Как научить первоклассников безошибочному списыванию текста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 6940 раз

Библиографическое описание:

Алифер, Е. П. Как научить первоклассников безошибочному списыванию текста / Е. П. Алифер. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14774/ (дата обращения: 16.12.2024).



Кажется, совсем недавно мои первоклассники перешагнули порог школы, но уже закончилось первое полугодие, то есть половина первого класса позади. Это значит, что учащиеся уже должны получить немало знаний и овладеть рядом важных, необходимых для будущего обучения умений. Любому учителю нетрудно заметить, что большие затруднения первоклассники встречают на уроках русского языка. Поэтому мне бы хотелось обратить внимание на изучение предметов образовательной области «Филология».

Из рабочей программы учителя 1 класса можно понять, что курс русского языка автора А. В. Поляковой (УМК «Перспектива») предполагает к концу 1 класса в разделе «Орфография и пунктуация» овладение учащимися следующими умениями:

‒ применять правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, щ(в сильной позиции — под ударением);
  • отсутствие ь в буквосочетаниях чк, чн, щн, нщ;
  • перенос слова;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • знаки препинания (.?!), в конце предложения;
  • слова с непроверяемым написанием (согласно перечню в программе);

‒ безошибочно списывать текст с доски и из учебного пособия;

‒ писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.

В течение первого полугодия на уроках русского языка учащиеся отрабатывали:

‒ анализ графической формы новых букв, алгоритм их написания;

‒ письмо прописных и строчных букв;

‒ деление слов на слоги;

‒ обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью буквы;

‒ письмо слогов с твёрдыми и мягкими согласными (ры-ри, вы-ви и т. д.).;

‒ обведение слогов и слов с глухими и звонкими согласными;

‒ запись под диктовку слов, которые не расходятся с произношением;

‒ написание заглавной буквы в именах собственных;

‒ правила написания предложений;

‒ постановку в словах ударения;

‒ письмо слов и слогов с мягкими, звонкими и глухими согласными;

‒ умение писать прописную букву в именах собственных и в начале предложения;

‒ переводить печатные буквы в письменные;

‒ осуществлять самоконтроль.

Думаю, столько времени на отработку данных умений отведено не случайно, ведь без них справиться с задачами, которые ставятся перед учеником уже в конце второй четверти очень сложно. А они следующие:

‒ освоение правил написания имён собственных и оформления предложений на строке;

‒ перевод печатных текстов в письменные;

‒ письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их произношением;

‒ усвоение приёмов правильного списывания текста.

Можно заметить, что эти умения являются элементами содержания, которые проверяются на ВПР в конце 4 класса. Поэтому перед учителем первоклассников встаёт очень сложная задача: научить все эти упражнения в орфографии и пунктуации выполнять правильно изначально, чтобы не переучивать в дальнейшем.

Можно сказать, что начинается период орфографической пропедевтики.

«Термином «пропедевтика» обозначают изучение чего-либо на практической основе, без специального изучения теории, дотеоретическое изучение материала. Орфографическая пропедевтика — это изучение орфографии на практической основе, формирование орфографических умений, обеспечивающих в дальнейшем успешное овладение нормами правописания.

Цель орфографической пропедевтики в период обучения грамоте — сформировать у учащихся прочные основы, фундамент орфографической грамотности. Цель достигается благодаря решению следующих конкретных задач:

1) Развитие орфографической зоркости учащихся.

2) Формирование у детей умений проверять или объяснять написанное простейшими способами.

3) Обучение детей списыванию с готового текста.

4) Обучение детей письму под диктовку.

5) Развитие речи и мышления детей». [1, с.66]

Хочется остановиться на обучении списыванию.

В прописи задания на списывания усложняются постепенно: слово, предложение, текст. Когда начинается любое новое упражнение, то всегда хочется найти памятку для учащихся с алгоритмом его выполнения. Вот и памяток «Как правильно списывать» можно найти много. Например, на одном из учительских сайтов можно найти такой.

«Списываем слово.

  1. Прочитай слово.
  2. Повтори его.
  3. Скажи, сколько в слове букв. Можно посчитать в книге карандашом.
  4. Отмечаем «опасные места».
  5. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
  6. Напиши слово в тетради.
  7. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
  8. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки». [2]

Возникает вопрос: зачем же мы все уроки в 1 классе посвящаем развитию фонематического слуха детей, формируем навык звукового анализа слов?

Думаю, будет правильно выполнить анализ слова, именно он поможет избежать ошибок при списывании. Тогда порядок выполнения упражнения будет выглядеть так:

  1. Прочитай слово и подумай, что оно обозначает (ведь есть слова омографы, в которых безударные гласные разные- замок, имена собственные).
  2. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
  3. Подчеркни другие орфограммы.
  4. Раздели слово на слоги.
  5. Спиши слова по слогам, проговаривая их «орфографически».
  6. Выполни проверку (прочитай слово по слогам, пункты 2,3).

Если в начале списывания ученик отработает умение анализировать слово и правильно его списывать, то постепенно это умение дойдёт до автоматизма и не будет занимать много времени. Тем более, далее задание усложняется: предлагается списать предложение, а оно состоит из слов.

На практике убедилась, что списывание предложения после его анализа — это приём, позволяющий помочь учащимся избежать ошибок при списывании предложения.

C:\Users\DNS\Desktop\DSCN5706.JPG

Рис. 1. Списывание предложения без анализа и самопроверки.

C:\Users\DNS\Desktop\DSCN5708.JPG

Рис. 2. Списывание предложения после анализа с самопроверкой.

Мы с учащимися составили следующий алгоритм работы по списыванию предложения.

  1. Прочитай предложение. Подчеркни его начало и конец. Подумай, о чём в нём рассказывается?
  2. Поставь ударение в словах и отметь безударные гласные.
  3. Проверь, какие ещё трудные места есть в словах. Подчеркни их.
  4. Раздели слова на слоги.
  5. Спиши предложение, проговаривая слова по слогам «орфографически».
  6. Проверь: подчеркни орфограммы в своём предложении.

Второй и третьи пункты требуют уточнения. Я не случайно выделяю безударную гласную, ведь это наиболее часто встречающаяся в словах орфограмма, и чем раньше мы научим её видеть, различать, проверять, тем меньше ошибок будут допускать наши ученики. Что касается третьего пункта, то первоклассники уже знакомы наиболее распространенные орфограммы (опасные места) в словах:

‒ сочетания жи-ши, чу-щу,ча-ща;

для согласных это:

‒ положение парного по звонкости-глухости согласного на конце слова (суп, дуб, гриб); -положение парного по звонкости-глухости согласного перед другим парным согласным (грибки, кружки);

‒ заглавная буква в именах собственных;

‒ смягчающий мягкий знак.

Также упражнения на списывание нужно давать учащимся в системе, тогда навык письма не утратится. Для себя я распределила дни недели так, чтобы все необходимые основные умения отрабатывались хотя бы раз в неделю.

  1. Понедельник- фонетический анализ слова.
  2. Вторник- словарный диктант.
  3. Среда- списывание.
  4. Четверг-диктант.
  5. Пятница-развитие речи.

Конечно, к концу 1 класса учащимся может быть предложен сокращённый алгоритм списывания, но при этом не изменятся правила списывания- они останутся в памяти детей на все года обучения, что позволит им не бояться контрольного списывания, потому что умение списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме они научены.

Литература:

  1. https://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/posobiya/maly_metodika.pdf
  2. http://www.voronitsyna.ru/dlja-roditelej/76–2013–04–06–06–02–18
Основные термины (генерируются автоматически): слово, списывание предложения, орфографическая пропедевтика, умение, диктовка слов, заглавная буква, Обучение детей, практическая основа, прописная буква, русский язык.