Условия развития социального интеллекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Югова М. Р., Лихаузова Е. В. Условия развития социального интеллекта [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 33-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12930/ (дата обращения: 25.06.2018).



Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

К нам в реабилитационный центр поступают дети, лишенные родительского попечения.

Важнейшая функция семьи — воспитание подрастающего поколения.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Поэтому у наших детей отсутствует доверие к миру, они замкнуты и недоверчивы. Очень трудно установить первый контакт и научить ребенка доверять.

Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером. Выбираемый стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т. е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. Таким образом, особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

А. И Крупнова: индивидуальные особенности могут быть описаны через проявление различных свойств: любознательность, инициативность, трудолюбие отражающие активность, общительность коллективизм, ответственность, целенаправленность, организованность, настойчивость, характеризующие саморегуляцию. Согласно автору, в основе каждого свойства личности лежит конкретное стремление быть общительным, ответственным, настойчивым и т. д. Стремление имеет свою силу, оно по-разному осознается и осмысливается человеком (когнитивная сторона). Оно переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и регуляторный аспекты) и имеет промежуточный и конечный результат. Данный подход позволяет учитывать природу различных компонентов свойств личности:

с одной стороны — динамических, эмоциональных и регуляторных характеристик, а с другой — мотивационных, когнитивных и рефлексивно-оценочных.

Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы.

Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль над возможными его отрицательными проявлениями.

Вторая группа в большей степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, более подвижна и изменчива. Любознательность — внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности: насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней.

Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую ступень.

Наша роль воспитателя помочь ребенку узнать и освоить окружающий мир. Вся деятельность в группе у нас протекает в форме игры. Очень трудно научить ребенка устанавливать контакты друг с другом. Очень помогают нам сюжетно- ролевые игры и пальчиковые игры. Здесь в игре ребенок приобретает опыт социального поведения и начинает узнавать окружающий мир. Одни дети сразу начинают усваивать нормы социального поведения, другие с трудом вступают в контакт с друг другом. На протяжении нахождения ребенка в реабилитационном центре идет кропотливая работа всех специалистов. Я стала использовать книги. Сейчас стали переиздаваться произведения. Приведу примеры: например книги Владимира Головина; Галины Лебедевой; Ирины Пивоваровой. Сначала знакомимся с произведениями; потом учим отрывки; разыгрываем сценки; рисуем любимых персонажей. Детям нравится эта деятельность, они легко входят в контакт дуг с другом; дружелюбнее стали общаться. Интересно работать с детьми над выражением эмоции. С интересом дети смотрят на себя в видеозаписи, замечают ошибки. Потом отправляем записи на различные конкурсы. Дети радуются, когда занимают призовые места. В планах привести все в систему и написать рабочую программу.

Мышь нашла на полке корку.

И тащила корку в норку -

Не могла того понять,

Что мешает людям спать.

Дядя Вася стукнул в стенку,

Он хотел спугнуть злодейку,

Но она во тьме опять

Стала коркою шуршать.

А под боком дяди Васи

Спал котище серой масти.

— Ну-ка, Васька, что ты спишь?

Излови хоть эту мышь!

Кот проснулся, потянулся

И — калачиком свернулся,

На мышей ему чихать:

Не ему мешают спать.

А кому они мешают,

Тот пускай их сам поймает!

Дядя Вася, злой как бес,

Тихо-тихо с печки слез

И, прислушиваясь к звуку,

Протянул на полку руку,

Наугад рукою — цоп!

И добычу об пол — хлоп!

Есть! Охота удалася.

И уснул наш дядя Вася.

Утром мышку поднял кот,

Заурчал на весь народ:

— Урр... Мое!

Не тронь — не дам!

Сам нашёл и справлюсь сам!

— Ешь! Твоё! Я сам поймал,-

Человек коту сказал...

Вот какое иногда

Разделение труда!

Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед.

Снял берет:

— О, привет.

Что несешь?

— Кулек конфет.

— Как — конфет?

— Так — конфет.

— А компот?

— Компота нет.

— Нет компота и не надо...

А они из шоколада?

— Да, они из шоколада.

— Хорошо, я очень рад

Обожаю шоколад

Дай конфету.

— На конфету.

— А вон ту, а ту, а эту...

Красота! вкуснота!

А вот эта, а вон та...

Больше нет?

— Больше нет

— Ну, привет.

— Ну привет.

Кто первый?

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил!

— И я дружил!

— Что же вы не поделили?

— Я забыл!

— И я забыл!

Почему ты плачешь, киска?

— У меня пустая миска!

Съела я кусочек сала,

И теперь мне грустно стало.

— Почему же стало грустно?

— Потому, что было вкусно!

Кот сутра поел сосиски,

Через час опять у миски:

— Мяу-мяу! — слышу снова,

— Мне б чего-нибудь мясного!

— Ты же лопнешь, милый кот!

— Мяу, дайте антрекот,

И тефтельку, и сардельку,

Можно даже канарейку…

Или нет, пускай поёт!

У меня болит живот.

— Отвезу тебя к врачу.

Снова:

— Мяу! Есть хочу!

— Может сядешь на диету?

А в ответ:

— Хочу котлету!

В небе тучи, облака…

У кота растут бока.

На диван не может влезть,

Но мяучит снова:

— Есть!

Целый день он просит кушать,

Надоело это слушать.

Булки, каши и котлеты,

И печенье, и конфеты –

Только это на уме.

Кот готовится к зиме!

Кот Василий, где ты был?

— Я мышей ловить ходил...

— Почему же ты в сметане?

— Потому что был в чулане...

— Долго ль был там?

— Полчаса...

— Ну и что там?

— Колбаса...

— А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

— Там сидел я возле кваса...

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог -

Вижу — мышка на порог!

Я — за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало

Сало...

— Где же мышка?

— Убежала...

Кто там бродит вогороде?

— Это я, козел Мефодий.

— По каким таким делам?

— Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю...

— Почему ж капусту вдруг,

А не редьку

И не лук?

Как же так, скажи, Мефодий?!

Ты забыл о них, выходит!

— Ничего я не забыл,

Но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста — хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный -

Лист капустный!

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996
  2. Бендас, Т. В. Гендерная психология. Изд-во Питер. С Петербург 2006.
  3. Кон, И. Мужчина в меняющемся мире. Изд. «Время». М 2009
  4. КуницинаВ.Н., КазариноваН.В., Погольша В. М. «межличностное общение» учебник для ВУЗов С.Петербург изд. «Питер» 2002
  5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина.М., 2004. С. 29–39.
  6. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс.3-изд.,изд-во «Олма Пресс» С.Петербург- Москва 2002.
  7. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996.
  8. Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах. М., Просвещение, 1995.
  9. Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М. И. и Шорохова Е. В. М., «Наука», 1979.
  10. Петрова, Р. Г. Гендорология и феминология. Учебное пособие. Изд-во «Дашков и Ко» 4 изд., М 2008
  11. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1984.
  12. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004.
  13. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, издательство Саратовского университета, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конфета, семейное воспитание, реабилитационный центр, познавательная активность, окружающий мир, мышь, Кулек конфет, кот, социальное поведение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос