Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в сетевом образовательном пространстве
Автор: Байшукурова Лилия Винеровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.08.2018
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Байшукурова, Л. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в сетевом образовательном пространстве / Л. В. Байшукурова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14376/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена вопросам эффективности развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся путем формирования условий для коллаборативного обучения школьников — создания сетевого сообщества учащихся образовательных учреждений города и использования сетевого взаимодействия для расширения кругозора обучающихся, формирования метапредметных знаний и развития лингвострановедческой, социокультурной, иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, коллаборативное обучение, сетевое сообщество, сетевое взаимодействие, метапредметные знания
The article is devoted to questions of effective development of foreign language communicative competence of students by creating the conditions for collaborative learning of students — creating network community of students of the city for using networking to expand the horizons of students and to form interdisciplinary knowledge and to develop linguistic, socio-cultural, foreign language communicative competence of students.
Key words: communicative competence, collaborative learning, online community, networking, interdisciplinary knowledge
Современное общество доказывает, что изучение иностранного языка дает неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является «визитной карточкой» современного человека. Наблюдения показывают, что владение иностранным языком на уровне пользователя является одним из обязательных требований при устройстве на перспективную работу, предоставляет реальные возможности карьерного роста.
Одной из основных целей обучения иностранным языкам является коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Развитие коммуникативной компетенции позволяет школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение — это основа взаимодействия между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции — первостепенная задача в сфере обучения. [1]
Условия образовательного пространства ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» отличаются своей спецификой: это и интеграция базового образования и дополнительного образования, и модель жизнеустройства воспитанников, при которой они проживают и обучаются вне дома, это и наличие современнейших средств обучения, и взаимодействие с методистами и психологами. Режим преподавания иностранного языка в училище предполагает углубленное его изучение, и мы считаем, что формирование условий для коллаборативного обучения, а именно создание сетевого сообщества учащихся образовательных учреждений города, а также использование сетевого взаимодействия для развития иноязычной коммуникативной компетенции позволило бы вывести обучаемых на уровень углубленного владения английским языком на следующих ступенях обучения.
«Сообщество» — объединение, группа из некоторого числа людей, связанных общими интересами, целями. [2]
Имея в руках такой инструмент, ребята быстрее и легче справляются с трудностями, учатся выходить за рамки учебного содержания материала, традиционной структуры урока, учатся работать в коллективе, распределять работу между участниками по направлениям и видеть его как одно целое, понимать, что от качества твоей работы зависит общий результат. Учащиеся находят применение каждому участнику, в зависимости от его конкретных способностей, тяге к определенным видам деятельности — то есть каждому найти то место в проектной работе, где он будет наиболее востребован, наиболее эффективен, а, следовательно, сможет приносить наибольшую пользу и получать максимальное удовлетворение от работы. [3]
Коммуникативная компетенция учащихся улучшается в разы, когда школьники становятся участниками сетевого взаимодействия. В творческой атмосфере дети становятся более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая, игровая деятельностьучащихся-партнеров в рамках сетевого проекта, управляемая педагогами-профессионалами, имеющих общую проблему, цель, методы, способы деятельности и средства направленные на достижения цели, позволяет осуществлять эффективное сотрудничество и являетсязамечательным стимулом для творчества и развития, имеющее мотивационное и вдохновляющее значение.
Определяющими для сетевого взаимодействия являются не только совместная деятельность, но и само информационное взаимодействие (общение, коммуникация, диалог), связанные с этой совместной деятельностью. [4]
С целью повышения эффективности сотрудничества общеобразовательных организаций города Оренбурга в области создания иноязычной языковой среды в октябре 2015 года приказом Государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования Оренбургской области» (ГБУ РЦРО) было создано сетевое сообщество образовательных организаций г. Оренбурга.
Платформой сетевого сообщества образовательных организаций г. Оренбурга стало ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище». План реализации сотрудничества сетевого сообщества содержит творческие мероприятия (предмет-английский язык) по реализации проекта на площадках образовательных учреждений города Оренбурга.
14 апреля на базе Оренбургского президентского кадетского училища состоялся интеллектуальный очный конкурс по английскому языку «Мой дом — моя крепость» («My Home is My Castle») с использованием квест-технологии (технологии деятельностного типа), который проводился в рамках работы сетевого сообщества создания иноязычной языковой среды и ориентирован на обучающихся общеобразовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области, изучающих английский язык в качестве первого иностранного языка.
Организатором Конкурса выступает ГБУ «Региональный центр развития образования в Оренбургской области» и ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище».
Цель и задачи Конкурса:
Цель конкурса: расширение кругозора обучающихся и формирование метапредметных знаний (английский язык, краеведение), развитие лингвострановедческой, социокультурной, иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средних общеобразовательных организаций.
Задачи:
1) способствовать развитию у учащихся мотивации и интереса к изучению иностранного языка;
2) углубить знания учащихся в области истории и культуры многонационального населения Оренбургской области;
3) развивать творческий потенциал учащихся;
4) предоставить возможность творческого самовыражения учащихся в форматах и жанрах, которые отвечают их интересам и способностям;
5) обучать учащихся навыкам и умению работать в команде
6) способствовать развитию толерантности к другой культуре.
Методическая цель квест-технологии: создание условий для организации исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий.
Преимуществом квест-технологии является использование активных методов обучения.
Конкурс «My Home is My Castle» является развивающим, воспитательным, познавательным и творческим мероприятием в области развития устной речи, аудирования и чтения на иностранном языке. Участникам предлагалось проявить себя в следующих испытаниях:
1. Конкурс домашнего задания «Nationality Fact file» («Национальность: основные факты»): восприятие на слух информации с опорой на видеоряд, ответы на вопросы по содержанию.
Домашнее задание предполагало представление видеоролика или выступление с презентацией по выбранной национальности в составе Оренбургской области и 6 вопросов к командам — участницам. Команда представляет проект, задает вопросы командам соперников, затем отвечает на вопросы других команд. Время представления — 3 минуты.
2. «Home, Sweet Home»: конкурс по аудированию.
3.«Our Multinational Region» («Наша многонациональная область»): интерактивная игра.
Викторина предполагает ответы на предложенные вопросы, касающиеся истории и культуры многонационального Оренбургского края. Команда, набравшая наибольшее количество баллов в ходе выполнения конкурсных заданий, становится победителем Конкурса. Тематика конкурсных заданий Оренбуржье — многонациональный край. Традиционные блюда различных национальностей. Обычаи и традиции народов, населяющих Оренбургский край. Выдающиеся личности — представители многонациональной семьи народов России. В этот день команды и гости квеста могли наблюдать парад народов, который устроили наши участники. Ребята продемонстрировали костюмы разных национальностей, узнали об особенностях национальной кухни и даже попробовали некоторые блюда, познакомили с богатой культурой и традициями каждого этноса и узнали много нового о знаменитых людях разных национальностей. На одной сцене ребята представили культуру казахского, русского, татарского, чувашского, еврейского народов при помощи песен, танцев, презентаций и видеофильмов. Была видна большая подготовительная работа, что помогла лучше всего изучить выбранную национальность, ее обычаи и традиции. А что наиболее ярко характеризует народ? Конечно же, праздники, которые он любит и отмечает. Именно в них, как в зеркале, отражается характер, культура и душа нации. Поэтому все участники квеста как будто бы побывали на еврейском празднике «Пурим», на татарском «Сабантуе», русской «Масленице», чувашском «Сурхуре» и казахском «Наурыз». Выступление кадет ОПКУ сопровождалось специально снятом видео в Чувашском подворье уникального культурного комплекса «Национальная деревня».
Ребята изучили традиции и культуру чувашского народа, посетив музей истории, культуры и быта, библиотеку, редакцию газеты, а также офис национально-культурного центра. Большой интерес у кадет вызвали экспозиции и предметы этнографии, отражающие быт и культуру этнической общности. Участники, представляющие татарскую культуру, оригинально и самобытно представили вековые традиции тюркского народа. Красивые костюмы, национальные мотивы, искренние песни и танцы вызвали неподдельный интерес публики.
А ребята, представляющие казахскую культуру, поведали о том, что традиции казахов — это целая философия, постичь которую можно только прожив с казахами бок о бок не один год. Учащиеся Гимназии № 5 познакомили зрителей с культурой еврейского народа. Это нация, корни которой уходят в древние Иудейское и Израильское царства. Народ, который более двух тысяч лет существовал без своего государства, сегодня разбросан по многим странам мира. Команда участников, повествующая о русских людях, смогла передать самобытность русского народа, раскрыв секрет «загадочной русской души». О России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия — страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях. К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей. Калейдоскоп этносов на сцене позволил познакомить участников и гостей мероприятия с народами Оренбуржья, проникнутыми духом дружбы, солидарности и единства, а также воспитать уважение к людям разных национальностей к традициям и обычаям других народов.
В конкурсе приняли участие команды 7 образовательных учреждений города Оренбурга и Оренбургской области: «Гимназия № 1», «Гимназия № 3», «Гимназия № 5», «Гимназия № 8», «Лицей № 5» и «Лицей № 7». Сборную команду училища достойно представили кадеты 7 курса, завоевав 1 место. Участники всех команд успешно справились с задачей творчески представить одну из национальностей России, ответить на вопросы соперников о культуре и традициях башкир, казахов, татар, чувашей и других народов нашей Родины. Интерактивная игра «Многонациональное Оренбуржье», подготовленная преподавателями английского языка училища Байшукуровой Л. В., Васиной Л. М., Загидуллиной О. М., Мерзляковой Т. Ю., никого не оставила равнодушным. Оказалось, что далеко не все знали, что Набережную называют Беловка в честь купца Белова В. или кто из Оренбурга был самым сильным человеком в мире или что размещалось раньше в здании музея им. А. С. Пушкина. А кадеты нашего училища продемонстрировали насколько хорошо они познакомились с историей и культурой многонационального Оренбуржья, готовясь к этому конкурсу. «Мы гордимся нашей страной и уважаем историю и традиции всех народов» — лейтмотив конкурса, который, все-таки, никак нельзя было назвать состязанием, ведь здесь не может быть победителей и побежденных, здесь правит дружба!
Сетевое сообщество изучающих английский язык является инновационным проектом, позволяющим организовать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса; отвечает интересам и потребностям современных школьников, позволяет апеллировать к личному опыту ребят, побуждает к размышлениям, самостоятельным выводaм. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.
Именно сетевые проекты отличаются наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, и позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу — создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. Более того, такая практика позволяет учащимся в естественных условиях подготовиться к сдаче экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ, основным аспектом которого является устная разговорная речь.
Совместные учебные проекты помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Таким образом, перспективы развития сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и развивать их самостоятельно, приобретая опыт проектной деятельности на английском языке и расширяя возможности самообразования в области изучения языка.
Литература:
- Никитина Т. Коммуникативная компетенция и ее формирование https://www.syl.ru (2017,17 июня)
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. — (Б-ка словарей рус. яз).
- Милютина И. А. Метод проектов, что это такое и зачем он современной школе http://vio.uchim.info/Vio_113/cd_site/articles/art_2_5.htm (2017, 2 сентября)
- Организация сетевого взаимодействия: [Электронный ресурс] http://blog.zabedu.ru/infbez/wp-content/uploads/sites/6/2014/10/Организация-сетевого-взаимодействия-учащихся-с-использованием-возможностей-социальных-сетей-и-сервисов.pdf (2017, 20 мая)
- Зоткин, А. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования / А. Зоткин, Н. Егерева //Народное образование.- 2007.-№ 1.-С.109–118.
- Сетевое партнерство в образовании. Библиотека культурно-образовательных инициатив. — М.: Эврика, 2004. — 144 с.
- Бектасова Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3–4.
- Кудрявцева Е. Ю. Создание и реализация сетевого сообщества изучающих немецкий язык. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010. — 10 декабря.
- http://www.eidos.ru/journal/2010/1210–05.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
- Попова О. А. Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений в условиях роста их самостоятельности: история и современность //Управление образованием: теория и практика 2014 № 2 (июнь 2014 г., выпуск 14)
Ключевые слова
коммуникативные компетенции, сетевое взаимодействие, метапредметные знания, сетевое сообщество, коллаборативное обучениеПохожие статьи
Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов
В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...
Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...
Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку
Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...
Использование подкастов для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку
В данной статье автор рассматривает использование подкастов с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции согласно общепринятым стандартам ФГОС нового поколения, а также поднимает проблему использования современных цифровых технологи...
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...
Проблема межкультурной коммуникативной компетенции и основы ее формирования в вузах Узбекистана
Основная цель статьи — исследование способов формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Достижению этой цели способствуют следующие задачи: рассмотреть сущность межкультурного коммуникативная компетентность; выделить особенност...
Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...
Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности
В статье рассматривается реализация педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности на основе проблемных заданий, использования онлайн ресурсов и иноязычны...
Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования
В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...
Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки
В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...
Похожие статьи
Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов
В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...
Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...
Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку
Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...
Использование подкастов для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку
В данной статье автор рассматривает использование подкастов с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции согласно общепринятым стандартам ФГОС нового поколения, а также поднимает проблему использования современных цифровых технологи...
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...
Проблема межкультурной коммуникативной компетенции и основы ее формирования в вузах Узбекистана
Основная цель статьи — исследование способов формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Достижению этой цели способствуют следующие задачи: рассмотреть сущность межкультурного коммуникативная компетентность; выделить особенност...
Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...
Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности
В статье рассматривается реализация педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности на основе проблемных заданий, использования онлайн ресурсов и иноязычны...
Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования
В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...
Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки
В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...