Условия развития социального интеллекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Югова, М. Р. Условия развития социального интеллекта / М. Р. Югова, Е. В. Лихаузова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12930/ (дата обращения: 26.04.2024).



Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

К нам в реабилитационный центр поступают дети, лишенные родительского попечения.

Важнейшая функция семьи — воспитание подрастающего поколения.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Поэтому у наших детей отсутствует доверие к миру, они замкнуты и недоверчивы. Очень трудно установить первый контакт и научить ребенка доверять.

Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером. Выбираемый стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т. е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. Таким образом, особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

А. И Крупнова: индивидуальные особенности могут быть описаны через проявление различных свойств: любознательность, инициативность, трудолюбие отражающие активность, общительность коллективизм, ответственность, целенаправленность, организованность, настойчивость, характеризующие саморегуляцию. Согласно автору, в основе каждого свойства личности лежит конкретное стремление быть общительным, ответственным, настойчивым и т. д. Стремление имеет свою силу, оно по-разному осознается и осмысливается человеком (когнитивная сторона). Оно переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и регуляторный аспекты) и имеет промежуточный и конечный результат. Данный подход позволяет учитывать природу различных компонентов свойств личности:

с одной стороны — динамических, эмоциональных и регуляторных характеристик, а с другой — мотивационных, когнитивных и рефлексивно-оценочных.

Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы.

Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль над возможными его отрицательными проявлениями.

Вторая группа в большей степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, более подвижна и изменчива. Любознательность — внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности: насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней.

Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую ступень.

Наша роль воспитателя помочь ребенку узнать и освоить окружающий мир. Вся деятельность в группе у нас протекает в форме игры. Очень трудно научить ребенка устанавливать контакты друг с другом. Очень помогают нам сюжетно- ролевые игры и пальчиковые игры. Здесь в игре ребенок приобретает опыт социального поведения и начинает узнавать окружающий мир. Одни дети сразу начинают усваивать нормы социального поведения, другие с трудом вступают в контакт с друг другом. На протяжении нахождения ребенка в реабилитационном центре идет кропотливая работа всех специалистов. Я стала использовать книги. Сейчас стали переиздаваться произведения. Приведу примеры: например книги Владимира Головина; Галины Лебедевой; Ирины Пивоваровой. Сначала знакомимся с произведениями; потом учим отрывки; разыгрываем сценки; рисуем любимых персонажей. Детям нравится эта деятельность, они легко входят в контакт дуг с другом; дружелюбнее стали общаться. Интересно работать с детьми над выражением эмоции. С интересом дети смотрят на себя в видеозаписи, замечают ошибки. Потом отправляем записи на различные конкурсы. Дети радуются, когда занимают призовые места. В планах привести все в систему и написать рабочую программу.

Мышь нашла на полке корку.

И тащила корку в норку -

Не могла того понять,

Что мешает людям спать.

Дядя Вася стукнул в стенку,

Он хотел спугнуть злодейку,

Но она во тьме опять

Стала коркою шуршать.

А под боком дяди Васи

Спал котище серой масти.

— Ну-ка, Васька, что ты спишь?

Излови хоть эту мышь!

Кот проснулся, потянулся

И — калачиком свернулся,

На мышей ему чихать:

Не ему мешают спать.

А кому они мешают,

Тот пускай их сам поймает!

Дядя Вася, злой как бес,

Тихо-тихо с печки слез

И, прислушиваясь к звуку,

Протянул на полку руку,

Наугад рукою — цоп!

И добычу об пол — хлоп!

Есть! Охота удалася.

И уснул наш дядя Вася.

Утром мышку поднял кот,

Заурчал на весь народ:

— Урр... Мое!

Не тронь — не дам!

Сам нашёл и справлюсь сам!

— Ешь! Твоё! Я сам поймал,-

Человек коту сказал...

Вот какое иногда

Разделение труда!

Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед.

Снял берет:

— О, привет.

Что несешь?

— Кулек конфет.

— Как — конфет?

— Так — конфет.

— А компот?

— Компота нет.

— Нет компота и не надо...

А они из шоколада?

— Да, они из шоколада.

— Хорошо, я очень рад

Обожаю шоколад

Дай конфету.

— На конфету.

— А вон ту, а ту, а эту...

Красота! вкуснота!

А вот эта, а вон та...

Больше нет?

— Больше нет

— Ну, привет.

— Ну привет.

Кто первый?

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил!

— И я дружил!

— Что же вы не поделили?

— Я забыл!

— И я забыл!

Почему ты плачешь, киска?

— У меня пустая миска!

Съела я кусочек сала,

И теперь мне грустно стало.

— Почему же стало грустно?

— Потому, что было вкусно!

Кот сутра поел сосиски,

Через час опять у миски:

— Мяу-мяу! — слышу снова,

— Мне б чего-нибудь мясного!

— Ты же лопнешь, милый кот!

— Мяу, дайте антрекот,

И тефтельку, и сардельку,

Можно даже канарейку…

Или нет, пускай поёт!

У меня болит живот.

— Отвезу тебя к врачу.

Снова:

— Мяу! Есть хочу!

— Может сядешь на диету?

А в ответ:

— Хочу котлету!

В небе тучи, облака…

У кота растут бока.

На диван не может влезть,

Но мяучит снова:

— Есть!

Целый день он просит кушать,

Надоело это слушать.

Булки, каши и котлеты,

И печенье, и конфеты –

Только это на уме.

Кот готовится к зиме!

Кот Василий, где ты был?

— Я мышей ловить ходил...

— Почему же ты в сметане?

— Потому что был в чулане...

— Долго ль был там?

— Полчаса...

— Ну и что там?

— Колбаса...

— А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

— Там сидел я возле кваса...

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог -

Вижу — мышка на порог!

Я — за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало

Сало...

— Где же мышка?

— Убежала...

Кто там бродит вогороде?

— Это я, козел Мефодий.

— По каким таким делам?

— Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю...

— Почему ж капусту вдруг,

А не редьку

И не лук?

Как же так, скажи, Мефодий?!

Ты забыл о них, выходит!

— Ничего я не забыл,

Но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста — хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный -

Лист капустный!

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996
  2. Бендас, Т. В. Гендерная психология. Изд-во Питер. С Петербург 2006.
  3. Кон, И. Мужчина в меняющемся мире. Изд. «Время». М 2009
  4. КуницинаВ.Н., КазариноваН.В., Погольша В. М. «межличностное общение» учебник для ВУЗов С.Петербург изд. «Питер» 2002
  5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина.М., 2004. С. 29–39.
  6. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс.3-изд.,изд-во «Олма Пресс» С.Петербург- Москва 2002.
  7. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996.
  8. Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах. М., Просвещение, 1995.
  9. Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М. И. и Шорохова Е. В. М., «Наука», 1979.
  10. Петрова, Р. Г. Гендорология и феминология. Учебное пособие. Изд-во «Дашков и Ко» 4 изд., М 2008
  11. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1984.
  12. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004.
  13. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, издательство Саратовского университета, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конфета, кот, Кулек конфет, мышь, окружающий мир, познавательная активность, реабилитационный центр, семейное воспитание, социальное поведение.

Похожие статьи

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу

Психологический этюд «Вкусные конфеты». У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами.

Развитие социально-личностных компетенций младших...

Развитие социально-личностных компетенций обучающихся с ОВЗ в коррекционно-реабилитационном Центре будет

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир...

Семинар-практикум для родителей «Формирование...»

Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, окружающий мир...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность...

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

игра, ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, поведение детей, организация работы, задача развития

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания. Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка.

Исследование процесса формирования культуры общения у детей...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Создание условий для развития нравственных качеств...

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.

В группах ДОУ воспитателями созданы центры социально-коммуникативного развития, где собран теоретический и практический...

Похожие статьи

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу

Психологический этюд «Вкусные конфеты». У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами.

Развитие социально-личностных компетенций младших...

Развитие социально-личностных компетенций обучающихся с ОВЗ в коррекционно-реабилитационном Центре будет

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир...

Семинар-практикум для родителей «Формирование...»

Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, окружающий мир...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность...

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

игра, ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, поведение детей, организация работы, задача развития

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания. Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка.

Исследование процесса формирования культуры общения у детей...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Создание условий для развития нравственных качеств...

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.

В группах ДОУ воспитателями созданы центры социально-коммуникативного развития, где собран теоретический и практический...