Травмы и несчастные случаи на уроках технологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 02.02.2019

Статья просмотрена: 2188 раз

Библиографическое описание:

Аспедников, М. Г. Травмы и несчастные случаи на уроках технологии / М. Г. Аспедников. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14828/ (дата обращения: 14.11.2024).



Ключевые слова: травмы, несчастные случаи, безопасность, инструктаж, урок технологии.

К сожалению, во время учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с учащимися все же могут произойти несчастные случаи. Их основные причины заключаются в следующем:

− нарушения организационных требований к проведению уроков технологии;

− неправильное размещение технологического оборудования;

− проведение занятий в отсутствие учителя;

− ошибки в методике проведения занятий, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников;

− часто причиной несчастного случая является пренебрежительное отношение к вводному инструктажу, неправильное обучение технике практических упражнений, отсутствие необходимого контроля, самоконтроля;

− недостаточное материально-техническое оснащение занятий [3]. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях оборудования. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В. Причиной травм может явиться состояние средств индивидуальной защиты, их несоответствие требованиям безопасности [1]. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке рабочих мест и инструментов для проведения занятий.

− неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние учебных мастерских (кабинетов): плохая вентиляция, недостаточное освещение рабочих мест, запыленность, несоответствие температурного режима.

− низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушениям дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к выполнению практических заданий.

Зачастую несчастным случаям способствуют либерализм или низкая квалификация учителей технологии, которая обусловлена в первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик трудового воспитания, педагогических основ, нормативных требований в системе образования, направленных на обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что причины травм и несчастных случаев — это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по технологии в учебном заведении.

Необходимо отметить, что за последние годы сформирована нормативно-правовая база по обеспечению безопасных условий труда [2], но в структуре причин несчастных случаев не произошло никаких изменений. Они все те же:

1) слабая материальная база технологического оборудования;

2) неудовлетворительная организация работ;

3) нарушение технологических процессов, правил и инструкций по охране труда;

4) нарушение трудовой и производственной дисциплины;

5) реже низкий профессиональный уровень педагога.

При несчастных случаях первоочередные действия учителя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности учащихся, так как прежде всего преподаватель несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса в учебных мастерских. Учитель технологии должен немедленно сообщать директору школы о каждом несчастном случае с учащимися.

Травмы и несчастные случаи происходят на уроках технологии не реже чем вне школы. Это обусловлено тем, что существует взаимосвязь между травмами и индивидуально-психологическими особенностями детей. Профилактику травм логичнее проводить с учетом этих особенностей.

Риск возникновения травм у детей обусловлен [1]:

1 недисциплинированностью детей;

2 неумением распознать опасность;

3 несформированностью необходимых навыков поведения;

4 физической слабостью;

5 определенными возрастными особенностями.

По мнению многих авторов работ, посвященных проблеме детского травматизма, наиболее частая причина травм, получаемых ребенком в школе на уроках технологии, — это недисциплинированность детей, их неорганизованность [3].

Среди учителей технологии школ города Архангельска и Шенкурского района Архангельской области был проведен устный опрос. (МБОУ «СОШ № 51 г. Архангельск», МБОУ «Шенкурская СОШ», МБОУ «Боровская СОШ», МБОУ «Ровдинская СОШ», МБОУ «Устьпаденьская СОШ», МБОУ «Шеговарская СОШ»). Учителям были заданы вопросы:

− получают ли обучающиеся травмы на уроках технологии?

− в процессе каких работ (операций) получение травм встречается чаще?

− в какое время суток чаще всего травмируются дети?

− какие причины, по вашему мнению являются самыми значимыми при возникновении травм?

Проанализировав ответы учителей, можно сделать следующие выводы, что в их практике бывали случаи получение травм школьниками. Причиной травм, по мнению учителей является баловство, незнание техники безопасности, использование инструмента не по назначению. Чаще всего травмы возникают во второй половине дня (с 16 до 20 ч.). Все несчастные случаи заносятся в журнал травм школы.

Выделено четыре подгруппы причин возникновения травм у школьников:

Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

Вторая — с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

Третья — с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

Четвертая — с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение и др.

Литература:

1 Обеспечение безопасности при проведении учебных занятий, походов, экскурсий и туристских соревнований учащихся / Сост. А. А. Деминов, О. И. Изотова, М. В. Кацупий, С. Г. Каячкова, А. Я. Митяков, Г. К. Хабло.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2012. — 152 с.

2 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. — М.: Высш. шк., 2007. — 448 с.

3 Основы безопаносности: учеб. пособ./ авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): урок технологии, причина травм, проведение занятий, недисциплинированность детей, несчастный, получение травм, технологическое оборудование, травма, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Интерактивный плакат на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Проектная технология в работе с дошкольниками

Проблемы оказания доврачебной помощи

В статье приводятся результаты социального опроса Неоказания первой помощи пострадавшим населением. Прилагается авторский игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах.

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Современные образовательные технологии на уроках физики

В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Интерактивный плакат на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Проектная технология в работе с дошкольниками

Проблемы оказания доврачебной помощи

В статье приводятся результаты социального опроса Неоказания первой помощи пострадавшим населением. Прилагается авторский игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах.

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Современные образовательные технологии на уроках физики

В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Формирование коммуникативных умений на уроках математики