнства) возникает в тех случаях, когда в книге записей о

На практике рождение ребенка создает почву для споров о том, кто имеет право выступать...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от...