Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой

9. Педагогика высшей профессиональной школы
23.05.2019
452
Поделиться
Библиографическое описание
Трошин, С. А. Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой / С. А. Трошин, А. С. Машичев, И. И. Фомин, В. В. Панаскин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15109/.


В настоящий момент согласно стандарту ФГОС3+ процесс обучения студентов предполагает получение ими компетенций, которые делятся на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).

Компетенция — комплексная характеристика готовности выпускника принять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности (рис.1, рис.2).

Рис. 1. Структура компетенций

Рис. 2. Виды компетенций

Общекультурные компетенции включают в себя знания, умения и навыки, которыми обязан обладать каждый человек, получивший высшее образование. Общепрофессиональные компетенции относятся к профилю и направлению специальности обучаемого и необходимы для понимания им предметных связей и особенностей будущей работы. Профессиональные компетенции относятся непосредственно к получаемой специальности, включают в себя комплекс теоретических знаний и практических умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции приобретаются в ходе учебных занятий по специальным дисциплинам, а именно на лабораторных и практических занятиях. Приобретение же общекультурных компетенций связано с видами деятельности, не всегда имеющими прямое отношение к специальности студента. Как правило, они приобретаются при изучении дисциплин, являющихся общими для большинства специальностей высшего образования.

Практически во всех образовательных стандартах высшего образования прописаны следующие общекультурные компетенции:

− ОК-8 — Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

− ОК-13 — Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

− ОК-16 — Способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-8 означает, что выпускник высшего учебного заведения должен:

  • Знать:

− основные понятия, критерии и инструменты теории и методики обучения;

− особенности педагогической системы и системного подхода;

  • Уметь:

− использовать методы, средства и формы физической культуры для укрепления здоровья, повышения общей и профессиональной работоспособности;

  • Владеть:

− системой теоретических знаний, практических умений и навыков развития и совершенствования своих функциональных и двигательных возможностей

Данная компетенция формируется на лекционных и практических занятиях физической культурой.

Во время лекций студенты получают информацию о том, как правильно вести здоровый образ жизни. Они знакомятся с правилами техники безопасности при занятии физической культурой и спортом. На лекциях рассматривается история развития физической культуры и спорта, а также их роль в обществе. Студенты знакомятся с основами физиологии и анатомии человеческого тела, с нормальными показателями организма (частота сердцебиения, объем дыхания, артериальное давление). Кроме того, на лекциях обучаемым рассказывают и объясняют основные принципы выполнения физических упражнений.

Во время практических занятий студенты учатся выполнять физические упражнения, соревнуются в спортивных состязаниях, принимают участие в командных видах спорта, например в спортивных играх.

К примеру физических упражнений, выполняемых на практических занятиях по физической культуре можно отнести:

− бег на короткие и длинные дистанции;

− прыжки в длину;

− приседания;

− отжимания от брусьев и от пола;

− подтягивания;

− челночный бег;

− разминка (наклоны, повороты корпуса, растяжка и прочее).

К спортивным играм, к участию в которых привлекаются студенты, можно отнести:

− волейбол;

− футбол;

− баскетбол.

ОК-16 реализуется за счет:

− повышения мотивации;

− приучения студентов к дисциплинированности и труду;

− повышения воли к победе;

− развитие таких качеств, как умение подчиняться правилам и уважать соперника.

Данные цели могут достигаться, например, при проведении спортивных соревнований и состязаний.

Примерами таких спортивных соревнований могут являться:

− легкоатлетический кросс;

− лыжный кросс;

− спортивные фестивали и игры;

− соревнования по игре в футбол, волейбол, баскетбол;

− и др.

ОК-13 является очень важной компетенцией, поскольку в современном обществе умение взаимодействовать с коллективом и выполнять работу в команде очень важно. Для большинства современных профессий данные навыки являются необходимыми. ОК-13 формируется у студентов за счет выполнения групповых упражнений и участия в командных видах спорта.

В качестве примеров видов учебной деятельности, формирующей ОК-13 на занятиях физической культурой можно привести участие в таких спортивных играх, как футбол, волейбол, баскетбол и др. Вышеописанные цели могут реализовываться и за счет вовлечения студентов в участие в спортивных праздниках и командных соревнованиях.

Помимо формирования общекультурных компетенций занятия физической культурой и спортом несут следующее положительное воздействие на обучаемых:

− позволяют организовать досуг студентов;

− помогают улучшить их здоровье;

− пропагандируют здоровый образ жизни;

− развивают личностные, волевые и морально-нравственные качества;

− помогают бороться с вредными привычками.

Безусловно, занятия физической культурой играют немаловажную роль в подготовке выпускников высшего учебного заведения, а также оказывают положительное влияние на формирование характера обучаемых и состояние их здоровья.

Литература:

  1. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 349–351. — URL https://moluch.ru/archive/75/12824/ (дата обращения: 26.02.2019).
  2. Коршунова О. С. Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе с учетом профессиограммы будущих специалистов // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 637–640. — URL https://moluch.ru/archive/95/21322/ (дата обращения: 26.02.2019).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный