Зачем нужны витамины? (методическая разработка)
Авторы: Шевченко Любовь Ивановна, Федюшина Валентина Владимировна, Левенцова Аурика Ивановна, Товалович Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2017
Статья просмотрена: 337 раз
Библиографическое описание:
Шевченко, Л. И. Зачем нужны витамины? (методическая разработка) / Л. И. Шевченко, В. В. Федюшина, А. И. Левенцова, Н. Н. Товалович. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13001/ (дата обращения: 22.12.2024).
Данный методический материал представляет собой оригинальный вариант реализации содержательного компонента третей части программы «Разговор о правильном питании», предназначен для учащихся 5–6 классов, что способствует развитию их представлений о правильном питании как составляющей здорового образа жизни, формированию у них полезных навыков.
Развитие познавательных навыков формирования здорового питания осуществляется через изучение 11 тем программы «Разговор о правильном питании». В пятом классе планируется внеклассная работа, в которую необходимо включить четыре темы программы: «Здоровье-это здорово», «Режим питания», «Энергия пищи», «Где и как мы едим».
В шестом классе изучаем семь тем программы: «Продукты разные нужны, блюда разные важны», «Ты — покупатель», «Ты готовишь себе и друзьям», «Кухни разных народов», «Кулинарная история», «Как питались па Руси и в России», «Необычное кулинарное путешествие». Использую системно деятельностный подход с применением материалов рабочей тетради «Формула правильного питания» авторов М. М. Безруких, А. Г. Макеевой, Т. А. Филипповой. Система работы по развитию познавательных навыков в ходе реализации программы обусловлена применением коммуникативного метода.
В ходе изучения темы «Продукты разные нужны, блюда разные важны» учащиеся подробно узнают из заданий в рабочей тетради «Формула правильного питания» о пользе белков, жиров, углеводов, микроэлементов, но там мало информации о витаминах и их пользе.
Данная работа содержит разработку мероприятия «Зачем нужны витамины?».
Форма занятия: личностно ориентированный классный час.
Цель занятия: пропаганда здорового образа жизни.
Образовательная задача: обучение основам правильного питания и здорового образа жизни.
Воспитательная задача: воспитание у учащихся культуры питания. Вработе классного часа принимает участие школьная медсестра (Читает лекцию «Пять продуктов, убивающих человечество»).
Ход занятия
Классный руководитель начинает фразу, командир класса продолжает.
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
— О том, что хорошо.
— И хорошо не очень.
— Что-то знаете Вы.
— А что-то вам известно.
— Поговорим?
— Поговорим. Вдруг будет интересно. (2)
В классе 22 ученика. Они объединяются в группы по два человека. Каждая группа получает карточку с названием витамина (Витамин А, Витамин В1, Витамин В2, Ниацин, Витамин В6, Витамин В12, Витамин С, Витамин Д, Фолиевая кислота, Витамин Е, Витамин К). Дети без труда определили тему занятия «ВИТАМИНЫ. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ВИТАМИНЫ?»
Каждая группа работает с информационным листом № 1 и извлекает из него информацию о витамине, указанном в карточке.
Информационный лист№1
Какие заболевания или состояния вызываются дефицитом витаминов?
1) Дефицитом витамина А: снижение ночного зрения («куриная слепота»);сухость слизистых оболочек глаза, дыхательного тракта и кожи.
2) Дефицит витамина В1, или тиамина: бери-бери — тяжелое заболевание, которое характеризуется стремительным уменьшение массы тела, мышечной силы, невритами, прогрессирующим слабоумием, нарушением деятельности сердца; небольшой дефицит витамина В приводит к менее выраженным симптомам, таким, как снижение массы тела и мышечной силы, плохой аппетит, поражение нервной системы.
3) Дефицит витамина В2, или рибофлавина: растрескивание кожи в уголках рта, чешуйчатое поражение в ее складках, которое особенно выражено в носогубной складке. Раздражение и покраснение вокруг рта и языка, причем отмечается сглаживание слизистой языка («лаковый язык»).
4) Дефицит никотиновой кислоты: пеллагра — тяжелый гиповитаминоз, который проявляется повышенной чувствительностью к солнечным лучам. Инсоляция вызывает кожную сыпь. При пеллагре также развиваются симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы.
5) Дефицит фолиевой кислоты: развитие различных типов тяжелых анемий.
6) Дефицит витамина В6, или пиридоксина: симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, общая слабость, нервозность, раздражительность, поражение нервной ткани.
7) Дефицит витамина В12: пернициозная анемия и поражение нервной ткани в виде невритов
8) Дефицит витамина С, аскорбиновой кислоты: цинга — тяжелое заболевание, характеризующееся прогрессирующей слабостью, склонностью к кровотеченью из десен и других органов.
9) Дефицит витамина Д: рахит — тяжелое заболевание у младенцев и детей, характеризующееся сниженным всасыванием кальция из пищи, что приводит к нарушению формирования костей, к деформациям конечностей, таза и грудной клетки.
10) Дефицит витамина Е: как считает большинство специалистов, дефицит этого витамина влечет за собой поражение красных кровяных телец (эритроцитов) сердца и кровеносных сосудов, мышц и нервов. Окончательная роль витамина Е не установлена
11) Дефицит витамина К: этот витамин — важный компонент, необходимый для нормальной коагуляционной способности крови. Дефицит витамина К, как установлено, при желтухах, например, может привести к тяжелым кровотечениям буквально со всех слизистых поверхностей тела. (1)
Выбрав нужную информацию о витамине, указанном в карточке, ребятам предлагается построить микро-диалог типа:
У 1: -Чем опасен для человека дефицит витамина Д?
У 2: — Дефицит витамина Д способствует развитию рахита. Рахит — тяжелое заболевание у младенцев и детей, характеризующееся сниженным всасыванием кальция из пищи, что приводит к нарушению формирования костей, к деформациям конечностей, таза и грудной клетки.
Затем учащиеся слушают диалоги в очередном порядке и после каждого диалога делают записи в таблице 1.
Таблица 1
Проявления |
Недостаток витаминов |
Стоматит |
В 2, В 6 |
Бледность кожи и слизистых |
С, В12, ФК, А |
Сухость кожи |
С, В 6 |
Угри, фурункулы |
В 6, А |
Проблемы с волосами |
В 6,А |
Конъюнктивит |
В 2, В 6, А |
Восприимчивость к инфекциям |
С, А |
Утомляемость, слабость |
С, В 1, В 2, В12,А, Е |
Раздражительность, беспокойство |
С, В 1,В 6,В12 |
Бессонница |
В 6, |
Светобоязнь, нарушение сумеречного зрения |
А, В 2 |
Снижение аппетита |
А, В 1,В 2, В12 |
Тошнота |
В 1,В 6 |
После работы с таблицей учащиеся делают вывод: Недостаток витаминов в организме человека является причиной недомогания и серьезных заболеваний.
Затем ребятам предлагается познакомиться с материалом из информационного листа № 2.
Информационный лист№2
Какая пища содержит витамины?
1) Витамин А: сливочное масло, яйца, молоко, печень, рыба, листовые, зеленые овощи, все желтые овощи и фрукты.
2) Витамин В1 (тиамин): мясо, неочищенные зерна злаков, дрожжи, овощи, печень, яйца.
3) Витамин В2 (рибофлавин): молочные продукты, мясо, яйца.
4) Ниацин: арахис, печень, дрожжи, мясо внутренних органов. Зародыши пшеницы.
5) Витамин В6: мясо, рыба, зерна злаков, овощи, печень, дрожжи.
6) Витамин В12: мясо, печень, яйца, молочные продукты.
7) Витамин С: апельсины, лимоны, грейпфруты и другие цитрусовые, картофель, кабачки, помидоры, зеленый перец, квашеная капуста, плоды шиповника, клюква.
8) Витамин Д: рыбий жир, яйца, молочные продукты.
9) Фолиева кислота: зеленые овощи, дрожжи, печень, почки.
10) Витамин Е: зародыши пшеницы, неочищенные зародыши злаков.
11) Витамин К — жирорастворимый витамин, усвоение которого зависит от нормального всасывания жиров в желудочно-кишечном тракте. (1)
По ходу знакомства с материалом из информационного листа № 2 учащимся предлагается составить для себя меню на каждый день и обменяться информацией между собой.
Школьная медсестра: Ребята, прослушайте короткую лекцию о продуктах, убивающих человечество.
«Пять продуктов, убивающих человечество»
Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека.
‒ Сладкие газированные напитки. Созданы не вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержание сахара: в одном стакане его не менее 5 чайных ложек.
‒ Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из ценной картошки, а из пюре. В сущности это 7 углеводов и жира плюс искусственно вкусовые добавки.
‒ Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
‒ Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40 % веса, но их маскируют под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
‒ Жирные сорта мяса особенно в жареном виде. (2)
Классный руководитель: Все витамины вы можете получить, если приготовите весенние салаты. (Раздает детям буклеты с рецептами весенних салатов, которые они могут приготовить дома вместе со своими родителями).
Рефлексия:
Учащимся предлагается сделать высказывание по алгоритму:
—Я знал, что…
—Я не знал, что…
—Я узнал, что…
Литература:
- Как лечить себя и свою семью Популярный справочник. Авт. — сост. В. И. Кораблев Под. Ред. Ю. М. Захматова.- М.:Дрофа,1995.
- Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм работы. Авт.– сост. Т. Н. Федосова и др. Изд-во «Учитель»,2009.-186с.