Нарушения организационного, методического и санитарно-гигиенического характера на уроках физической культуры влекут за собой травмирование обучающихся. Низкая эффективность работы по профилактике травматизма, связанна с отсутствием систематического воспитания обучающихся. Следствием этого является отсутствие у обучающихся навыков правильного поведения на уроках физкультуры. Составной частью работы педагога является отсутствие травматизма и соблюдение главного правила «не навредить здоровью обучающихся». С целью профилактики травматизма в образовательных организациях необходимо проводить мероприятия по формированию у школьников культуры правильного поведения, направленные на предупреждение получения травм. В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители образовательных организаций, классные руководители и обучающиеся, но основная роль отводится учителю физической культуры.
Педагог осуществляет системный технический уход за спортивным инвентарем и оборудованием, периодически смазывает трущиеся детали спортивного оборудования, проводит контроль за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений. Для предупреждения травматизма учитель проводит проверку прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу. Спортивное оборудование и снаряды должны быть надежно закреплены и опробованы. Проверка надежности установки и результатов испытаний инвентаря и оборудования фиксируются в специальном журнале регистрации результатов испытаний.
Занятия на спортивном оборудовании необходимо проводить под непосредственным контролем. Спортивный зал и размещенное в нем оборудование, должны соответствовать требованиям по электробезопасности и пожаробезопасности. Особые требования в спортивном зале предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции, наличию раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита. Педагог проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов и посторонних лиц в зале. Перед началом урока учитель проверяет готовность зала, чистоту пола и инвентаря, наличие освещения и вентиляции, температурный режим и защитные приспособления.
Физическая помощь, страховка и самостраховка обучающихся на спортивных снарядах имеет важное значение для безопасной работы. Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимися в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого элемента. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием. Для профилактики спортивного травматизма учитель строго соблюдает правила рациональной методики обучения в дозировании нагрузок, последовательности овладения двигательными навыками, индивидуального подхода и контроля за выполнением упражнений. Перед основной частью урока нужна достаточная разминка для предотвращения травмирования. Строгая дисциплина на занятии должна быть законом для обучающихся. Следуя общепринятым нормам и стандартам, школьники должны четко соблюдать инструкцию по технике безопасности. Не допускать к занятиям обучающихся, не прошедших инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях. В начале каждого урока с обучающимися проводиться обязательная беседа по технике безопасности.
При проведении урока педагогу следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие обучающихся, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, не допускать к занятиям больных детей. Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления школьника в процессе учебного занятия. Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью обучающихся. Перед началом урока педагог проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников, отсутствие у них часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм.
Для сохранения здоровья и быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Учитель должен уметь определять характер травм, знать их признаки и владеть приемами оказания первой помощи. Не оставлять школьников без присмотра во время урока; грамотно чередовать нагрузку и отдых; вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю; уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам; при плохом самочувствии освободить школьника от занятий; не допускать входа и выхода в зал без разрешения педагога до, во время, и после занятий; требовать от обучающихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя; на подвижных играх дети обязаны четко соблюдать правила, избегать столкновений, толчков и ударов; при обнаружении обстоятельств, которые могут нанести вред здоровью детей, немедленно прекратить занятие и сообщить об этом администрации школы, а обучающихся вывести в безопасное место; при получении школьником травмы немедленно остановить занятие, пригласить медработника и оказать первую доврачебную помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям; после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение; проводить детей в раздевалку, напомнить учащимся о соблюдении правил дорожного движения.
При правильно организованных физкультурных занятиях, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами занятия не только интересовали школьников, но и закладывались элементы формирования творчества. В разработку данной темы серьёзный вклад внес профессор медицины, заслуженный врач России Велитченко Виталий Кондратьевич, который написал книгу «Физкультура без травм» в ней описаны главные причины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности и профилактике.
Литература:
- Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М. 2010. — 109 с.
- Квартовкин К. К., Мандриков В. Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 2010.- с. 16.
- Муравьев В. А., Созинова Н. А. Техника безопасности на уроках физической культуры. — М., 2001. — 96 с.