Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н., Губарева Е. Г. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12857/ (дата обращения: 18.12.2017).



Мыслительный процесс начинается с потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Для возникновения интеллектуальной потребности необходимо наличие двух условий: умение отделить новое, необычное от известного и стремление узнать, понять, раскрыть это новое и неизвестное. Существенное значение для возникновения мыслительного процесса имеет интерес человека к тому новому, неизвестному, что он подметил в окружающей действительности. Активность оказывает положительное влияние не только на процесс мышления, но она отражается также на процессах запоминания. Знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя. Поэтому необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Ученики должны не просто запоминать сумму знаний, а прежде всего осмыслить изучаемый материал на основе сравнения главных и второстепенных признаков, обобщения основных признаков наблюдаемых явлений.
  2. Не называть и не объяснять детям того, что они могут увидеть и понять сами.
  3. Создать на уроке такие условия, которые привлекают внимание.

В процессе обучения необходимо пробудить у детей стремление постоянно совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее совершенное заменять более совершенным, более экономным. В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что младшие школьники предпочитают использовать более привычные способы, стремятся избежать трудностей. И, если они лишены возможности произвести запись, то они мысленно «записывают» цифры в своём воображении. Что заставляет детей обращаться к такому неэкономному способу? Стремление действовать в соответствии с определёнными трафаретными правилами, избегая тем самым активных усилий мысли. У них не сформировалась привычка действовать не по трафарету, изыскивая более рациональные способы.

Для того, чтобы младший школьник мог быть активным в процессе учения, необходимо: обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности; научить его эффективным методам и приёмам самостоятельной работы; пробудить в нём стремление к самостоятельности, создав у него соответствующую мотивацию, т. е. сделать для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач.

Принцип активизации обучения предполагает сознательность и активность в усвоении знаний, и он стал оказывать определяющее влияние на понимание таких известных принципов как доступность, систематичность и наглядность обучения.

Следует избегать не только чрезмерно трудного, но и чрезмерно лёгкого материала, когда всё ясно с самого начала, когда в процессе усвоения для ученика не возникает никаких проблем или задач, требующих умственных решений. Принцип систематичности также приобретает в условиях активизации учения несколько иной смысл. Несомненно, остаётся в силе то положение, что необходима определённая последовательность в усвоении знаний и формировании навыков; для усвоения более сложных из них требуется овладение более простыми, составляющими их основу.

Решая вопрос о методах обучения, о тех путях, какими вводить тот или иной материал, необходимо быть более гибким и не всегда идти одним путём: от лёгкого к более трудному, нередко бывает целесообразным столкнуть детей с новой трудностью, сделав это так, чтобы они её осознавали, и тогда в дальнейшем для них окажется более лёгким оперировать этим материалом. Активизация мыслительной деятельности оказывает влияние и на понимание принципа наглядности. В ходе обучения школьник постепенно овладевает некоторыми отвлечёнными понятиями, но помимо усвоения вводятся новые, носящие ещё более отвлечённый характер, и опять возникает необходимость делать конкретным их содержание, используя различные средства наглядности. Считаем необходимым включать систематические упражнения в использовании наглядных пособий в процессе самостоятельной работе, когда от ученика требуется не только понять предъявленный чертёж, но и самому, там, где это полезно, составить такой чертёж.

Необходимо в единстве рассматривать методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. Т. е. выделяются 3 группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою функцию и в то же время находится в тесной взаимосвязи с методами других групп.

  1. Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учитывает организацию познавательной деятельности учащихся:

по источнику передачи и восприятия учебной информации (словесные, наглядные, практические);

по логике передачи и восприятия учебной информации (индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический);

по степени самостоятельности мышления (репродуктивный, частично-поисковый);

по степени управления учебной работой учащихся (под руководством учителя, самостоятельная работа, работа с учебником).

  1. Особое значение имеют методы стимулирования учебной деятельности, которая включает:

– методы стимулирования интереса к учению (дидактические игры, занимательные задания, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, обращение к жизненному опыту учащихся, создание ситуаций познавательной новизны);

– методы стимулирования долга и ответственности в учении(предъявление требований, поощрение или порицание в учении).

Группа методов контроля и самоконтроля (устный, письменный, практический контроль). При выборе методов на уроке в центре внимания должны быть следующие вопросы: решение о выборе методов самостоятельного изучения темы или под руководством учителя; о выборе репродуктивных или поисковых методов; о выборе индуктивных или дедуктивных методов; решение о сочетании различных методов; о выборе методов стимулирования учебной работы; о выборе методов контроля и самоконтроля; продумывание вариантов сочетания методов.

Вопрос активизации мыслительной деятельности решается не только при помощи хорошо подобранного материала, а главным образом в области целенаправленного и творческого использования всех педагогических условий урока. При всех благоприятных условиях, созданных для пробуждения активности мышления у ребят, решающую роль в этом процессе принадлежит учителю, если он своей личностью на уроках приносит атмосферу инициативности, доброжелательности. Без этих компонентов любое занятие теряет большую часть своего влияния на активность мышления ребёнка.

Литература:

  1. Болотов, В.А.. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме./ В.А Болотов,. В. В. Сериков «Педагогика». 2003, № 10.
  2. Ермаков, Д. Компетентность в решении проблем./ Д.Ермаков «Народное образование», 2005, № 9.
  3. Царёва, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке, как средство реализации современных педагогических концепций и технологий./ С. Е. Царёва «Начальная школа» 2004, № 4
Основные термины (генерируются автоматически): методы стимулирования, выборе методов, активизации мыслительной деятельности, восприятия учебной информации, стимулирования учебной, Группа методов, выборе методов стимулирования, методов контроля, выборе методов самостоятельного, выборе методов контроля, методы стимулирования учебной, руководством учителя, приемы активизации мыслительной, учебно-познавательной деятельности, степени самостоятельности мышления, методы стимулирования интереса, методы стимулирования долга, Принцип активизации обучения, Группа методов организации, усвоении знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос