Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 27.02.2018

Статья просмотрена: 4913 раз

Библиографическое описание:

Шкоренкова, И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ / И. С. Шкоренкова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13892/ (дата обращения: 17.12.2024).



В нашем детском саду в образовательной деятельности с детьми используется технология «виммельбух» на занятиях по окружающему миру.

Что же такое виммельбух? Виммельбух — это детская книга для рассматривания.

История создания подобного рода книг уходит своими корнями в Германию. В переводе с немецкого «wimmelbuch» означает «изобилующая, мельтешащая книга». Считается, что этот книжный жанр придумал художник Али Митгуш, около сорока лет назад.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. Как правило, количество разворотов в книге небольшое — 7–10, напечатанных на плотном картоне. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулки. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй.

Виммельбух еще называют живой книгой, но не потому, что она с сюрпризом, а потому, что про жизнь — буквально роится героями и событиями.

Виммельбухи объединяют такие образовательные области: как речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Виммельбухи можно использовать в образовательной деятельности детей, т. к. эти книги тематические.

К технологии виммельбухов пришли недавно.

Книг обычных много, с текстом для чтения, с небольшими иллюстрациями, но к использованию данной технологии подтолкнула идея — дошкольники очень любят рисовать и рассказывать свои истории и придумывать рассказы, а читать они ещё не умеют.

Результатом поиска книг — гляделок с иллюстрациями, для сюжетных рассказов стали книги — ВИММЕЛЬБУХИ.

Виммельбух — не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, ребенок легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Примерно с 2–3 л. возраста дети начинают распознавать движение на картинках, узнавать в нарисованных предметах то, что уже видели в жизни. Поэтому им будут интересны люди и предметы в движении.

Главная задача для детей — выделять из общего движения какие-то знакомые предметы: ворону, кошку. Очень похоже на то, как маленькие дети ведут себя на улице. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» — услышите вы от маленького исследователя.

Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря его отсутствию, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.

Эти книги дают творческие знания, можно рассказать свою историю, очень полезны для развития речи, на занятиях по окружающему миру. Каждый раз эту книгу можно прочитать по — новому, ребёнок тоже учится читать по — своему.

На первых порах ребёнок будет рассматривать с взрослыми. Эти книги детализированы, поэтому требуют восприятия, в каждом из них представлен 1 день, несколько сцен в этот день, герои одни и те же, можно следить за каждым из них.

Например: Мы выбираем одну семью и просматриваем на протяжении всех страниц или одного героя. Один общий сюжет и много маленьких сюжетов. Можете рассматривать задавать вопросы, а потом он сам будет учиться рассказывать, тренировать память. Книги долгоиграющие.

Благодаря этим простым картинкам мы поднимаем множество тем — и устройство общества, и человеческие эмоции, и цикличность, и поэтапное развитие различных процессов.

Как можно использовать книгу виммельбух для развития ребенка

– находить знакомые предметы, можно устроить соревнование «кто быстрее»;

– искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

– составлять истории с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

– изучать иностранный язык;

– сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

– закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено.

Плюсы книги виммельбух

  1. Можно бесконечное количество раз находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, изучать привычки любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями.
  2. Объединяет участников процесса, создавая пространство для совместного досуга — сюжет создается при совместном просмотре, опираясь на индивидуальный жизненный опыт малыша.
  3. Такие книги рекомендованы детскими психологами — понаблюдав за моделированием ситуаций с героями книг, родители могут понять, что волнует ребенка, т. к. дети часто переносят свои проблемы в придуманный игровой образ.
  4. Книги виммельбух рекомендованы также логопедами, которые активно используют их в качестве инструмента в своей практике для восстановления речи у взрослых, перенесших травмы и инсульты.
  5. Эти книги развивают ребенка: тренируют память, внимательность, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи, тренируют усидчивость.
  6. Ребенок получает новые знания, задавая взрослому множество вопросов про героев книги. В игровой форме вы познакомите ребенка с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран.

Минусы книги виммельбух

  1. Высокая стоимость. В среднем, цена книги виммельбух составляет 600 рублей. По сравнению с обычными книгами, такая цифра играет не в пользу виммельбуха.
  2. Ограниченный выбор. Книги для рассматривания от зарубежных авторов, которые можно купить в интернет-магазинах, как правило, везде представлены в одинаковом составе. На данный момент выпуском виммельбухов в России занимается всего несколько издательств.
  3. Недоступность. Зачастую тиражи выпущенных виммельбухов раскупаются ценителями очень быстро.

Практическая часть

Предлагаю вам для изучения один из разворотов книги Виммельбух.

C:\Users\Александр\Desktop\ь.jpegC:\Users\Александр\Desktop\т.jpeg

Здравствуйте, ребята, обратите внимание на изображение в нашей книге.

— Какое время года изображено на картинке? (Весна)

— Как вы поняли, что это весна? (На деревьях появляются первые листочки, люди садят на клумбы цветы)

— А как вы думаете, какое время суток изображено? Утро, день или вечер? (День)

— Почему вы так решили? (Много людей на улице)

— Скажите, ребята, как называется площадка, которая находится в центре рисунка? (Детская, игровая)

— Почему ее так называют? (Потому что там расположены турники, качели, песочницы для детей)

— Чем занимаются ребята на этой площадке? (Они играют в игры, лазают по турникам)

— А чем занимаются взрослые на этой площадке? (Общаются с другими людьми, присматривают за детьми)

— Скажите, а чем занимаются люди у верхнего дома справа? (Грузят вещи в машину, переезжают)

— Посмотрите, в нижнем углу расположены гаражи. А на гаражах находится ребенок. Разве можно залезать на гаражи? (Нет, потому что можно упасть и разбиться)

— Чем еще заняты люди во дворе? (Сидят на скамейке, идут с покупками из магазина, выгуливают собак, сметают листву, ремонтируют машины, гуляют, катаются на велосипедах, дети идут из школы, прыгают на скакалках)

— А вам бы хотелось очутиться в этом дворе? В каком именно месте вы бы хотели очутиться?

Спасибо за ответы.

Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, животный мир, окружающий мир, особенность жизни, предмет, привычка любимых героев, развитие событий, разворот книги, рыцарский замок.