Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Аникина А. П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 20-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12718/ (дата обращения: 24.10.2018).



Статья посвящена проблеме формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей 6–7 лет, эффективности реализации которой, по мнению автора, способствует специальная структурно-содержательная практико-ориентированная модель, разработанная и апробированная автором в образовательной работе с детьми предшкольного возраста.

Ключевые слова: эмоционально-выразительный образ, портретный рисунок, модель, дети предшкольного возраста

The article is devoted to the problem of forming of emotional-expressive human image in painting children aged 6–7 years, the effectiveness of the implementation of which, according to the author, contributes the specific structure and content of practice-oriented model developed and tested by the author in educational work with children of preschool age.

Keywords: emotional-expressive image, portrait, picture, model, children of preschool age

Проблема формирования эмоционально-выразительного образа в рисовании детей предшкольного возраста является частью более широкой и значимой проблемы художественно-эстетического развития личности ребенка в период дошкольного детства.

Изобразительной деятельности принадлежит особая роль в художественно-эстетическом развитии личности, проявляющаяся в интересе и потребности детей, начиная с раннего возраста, к отражению в рисунках впечатлений окружающей жизни и происходящих событий.

В отечественной дошкольной педагогике система научных взглядов на вопросы теории и практики изобразительной деятельности в детском возрасте полностью сформировалась в Советский период в результате глубокого и всестороннего изучения ребенка, его возрастных возможностей, природных задатков, склонностей, а также социальных факторов, способствующих их проявлению в процессе целенаправленной образовательной работы.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте рассматривалась советскими учеными (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Н. Игнатьев, Т. С. Комарова, Я. З. Неверович, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др.), как важнейшее средство эстетического воспитания, направленная на развитие у детей художественного восприятия, образных представлений, эстетических чувств, воображения и творческих способностей. Раскрывая возможности каждой возрастной ступени дошкольного детства, ученые выделяли старший дошкольный возраст как наиболее сенситивный в развитии художественно-творческих способностей, так как в этот возрастной период у детей активно развивается воображение и образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности.

Проблема восприятия и создания детьми художественных образов в различных видах детского изобразительного творчества достаточно хорошо изучена: в живописи (Т. А. Буяновой, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Н. М. Зубаревой, Т. С. Комаровой, Р. Г. Козаковой, Е. В. Лебедевой, Е. А. Чекуновой, Р.М Чумичевой и др.); в графике (В. Я. Кионовой, Н. А. Курочкиной Р. М. Мирошкиной и др.); в скульптуре (Г. М. Вишневой, Е. В. Гончаровой, Н. Б. Халезовой); декоративном рисовании (Н. С. Александровой, Л. Г. Васильевой, О. О. Дроновой, А. В. Молчевой и др.); аппликационной деятельности (С. В. Иванниковой, О. Р. Лагутиной, Е. С. Рогалевой и др.); лепке (Н. А. Курочкиной, И. А. Лыковой и др.); конструировании (Т. Ф. Панфиловой, Л. А. Парамоновой и др.).

В своих работах ученые обращали внимание на связь процесса создания художественных образов с проявлением эмоций детьми, их знаниями; была выявлена взаимосвязь творческих проявлений детей с владением техническими навыками и приемами передачи художественных образов в разных видах художественной деятельности [1].

Однако, не смотря на теоретическую разработанность проблемы формирования детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте, в том числе, создания эмоционально-выразительных образов людей в рисовании детей старшего дошкольного возраста, ее реализация в образовательной практике дошкольных учреждений сталкивается с определенными трудностями.

Анализ продуктов детского изобразительного творчества, проведенный нами в ряде дошкольных образовательных организациях Московской области, выявил факт отсутствия изображений человека в рисунках большинства детей 7-го года жизни, а в тех детских рисунках, в которых присутствует изображение людей, их образы не выразительны, они примитивны и схематичны. Воспитатели аргументируют это сложностью проблемы обучения детей техническим способам изображения человека. Такой аргумент свидетельствует о недостаточной сформированности профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, многие из которых признают, что не владеют необходимыми изобразительными навыками и нуждаются в профессиональной помощи для реализации такой сложной задачи, как обучение детей способам изображения человека, его характера и эмоционального состояния.

Между тем, еще в середине 50-х годов XX века, Н. П. Сакулиной и Е. А. Флериной были раскрыты и обоснованы роль и значение изображения людей детьми в рисовании для обогащения эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Одновременно и был выявлен тот факт, что при отсутствии целенаправленного обучения способам изображения человека, к шести-семи годам у детей исчезает желание, а затем и потребность включать образы людей в свои рисунки. Во многом это обусловлено развивающейся самооценкой в старшем дошкольном возрасте и критическим отношением детей к результатам своей деятельности [3,4].

Формирование у детей эмоционально-выразительного образа человека в рисовании мы рассматриваем не только в аспекте задач развития детского изобразительного творчества, но и в аспекте проблемы обогащения эмоциональной сферы и социального опыта детей. В процессе создания в рисунке образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе изображения портрета человека в рисунке.

Под эмоционально-выразительным образом человека в рисовании детей предшкольного возраста мы понимаем, прежде всего, отображение детьми характера изображаемого, его эмоций и настроения в результате субъективного отношения ребенка к персонажу посредством использования различных выразительных средств (контраст цветов, формы лица и тела, нажим на карандаш или кисть, штрих и др.).

Моделируя процесс формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей, следует исходить из возрастных возможностей детей предшкольного возраста, задач художественно-эстетического воспитания и логики развития детского изобразительного творчества в процессе целенаправленного обучения под руководством педагога.

Разработанная нами модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей предшкольного возраста включает когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-творческий и оценочно-рефлексивный компоненты, а также этапы их формирования в процессе образовательной работы.

Когнитивный компонент содержитзнания и представления детей о жанре портрета (виды и типы портрета, изображение человека в движении и статическом положении, сюжет, композиция), знания о художниках портретистах, иллюстраторах, названия их произведений, владение навыками художественно-эстетического восприятия произведений портретного искусства.

Мотивационно-личностный компонентпроявляется в устойчивом интересе к теме изображения человека в портретном рисунке, вовлеченность детей в предложенную тему, наличие образных вербальных высказываний, проявление интереса к изображению людей, отражение темы портретной живописи в самостоятельной художественной деятельности.

Деятельностно-творческий компонентпредполагает владение техническими способами изображения человека, графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения объекта изображения; сформированность ручной умелости (использование цветовой гаммы и формы, различных изобразительных материалов, прорисовка деталей и т. д.).

Оценочно-рефлексивный компонентпроявляется в способности ребенка объективно оценить свою работу на основе представлений об оценочных критериях, включая в вербальное высказывание терминологию из области изобразительного искусства.

Формирование структурных компонентов модели реализуется поэтапно и основывается на ступенчатости восприятия детьми художественных образов в изобразительном искусстве.

1 этап — формирование у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений портретного искусства, художественного восприятия образа человека в портретной живописи.

Содержание работы направлено на целостное эмоциональное восприятие ребенком портрета как произведения искусства, включает развитие у дошкольников знаний и первоначальных представлений о жанре портрета, их типах и видах, о средствах выразительности передачи образа человека.

Задачи:

– вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения портретной живописи;

– познакомить с выразительными средствами передачи образа человека в портрете;

– сформировать первоначальные знания о портретном искусстве.

Методы — показ репродукций произведений портретного искусства, иллюстраций к художественным произведениям и сказкам, беседа, включающая образный рассказ педагога; ознакомление с произведениями портретной живописи посредством ИКТ.

Формы организации — непосредственная образовательная деятельность (занятие), организация экскурсий в картинную галерею, музей искусств и т. д.

Приемы: пояснения, сравнения, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы [2].

Условия: реализация принципа отбора художественных произведений портретной живописи, доступность содержания для понимания детей, близость к уровню их эмоциональных переживаний (портреты с яркой экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы), высокий уровень художественного исполнения, владение педагогом методикой развития художественного восприятия дошкольников, в том числе, ознакомления с произведениями портретного искусства.

На первом этапе формируется когнитивный компонент, включающий первоначальные знания и представления детей о характере портретной живописи, разных типах и видах портрета, об особенностях изображения человека, знакомство с именами художников-портретистов, художников-иллюстраторов и их произведениями.

2 этап — формирование устойчивого интереса к изображению человека в портретном рисунке.

Цель: развитие у ребенка эмпатии (сопереживание эмоциональному состоянию, чувствам изображенного человека), понимания отношений между людьми, изображенными на групповом портрете с целью формирования субъективного отношения к изображаемым персонажам с последующим желанием отразить свои впечатления в портретном рисунке.

Задачи:

  1. Побуждать детей к высказываниям о своих впечатлениях, к составлению образных рассказов об изображенных на портретах персонажах, используя воображение и творческую фантазию.
  2. Обогащать словарь детей искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях и образных рассказах.
  3. Стимулировать сопереживание персонажам, изображенным на портретах, способствовать формированию у детей к ним субъективного отношения, стремления к изображению разнохарактерных образов людей в собственных портретных рисунках.

Методы: словесные (рассказы педагога о художниках, скульпторах, их детстве, беседа, направленная на формирование личностного отношения детей к изображенным на портрете образам и т. д.); наглядные (показ слайдов, фильмов, иллюстраций и т. д.); создание коллекций репродукций портретов, игровые методы и приемы, например: «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т. д.), а мы отгадаем»; «Узнай к какому из портретов подходит эта музыка»; «Придумай свое название данному портрету»; «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа»; «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».

Содержание образовательной работы направлено на формирование мотивационно-личностного компонента модели, на воспитание устойчивого интереса к теме изображения человека в портретном рисунке, субъективного отношения к изображенным персонажам и желания изображать разнохарактерные образы человека в рисовании.

Условие: реализация педагогом принципа интеграции средств выразительности различных видов искусств и художественной деятельности (музыкальной, пластической, театрально-игровой, художественно-речевой) в процессе восприятия художественных образов в портретном искусстве и формирования субъективного отношения к изображенным персонажам.

3 Этап — формирование технических умений и навыков изображения эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке, овладение графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения персонажа.

Цель — овладение детьми изобразительным языком передачи художественного образа человека в портретном рисунке (формирование «ручной умелости» Т. С. Комарова).

Задачи:

  1. Развивать формообразующие движения: проведение линий, мазков разных по форме и характеру, умение правильно располагать части лица, учитывая пропорции.
  2. Формирование композиционных умений (линия горизонта, равнение, симметрия, асимметрия, ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива).
  3. Учить работать с разнообразными изобразительными материалами, инструментами и различными художественными техниками (соединять разные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостного образа, учить смешивать цвета на палитре.
  4. Стимулировать у детей интерес к процессу творчества в рисовании портрета человека.

Методы: наглядные (показ способов изображения человека, технических приемов изображения эмоциональных состояний; словесные (объяснение, пояснение, образные сравнения); практические (упражнение), игровые (игры узнавание действий посредством пантомимы, например: «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем», «Расскажите без слов», «Угадай, кто что делает» и т. д.) [4].

В образовательной работе выделяются 2 направления:

– изображение человека на основе восприятия репродукций и иллюстраций, на основе ознакомления со схемами, шаблонами, фрагментарным изображением человека (эскизы к картине);

– изображение человека по представлению, включает творческие задания создать портрет членов семьи, героев сказок, художественных произведений (детских рассказов, стихотворений и т. д.).

Условие: владение педагогом техникой изображения эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке, композиционными умениями; методикой руководства детскими изобразительным творчеством.

4-й этап: развитие самооценки и самопознания, содержание работы направлено на формирование у ребенка способности объективно оценивать

свою работу на основе представлений об оценочных критериях изображения человека в портретном рисунке.

Задачи:

  1. Познакомить ребенка с оценочными критериями портретного рисунка.
  2. Формировать умение сравнивать полученный результат с образцом и отмечать несоответствия в своей работе.
  3. Развивать у ребенка способность к самостоятельному исправлению недостатков в своем рисунке.
  4. Формировать оценочные суждения на основе представлений об оценочных критериях, побуждать дошкольника в оценочном высказывании использовать специальную терминологию (например, овал лица, названия цветов, пропорции тела, перспектива, атрибуты, детали и др.).

Содержание работы на этом этапе направлено на формирование оценочно-рефлексивного компонента модели.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение, сравнительный анализ (сравнение работы ребенка с образцом), игровые (дидактические игры, интеллектуально-развивающие), например: «Угадай сказочного персонажа по описанию», «Фоторобот», «Профессия «Экскурсовод», «Выставка картин», «Зеркало», «Художественное лото», «Злая и добрая одежда сказочных героев», «Эмоции колобка», «Подбери музыку к портрету», «Маска, я тебя знаю»); рефлексивные упражнения.

Условия: создание ситуации успеха и сотворчества; эмоционально-положительного климата; организация партнерских отношений взрослого и ребенка, ориентированных на самостоятельность и инициативу ребенка.

Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека у детей предшкольного возраста в рисовании представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей предшкольного возраста

Таким образом, в модели представлена следующая логика формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей предшкольного возраста:

– на первом этапе формируется когнитивный компонент модели: дети получают первоначальные знания и представления о характере портретной живописи, разных типах и видах портрета, о средствах художественной выразительности и особенностях изображения человека, знакомятся с именами художников-портретистов, художников — иллюстраторов и их произведениями;

– на втором этапе формируется мотивационно-личностный компонент модели, проявляющийся у детей в интересе к произведениям портретной живописи и стремлении отразить свои впечатления в рисовании портретов людей; цель работы на этом этапе — воспитание у дошкольников устойчивого интереса к портретному искусству, развития желания изображать разных по характеру людей в портретном рисунке;

– третий этап включает формирование деятельностно-творческого компонента модели, предполагающего овладение детьми выразительными средствами и техническими приемами изображения эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке;

– на четвертом этапе формируется оценочно-рефлексивный компонент, который проявляется в способности ребенка объективно оценивать свою работу на основе представлений об оценочных критериях, формирование оценочных высказываний и суждений с использованием в речи специальной искусствоведческой терминологии.

Следует отметить, что в образовательной практике все компоненты модели формируются комплексно, этапность работы предполагает акцентирование внимания педагога на последовательность реализации образовательных задач на каждом этапе в процессе формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей.

Нами выделены основные педагогические условия, способствующие эффективности реализации модели в практике образовательной работы:

– организация методического сопровождения совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО в области методики ознакомления дошкольников с портретным жанром, формирования художественного восприятия произведений портретного искусства и обучение навыкам изображения человека в портретном рисунке;

– создание в дошкольной организации развивающей художественно-эстетической предметно-пространственной среды обогащенной произведениями портретного искусства и включающей в содержание детских центров художественно-творческого развития в группах художественный и дидактический материал на тему портретного жанра;

– организация сотрудничества с семьями воспитанников как субъектами образовательного процесса с целью формирования единых подходов к реализации задач художественно-творческого развития детей. Наиболее продуктивной формой сотрудничества с семьями воспитанников является педагогическое партнерство, которое предполагает вовлечение родителей воспитанников как равноправных партнеров в совместное решение образовательных задач всеми участниками образовательных отношений.

Основными критериями эффективности реализации модели являются: наличие положительной динамики в изображении эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке дошкольников; повышение интереса детей к произведениям портретной живописи; сформированность устойчивого интереса к изображению человека в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Литература:

  1. Буянова Т. А. Формирование эмоционально — выразительного образа в рисунках детей: Монография. — Москва: МПГУ, 2014.-164с.
  2. Пантелеева Н. Г. Комарова Т. С. Ознакомление детей 5–7 лет с искусством портрета. Методические рекомендации//Дошкольное воспитание, 005, № 3. — С. 16–27.
  3. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве М., Просвещение, 1965., — 216 с.
  4. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
  5. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1992. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-выразительный образ человека, портретный рисунок, портретная живопись, портретное искусство, рисование детей, изображение человека, ребенок, детское изобразительное творчество, образовательная работа, устойчивый интерес.

Ключевые слова

модель, эмоционально-выразительный образ, портретный рисунок, дети предшкольного возраста

Похожие статьи

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

эмоционально-выразительный образ человека, портретный рисунок, портретная живопись, портретное искусство, рисование детей, изображение человека, ребенок, детское изобразительное творчество...

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам...

Модель формирования эмоционально-выразительного образа... Ключевые слова: эмоционально-выразительный образ, портретный рисунок, модель, дети предшкольного возраста.

Портретный жанр как средство эстетического воспитания...

Ключевые слова: эстетическое воспитание дошкольника, эмоциональная сфера ребенка, детский рисунок, портрет человека, цветовые достоинства, жанр

Во время знакомства с портретным жанром, дети осваивают эстетическую оценку, учатся чувствовать и сопереживать.

Портрет – изображение человека | Статья в журнале...

изображению внутреннего мира человека, по этой причине здесь начал развиваться портретный жанр.

Ключевые слова: человек, изобразительное искусство, история, творчество, художник. Самое главное при изображении фигуры человека — возможность...

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, должно быть

— 208с.ил. 2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.:Агар, 2000–242 с.

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания... ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

ребенок, изобразительное искусство, детское творчество, окружающий мир, профессиональное искусство, декоративно-прикладное искусство, жанр живописи, музыкальное искусство, детская работа, книжная графика.

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

Например, образ осени в изобразительном искусстве раскрывается в различных жанрах живописи.

Курочкина Н. К. «О портретной живописидетям» Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2008. Левченко В. В. Интегрированный подход к психолого-педагогической подготовке...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

эмоционально-выразительный образ человека, портретный рисунок, портретная живопись, портретное искусство, рисование детей, изображение человека, ребенок, детское изобразительное творчество...

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам...

Модель формирования эмоционально-выразительного образа... Ключевые слова: эмоционально-выразительный образ, портретный рисунок, модель, дети предшкольного возраста.

Портретный жанр как средство эстетического воспитания...

Ключевые слова: эстетическое воспитание дошкольника, эмоциональная сфера ребенка, детский рисунок, портрет человека, цветовые достоинства, жанр

Во время знакомства с портретным жанром, дети осваивают эстетическую оценку, учатся чувствовать и сопереживать.

Портрет – изображение человека | Статья в журнале...

изображению внутреннего мира человека, по этой причине здесь начал развиваться портретный жанр.

Ключевые слова: человек, изобразительное искусство, история, творчество, художник. Самое главное при изображении фигуры человека — возможность...

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, должно быть

— 208с.ил. 2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.:Агар, 2000–242 с.

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания... ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

ребенок, изобразительное искусство, детское творчество, окружающий мир, профессиональное искусство, декоративно-прикладное искусство, жанр живописи, музыкальное искусство, детская работа, книжная графика.

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

Например, образ осени в изобразительном искусстве раскрывается в различных жанрах живописи.

Курочкина Н. К. «О портретной живописидетям» Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2008. Левченко В. В. Интегрированный подход к психолого-педагогической подготовке...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества.

Задать вопрос