Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куликова Н. Р. Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14439/ (дата обращения: 21.10.2019).



В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образовательных программ, на которых осуществляется подготовка научных журналистов. На основании полученных данных сделан вывод, что в России происходит становление сообщества научных журналистов, которое объединено общими принципами профессиональной культуры, этики, а также определёнными принципами работы.

Ключевые слова: научные коммуникации, научно-популярная журналистика, популяризация науки, образование, профессионализация.

Научные журналисты — ключевые субъекты процесса популяризации науки наряду с учёными-популяризаторами. Однако среди журналистов и учёных-популяризаторов, распространяющих среди широкой общественности информацию из сферы науки, имеет место полемика по вопросу о том, может ли человек без специализированного образования заниматься её популяризацией. Предыдущее образование и принадлежность к академической среде — всё это влияет на легитимацию статуса научного журналиста. Считается, что для работы в научно-популярных СМИ, пресс-службах научных организаций и в профильных отделах медиа общественно-политической тематики предпочтительно образование в области таких фундаментальных наук, как физика, химия или биология. Кроме того, сами учёные, деятельность которых освещается в научно-популярных материалах, предпочитают взаимодействовать в процессе популяризации с журналистами, которые имеют естественнонаучную подготовку. Из этого вывод, что статус научного журналиста тесно связан с символическим капиталом, который зависит от образования и опыта работы.

В этом вопросе также поднимается проблема компетентности и компетенций научных журналистов. Стоит разграничить разные определения. Понятие «компетентность» означает наличие знаний и опыта в той или иной области, осведомленность по тем или иным вопросам. То есть, данное понятие характеризует индивидуальные интеллектуальные ресурсы. Под «компетенциями» понимается умение применять имеющиеся знания в бытовых и профессиональных видах деятельности. [6]

Труд Михаила Васильевича Ломоносова, написанный ещё в 1755 году и получивший название «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», стал первой попыткой сформулировать список качеств и правил поведения журналистов. В своей работе российский учёный-энциклопедист привёл семь правил, которым должен пользоваться журналист, пишущий о научных исследованиях:

1) Оценить свои возможности и силы, так как эта работа сложна ввиду необходимости рассказывать об уже известных вещах, выделять новое и главное в трудах, которые создаются величайшими людьми;

2) Избавиться от всяких предубеждений по отношению к автору, то есть продемонстрировать свою объективность;

3) Разделять научные труды на две группы: написанные отдельными авторами, другие — учеными сообществами. Кроме того, необходимо внимательно относится к научному труду и избегать упущений при интерпретации;

4) Не осуждать описываемые гипотезы без досконального изучения вопроса, так как есть вероятность, что они — единственный путь постижения истины;

5) Не присваивать себе чужие мысли и суждения; [4]

Приведённые правила Ломоносова иллюстрируют компетенции, сформулированные российским учёным в контексте действий.

В настоящее время в журналистской сфере наблюдается тенденция стирания границ между традиционными и новыми медиа. С развитием технологий и использованием Интернета как платформы для средств массовой информации появляется необходимость в пересмотре компетенций научных журналистов. Так, рост количества платформ для потребления контента требует от автора учитывать наличие множества способов коммуникации с потребителями информации. В таких условиях главной компетенцией журналиста становится способность создавать контент, который легко можно адаптировать к разным платформам.

В современном медиасообществе идёт широкая полемика вокруг вопроса, кто должен заниматься популяризацией науки. Одни уверены, что это входит в компетенцию учёных, другие утверждают, что самостоятельно справиться с такой задачей им не под силу. Суть данного вопроса заключается в компетентности журналиста, занимающегося распространением информации из сферы науки среди широкой аудитории. От него требуется не только компетентность в различных отраслях науки, но и знание сути новых идей, специальная подготовка и постоянное самосовершенствование.

Процесс создания информационного продукта научной тематики — симбиоз творческой деятельности учёного и литератора. Однако сочетание в одном человеке этих двух качеств редко представляется возможным. Поэтому при создании научно-популярного информационного продукта создаётся симбиоз учёного и журналиста, при котором первый следит за тем, правильно ли отражается суть исследования или научной концепции, а второй отвечает за форму подачи материала и его адаптацию под аудиторию. Таким образом, предоставляется возможность восполнить отсутствие литературных умений у учёного, а у журналиста — отсутствие знаний и методологии той или иной науки. [5]

Мир профессий находится в состоянии постоянной трансформации. Эта тенденция хорошо прослеживается при анализе междисциплинарных областей, которые находятся на стыке разных родов профессиональной деятельности. Например, такой сферой занятий является научно-популярная журналистика. Она не только связана со знаниями из сферы науки и принципами их транслирования в медиа: деятельность по популяризации научного знания в СМИ включена в нормативное и практическое поле журналистики как профессии и выполняет функцию посредника между научным сообществом и социумом. [8]

Профессионализация отечественной научно-популярной журналистики началась в эпоху СССР. Советское государство стало проектом по просвещению, в котором ставили целью достижение всеобщей грамотности и активное развитие технических наук, а сама наука рассматривалась как объяснительная альтернатива религиозной картине мира. [2] В то время знание о различных научных концепциях распространялось с помощью специальных научно-популярных журналов и серий книг, которые выходили большими тиражами. Такие журналы, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа», «Техника молодежи», стали основной для дальнейшего формирования у сообщества научных журналистов стиля, принципов и моделей популяризации.

Уже тогда существовала проблема определения статуса научного журналиста. Она была связана с тем, что учёные брали на себя популяризаторские функции, а необходимость в использовании научно-популярного подстиля требовала профессиональных навыков, которыми обладает журналист. Именно поэтому в научно-популярных изданиях часто работали не нашедшие себя в академической профессии учёные.

Специальная подготовка научных журналистов в СССР отсутствовала. Однако, начиная с 80-х годов XX века, некоторые ведущие издания проводили неформальные «школы» и «семинары», на которых происходил обмен опытом и знаниями. Исследователи из НИУ ВШЭ в рамках проекта «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания» выяснили, что школа-студия при журнале «Химия и жизнь», являвшимся интеллектуальным центром популяризации науки, стала главным источником формирования сообщества научных журналистов в советском государстве и современной России. Она не имела официального статуса, однако при этом стала началом профессиональной карьеры для большинства научных журналистов того времени. [1]

В современной России функционирует несколько сообществ, которые объединяют научных журналистов. Самое известное из них — Клуб научных журналистов, представляющий собой неформальное объединение людей, деятельность которых связана с популяризацией науки и её репрезентацией в медиа. Его членами становятся либо по личным приглашениям, либо благодаря рекомендациям других участников сообщества. Этот клуб — профессиональное объединение, выражающее коллективную позицию популяризаторов по содержащим элементы лженауки темам. Стоит отметить, что борьба с лженаукой в средствах массовой информации стала одним из мобилизующих сообщество научных журналистов моментов. В целях борьбы с дискредитацией науки, распространением и пропагандой лженаучных сообщений была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук. [7]

В 2014 году на базе Российской венчурной компании был создан проект «Коммуникационная лаборатория», который объединил представителей науки и организовал множество мероприятий для обмена опыта, получения новых компетенций и выстраивания новых форматов взаимодействия.

В последние годы в государственных вузах активно ведётся целенаправленная подготовка научных журналистов. Получить образование в этой сфере можно в Санкт-Петербургском государственном университете. Магистерская программа по профилю «Научно-популярная журналистика» готовит универсальных научных журналистов, которые имеют общенаучную теоретическую базу и обладают навыками создания научно-популярных медиатекстов.

В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова реализуется межфакультетский курс «Мастерская научной журналистики», лекции которого ведут преподаватели вуза, учёные и популяризаторы науки. Например, в феврале 2018 года курс открыла лекция Виктора Антоновича Садовничего под названием «Наука в Московском университете», а выпускающий редактор портала «Чердак» Ирина Якутенко провела мастер-класс «Что такое новость: структура, необходимые элементы, язык, стиль». Цель этой «Мастерской» состоит в пропаганде и продвижении науки и технологий, а также в привлечении студентов в эту сферу.

Первая в России программа магистратуры по научной коммуникации реализуется в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). На программе готовят специалистов, которые будут содействовать диалогу между научным сообществом и социумом.

На данный момент можно утверждать, что в России происходит становление сообщества по научной журналистике, которое объединено общими принципами профессиональной культуры, этики, а также определёнными принципами работы.

Литература:

  1. Абрамов Р. Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2014. — № 1.
  2. Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
  3. Кожанов А. А., Абрамов Р. Н. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 2. С. 45–59.
  4. Ломоносов М. В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/about/lomonosov/journ_about.php — (Дата обращения: 22.11.2017).
  5. Парафонова В. А. Особенности работы журналиста-попуялризатора. [Электронный ресурс] — URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/09/parafonovavera.doc.pdf — (Дата обращения: 22.11.2017).
  6. Пастухова Б. П. Популяризации науки: компетенции научных журналистов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — 2017. — № 2.
  7. Положение о Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Приложение I к постановлению Президиума РАН от 23 марта 1999 г. № 68.
  8. Felt U., Fochler M. Re-ordering Epistemic Living Spaces: On the Tacit Governance Effects of the Public Communication of Science // The Sciences’ Media Connection-Communication to the Public and Its Repercussions / S. Rödder, M. Franzen, P. Weingart (eds.). Sociology of the Sciences. Yearbook 28. Dortrecht: Springer, 2012. P. 133–154.
Основные термины (генерируются автоматически): журналист, Россия, популяризация науки, научный журналист, сфера науки, научное знание, научно-популярная журналистика, научная журналистика, массовая информация, научное сообщество.

Похожие статьи

Жанр журналистского расследования и его функционирование...

Советскому журналисту, ориентированному в большей степени на позитивную информацию о делах в стране, вплоть до 70-х годов роль расследователя не была свойственна.

В теории журналистики существует множество определений журналистского расследования.

Похожие статьи

Жанр журналистского расследования и его функционирование...

Советскому журналисту, ориентированному в большей степени на позитивную информацию о делах в стране, вплоть до 70-х годов роль расследователя не была свойственна.

В теории журналистики существует множество определений журналистского расследования.