Реализация социальных проектов в дошкольном общеобразовательном учреждении как условие развития активной жизненной позиции и чувства патриотизма у дошкольников «цифрового поколения» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мешалкина, А. А. Реализация социальных проектов в дошкольном общеобразовательном учреждении как условие развития активной жизненной позиции и чувства патриотизма у дошкольников «цифрового поколения» / А. А. Мешалкина, С. В. Симанькова, О. М. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14489/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье будут рассмотрены особенности реализации социального проекта «Доброта начинается с малого», ориентированного на активное включение всех участников образовательного процесса в комплекс социально-значимых мероприятий и его влияние на формирование активной жизненной позиции и чувства патриотизма у современных дошкольников.

Ключевые слова: активная жизненная позиция, образовательное учреждение, образовательный процесс, Балашиха, чувство патриотизма, социальная акция, современный дошкольник.

Сегодняшнее общество насыщено экономическими и политическими кризисами, из вне на семью оказывает влияние множество факторов, что приводит к изменению нравственно-ценностных ориентаций взрослых, и, как следствие, к спаду в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Как, в век электронных гаджетов, дефицита межличностного общения, избытка агрессивной информации, воспитать доброго и отзывчивого ребенка с активной жизненной позицией? Как развивать чувство патриотизма у «цифрового поколения»? Рассказывать о правилах поведения? Читать книги? Показывать мультфильмы? Наверное, нет. Только родители личным примером могут задать правильный вектор развития маленького человека! А педагоги образовательного учреждения могут стать их активными помощниками! Современной семье, воспитывающей дошкольника, необходимо предложить такую добровольную систему взаимодействия, где результат достигается за счет того, что взрослые и дети сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности посредством участия в социальных акциях. Для реализации такого подхода был разработан и успешно реализуется уже не первый год проект «Доброта начинается с малого» в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка».

Цель проекта — повышение эффективности нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников посредством активного включения всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в комплекс социально значимых мероприятий. Реализация проекта позволяет решать ряд значимых для современно дошкольного образования задач:

– привлекать внимание участников образовательного процесса к социальным проблемам;

– способствовать расширению социальных связей и повышению уровня социальной компетенции участников акций, повышению духовного и нравственно-патриотического уровня, формированию позитивной самооценки, коммуникативных и творческих навыков, личностных качеств детей, родителей педагогов;

– устанавливать более неформальный контакта между семьей и педагогическим коллективом;

– повышать эффективности информационно-просветительской работы образовательного учреждения.

Планируя мероприятия в рамках проекта «Доброта начинается с малого», мы постарались охватить все стороны жизни современного общества. Таким образом, определились четыре направления работы (рис. 1)

Рис. 1

Только в течении одного учебного года, удалось реализовать огромный комплекс социально-значимых мероприятий при активной поддержке со стороны семей наших воспитанников и жителей Г. о. Балашиха.

В рамках направления «Экология» были проведены следующие мероприятия социального характера:

– в акции «Покормите птиц зимой» приняли участие 37 семей, они не только сделали кормушки, которые развесили в городском парке и лесном массиве, но и организовали «дежурство по птичьим столовым» (рис.1);

– акция «Весна идет», позволила не только познакомить дошкольников с особенностями проращивания семян, подготовки рассады, но привлекла внимание жителей города к проблемам экологии. Дети и воспитатели проращивали рожь — символ наступающей весны, а потом подарили горшочки с рассадой жителям микрорайона (рис.2);

– флешмоб «Посади дерево» с участием старших дошкольников пропагандировал, среди семей воспитанников, участие в ежегодной городской акции «Лес Победы» (рис.3).

Направление социальной работы «Помощь другим людям», вызвало максимальный эмоциональный отклик у взрослых участников нашего проекта:

– маленькие пациенты Московского Областного Онкологического Диспансера получили подарки от «Тайного Деда Мороза», сделанные педагогами и родителями, также в детском отделении были размещены информационно-образовательные и поздравительные плакаты, изготовленные старшими дошкольниками (рис.4);

– в «Творческой мастерской «Посиделки» родители регулярно (2 раза в месяц) не только встречались с педагогами на мастер-классах, где знакомились с образцами народного творчества, но и сами пробовали их создавать (рис.5).

Деятельность в рамках направления «Окружающий социальный мир» позволила активно привлекать внимание родителей наших воспитанников и жителей города к различным социальным проблемам:

– акция «Творчество на заборе» высоко оценили жители Г. о. Балашиха — им понравились поздравительные и информационные плакаты, на ограде образовательного учреждения, от детей и родителей. Самые разнообразные темы освещались на детских плакатах (рис.6).

– все вместе мы поддержали первую общероссийскую акцию «Дарите книги с любовью», ведь ее цель так созвучна задачам дошкольного образования: возрождение интереса к книге и традиции семейного чтения. В акции приняли участие более 150 семей (рис.7).

В рамках направления «Значимые даты и праздники» удалось привлечь к участию более 100 семей наших воспитанников:

– сотрудников Управления по образования Администрации Г. о. Балашиха 27 сентября ждал сюрприз, когда дети с воспитателями приехали поздравить их с «Днем дошкольного работника», подарив открытки, созданные их семьями (рис.8);

– участников Городского методического объединения педагогов, проходившего в нашей образовательной организации очень заинтересовали «Подарки Масленицы» с семейными рецептами блинов, ведь каждая семья подготовила магниты с рукописными рецептами (рис.9);

– акция «Я помню!» не позволит забыть ветеранов Великой Отечественной войны. Оформление информационных-пространств групп силами родителей, посвященных их родственникам — ветеранам, вызвало огромный интерес не только у детей, но и взрослых (рис.10).

Использование как традиционных, в дошкольном образовании форм работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию, так и не традиционных — социальных акций, позволяет педагогам добиваться максимальных результатов, вовлекая в такаю деятельность всех участников образовательного процесса. Анализ результатов реализации проекта «Доброта начинается с малого» показал высокую социальная значимость, а значит способствовал развитию у дошкольников активной жизненной позиции и чувства патриотизма. Вот только несколько результатов проекта:

– укрепление положительного имиджа образовательного учреждения, его «открытость» для родителей и жителей микрорайона;

– повышение уровня нравственно-воспитательного потенциала семьи, и как, следствие совершенствование нравственно-патриотического и духовного воспитания и развития ребенка, основанное на взаимопомощи взрослых;

– участники проекта убедились, что имеют реальную возможность повлиять на окружающий мир!

Наша деятельность получила признание не только на муниципальном уровне, но и на региональном! Проект «Доброта начинается с малого» — победитель Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2017 году (рис.11).

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО. — М.: Русское слово, 2015. — 216 с.
  2. Деркунская В. А., Агабекян С. С., Воронина Н. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2018. — 240 с.
  3. Коломийченко Л. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС. — М.: Сфера, 2017. — 160 с.
  4. Цветкова Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями. — М.: Сфера, 2013. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): балашиха, образовательное учреждение, образовательный процесс, активная жизненная позиция, чувство патриотизма, рамка направления, активное включение, духовное воспитание, житель микрорайона, повышение уровня.

Похожие статьи

Современная образовательная среда, как фактор...

Социальные образовательные институты рассматриваются нами как совокупность

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только

- воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения...

Похожие статьи

Современная образовательная среда, как фактор...

Социальные образовательные институты рассматриваются нами как совокупность

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только

- воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения...