Библиографическое описание:

Романенко В. М., Хаустова В. Н., Науменко Н. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 48-49.



Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и технологии. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Н. М. Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.

Б. М. Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива — внутреннего побуждения деятельности учащихся.

К. Д. Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность — видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Новый тематически-поурочный принцип планирования учебного материала: блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобразительной задачи. Главный смысловой стержень — связь искусства и труда с жизнью человека, роль искусства и труда в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства и труда в развитии каждого ребенка.

В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности.

Творчество — это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного. В младшем школьном возрасте каждый ребенок с упоением рисует. Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в их рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность.

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками.

Развитие творческих способностей младших школьников не ограничивается только уроками изобразительного искусства и технологии.

Невозможно перечислить все виды деятельности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность создает положительные эмоции.

Овладевая основами изображения, младшие школьники приобщаются к труду, сами создают материальные и культурные ценности. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Благодаря восприятию в природе и в искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.

Литература:

  1. Гросул, Н. В. Детская одаренность в изобразительном творчестве//Изобразительное искусство в школе. 2008. № 4, с.22–28
  2. Ершова, А. П. Искусство в жизни детей М.: Просвещение, 1991. с.128.
  3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд М.:Просвещение,1995, с.270
  4. Решетников, П. Е. Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№ 1.-с.40–44
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, Развитие творческих способностей, творческих способностей младших, способностей младших школьников, формирования творческой личности, необходимым условием формирования, творческих способностей ребенка, творческих способностей детей, личности ребенка, трудовой деятельности, формирования личности ребенка, большое значение, творческой личности ребенка, умственном развитии ребенка, изобразительного искусства, творческих сил человека, уроков коллективной творческой, тенденция формирования творческой, художественных способностей, основе способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос