Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н., Губарева Е. Г. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12857/ (дата обращения: 25.06.2018).



Мыслительный процесс начинается с потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Для возникновения интеллектуальной потребности необходимо наличие двух условий: умение отделить новое, необычное от известного и стремление узнать, понять, раскрыть это новое и неизвестное. Существенное значение для возникновения мыслительного процесса имеет интерес человека к тому новому, неизвестному, что он подметил в окружающей действительности. Активность оказывает положительное влияние не только на процесс мышления, но она отражается также на процессах запоминания. Знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя. Поэтому необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Ученики должны не просто запоминать сумму знаний, а прежде всего осмыслить изучаемый материал на основе сравнения главных и второстепенных признаков, обобщения основных признаков наблюдаемых явлений.
  2. Не называть и не объяснять детям того, что они могут увидеть и понять сами.
  3. Создать на уроке такие условия, которые привлекают внимание.

В процессе обучения необходимо пробудить у детей стремление постоянно совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее совершенное заменять более совершенным, более экономным. В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что младшие школьники предпочитают использовать более привычные способы, стремятся избежать трудностей. И, если они лишены возможности произвести запись, то они мысленно «записывают» цифры в своём воображении. Что заставляет детей обращаться к такому неэкономному способу? Стремление действовать в соответствии с определёнными трафаретными правилами, избегая тем самым активных усилий мысли. У них не сформировалась привычка действовать не по трафарету, изыскивая более рациональные способы.

Для того, чтобы младший школьник мог быть активным в процессе учения, необходимо: обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности; научить его эффективным методам и приёмам самостоятельной работы; пробудить в нём стремление к самостоятельности, создав у него соответствующую мотивацию, т. е. сделать для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач.

Принцип активизации обучения предполагает сознательность и активность в усвоении знаний, и он стал оказывать определяющее влияние на понимание таких известных принципов как доступность, систематичность и наглядность обучения.

Следует избегать не только чрезмерно трудного, но и чрезмерно лёгкого материала, когда всё ясно с самого начала, когда в процессе усвоения для ученика не возникает никаких проблем или задач, требующих умственных решений. Принцип систематичности также приобретает в условиях активизации учения несколько иной смысл. Несомненно, остаётся в силе то положение, что необходима определённая последовательность в усвоении знаний и формировании навыков; для усвоения более сложных из них требуется овладение более простыми, составляющими их основу.

Решая вопрос о методах обучения, о тех путях, какими вводить тот или иной материал, необходимо быть более гибким и не всегда идти одним путём: от лёгкого к более трудному, нередко бывает целесообразным столкнуть детей с новой трудностью, сделав это так, чтобы они её осознавали, и тогда в дальнейшем для них окажется более лёгким оперировать этим материалом. Активизация мыслительной деятельности оказывает влияние и на понимание принципа наглядности. В ходе обучения школьник постепенно овладевает некоторыми отвлечёнными понятиями, но помимо усвоения вводятся новые, носящие ещё более отвлечённый характер, и опять возникает необходимость делать конкретным их содержание, используя различные средства наглядности. Считаем необходимым включать систематические упражнения в использовании наглядных пособий в процессе самостоятельной работе, когда от ученика требуется не только понять предъявленный чертёж, но и самому, там, где это полезно, составить такой чертёж.

Необходимо в единстве рассматривать методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. Т. е. выделяются 3 группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою функцию и в то же время находится в тесной взаимосвязи с методами других групп.

  1. Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учитывает организацию познавательной деятельности учащихся:

по источнику передачи и восприятия учебной информации (словесные, наглядные, практические);

по логике передачи и восприятия учебной информации (индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический);

по степени самостоятельности мышления (репродуктивный, частично-поисковый);

по степени управления учебной работой учащихся (под руководством учителя, самостоятельная работа, работа с учебником).

  1. Особое значение имеют методы стимулирования учебной деятельности, которая включает:

– методы стимулирования интереса к учению (дидактические игры, занимательные задания, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, обращение к жизненному опыту учащихся, создание ситуаций познавательной новизны);

– методы стимулирования долга и ответственности в учении(предъявление требований, поощрение или порицание в учении).

Группа методов контроля и самоконтроля (устный, письменный, практический контроль). При выборе методов на уроке в центре внимания должны быть следующие вопросы: решение о выборе методов самостоятельного изучения темы или под руководством учителя; о выборе репродуктивных или поисковых методов; о выборе индуктивных или дедуктивных методов; решение о сочетании различных методов; о выборе методов стимулирования учебной работы; о выборе методов контроля и самоконтроля; продумывание вариантов сочетания методов.

Вопрос активизации мыслительной деятельности решается не только при помощи хорошо подобранного материала, а главным образом в области целенаправленного и творческого использования всех педагогических условий урока. При всех благоприятных условиях, созданных для пробуждения активности мышления у ребят, решающую роль в этом процессе принадлежит учителю, если он своей личностью на уроках приносит атмосферу инициативности, доброжелательности. Без этих компонентов любое занятие теряет большую часть своего влияния на активность мышления ребёнка.

Литература:

  1. Болотов, В.А.. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме./ В.А Болотов,. В. В. Сериков «Педагогика». 2003, № 10.
  2. Ермаков, Д. Компетентность в решении проблем./ Д.Ермаков «Народное образование», 2005, № 9.
  3. Царёва, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке, как средство реализации современных педагогических концепций и технологий./ С. Е. Царёва «Начальная школа» 2004, № 4
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, выбор методов, учебная информация, усвоение знаний, создание ситуаций, руководство учителя, ребенок, мыслительный процесс, мыслительная деятельность, метод стимулирования, учебно-познавательная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос