Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста
Автор: Аникина Алевтина Павловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2017
Статья просмотрена: 668 раз
Библиографическое описание:
Аникина, А. П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 20-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12718/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена проблеме формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей 6–7 лет, эффективности реализации которой, по мнению автора, способствует специальная структурно-содержательная практико-ориентированная модель, разработанная и апробированная автором в образовательной работе с детьми предшкольного возраста.
Ключевые слова: эмоционально-выразительный образ, портретный рисунок, модель, дети предшкольного возраста
The article is devoted to the problem of forming of emotional-expressive human image in painting children aged 6–7 years, the effectiveness of the implementation of which, according to the author, contributes the specific structure and content of practice-oriented model developed and tested by the author in educational work with children of preschool age.
Keywords: emotional-expressive image, portrait, picture, model, children of preschool age
Проблема формирования эмоционально-выразительного образа в рисовании детей предшкольного возраста является частью более широкой и значимой проблемы художественно-эстетического развития личности ребенка в период дошкольного детства.
Изобразительной деятельности принадлежит особая роль в художественно-эстетическом развитии личности, проявляющаяся в интересе и потребности детей, начиная с раннего возраста, к отражению в рисунках впечатлений окружающей жизни и происходящих событий.
В отечественной дошкольной педагогике система научных взглядов на вопросы теории и практики изобразительной деятельности в детском возрасте полностью сформировалась в Советский период в результате глубокого и всестороннего изучения ребенка, его возрастных возможностей, природных задатков, склонностей, а также социальных факторов, способствующих их проявлению в процессе целенаправленной образовательной работы.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте рассматривалась советскими учеными (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Н. Игнатьев, Т. С. Комарова, Я. З. Неверович, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др.), как важнейшее средство эстетического воспитания, направленная на развитие у детей художественного восприятия, образных представлений, эстетических чувств, воображения и творческих способностей. Раскрывая возможности каждой возрастной ступени дошкольного детства, ученые выделяли старший дошкольный возраст как наиболее сенситивный в развитии художественно-творческих способностей, так как в этот возрастной период у детей активно развивается воображение и образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности.
Проблема восприятия и создания детьми художественных образов в различных видах детского изобразительного творчества достаточно хорошо изучена: в живописи (Т. А. Буяновой, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Н. М. Зубаревой, Т. С. Комаровой, Р. Г. Козаковой, Е. В. Лебедевой, Е. А. Чекуновой, Р.М Чумичевой и др.); в графике (В. Я. Кионовой, Н. А. Курочкиной Р. М. Мирошкиной и др.); в скульптуре (Г. М. Вишневой, Е. В. Гончаровой, Н. Б. Халезовой); декоративном рисовании (Н. С. Александровой, Л. Г. Васильевой, О. О. Дроновой, А. В. Молчевой и др.); аппликационной деятельности (С. В. Иванниковой, О. Р. Лагутиной, Е. С. Рогалевой и др.); лепке (Н. А. Курочкиной, И. А. Лыковой и др.); конструировании (Т. Ф. Панфиловой, Л. А. Парамоновой и др.).
В своих работах ученые обращали внимание на связь процесса создания художественных образов с проявлением эмоций детьми, их знаниями; была выявлена взаимосвязь творческих проявлений детей с владением техническими навыками и приемами передачи художественных образов в разных видах художественной деятельности [1].
Однако, не смотря на теоретическую разработанность проблемы формирования детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте, в том числе, создания эмоционально-выразительных образов людей в рисовании детей старшего дошкольного возраста, ее реализация в образовательной практике дошкольных учреждений сталкивается с определенными трудностями.
Анализ продуктов детского изобразительного творчества, проведенный нами в ряде дошкольных образовательных организациях Московской области, выявил факт отсутствия изображений человека в рисунках большинства детей 7-го года жизни, а в тех детских рисунках, в которых присутствует изображение людей, их образы не выразительны, они примитивны и схематичны. Воспитатели аргументируют это сложностью проблемы обучения детей техническим способам изображения человека. Такой аргумент свидетельствует о недостаточной сформированности профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, многие из которых признают, что не владеют необходимыми изобразительными навыками и нуждаются в профессиональной помощи для реализации такой сложной задачи, как обучение детей способам изображения человека, его характера и эмоционального состояния.
Между тем, еще в середине 50-х годов XX века, Н. П. Сакулиной и Е. А. Флериной были раскрыты и обоснованы роль и значение изображения людей детьми в рисовании для обогащения эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Одновременно и был выявлен тот факт, что при отсутствии целенаправленного обучения способам изображения человека, к шести-семи годам у детей исчезает желание, а затем и потребность включать образы людей в свои рисунки. Во многом это обусловлено развивающейся самооценкой в старшем дошкольном возрасте и критическим отношением детей к результатам своей деятельности [3,4].
Формирование у детей эмоционально-выразительного образа человека в рисовании мы рассматриваем не только в аспекте задач развития детского изобразительного творчества, но и в аспекте проблемы обогащения эмоциональной сферы и социального опыта детей. В процессе создания в рисунке образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе изображения портрета человека в рисунке.
Под эмоционально-выразительным образом человека в рисовании детей предшкольного возраста мы понимаем, прежде всего, отображение детьми характера изображаемого, его эмоций и настроения в результате субъективного отношения ребенка к персонажу посредством использования различных выразительных средств (контраст цветов, формы лица и тела, нажим на карандаш или кисть, штрих и др.).
Моделируя процесс формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей, следует исходить из возрастных возможностей детей предшкольного возраста, задач художественно-эстетического воспитания и логики развития детского изобразительного творчества в процессе целенаправленного обучения под руководством педагога.
Разработанная нами модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей предшкольного возраста включает когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-творческий и оценочно-рефлексивный компоненты, а также этапы их формирования в процессе образовательной работы.
Когнитивный компонент содержитзнания и представления детей о жанре портрета (виды и типы портрета, изображение человека в движении и статическом положении, сюжет, композиция), знания о художниках портретистах, иллюстраторах, названия их произведений, владение навыками художественно-эстетического восприятия произведений портретного искусства.
Мотивационно-личностный компонентпроявляется в устойчивом интересе к теме изображения человека в портретном рисунке, вовлеченность детей в предложенную тему, наличие образных вербальных высказываний, проявление интереса к изображению людей, отражение темы портретной живописи в самостоятельной художественной деятельности.
Деятельностно-творческий компонентпредполагает владение техническими способами изображения человека, графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения объекта изображения; сформированность ручной умелости (использование цветовой гаммы и формы, различных изобразительных материалов, прорисовка деталей и т. д.).
Оценочно-рефлексивный компонентпроявляется в способности ребенка объективно оценить свою работу на основе представлений об оценочных критериях, включая в вербальное высказывание терминологию из области изобразительного искусства.
Формирование структурных компонентов модели реализуется поэтапно и основывается на ступенчатости восприятия детьми художественных образов в изобразительном искусстве.
1 этап — формирование у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений портретного искусства, художественного восприятия образа человека в портретной живописи.
Содержание работы направлено на целостное эмоциональное восприятие ребенком портрета как произведения искусства, включает развитие у дошкольников знаний и первоначальных представлений о жанре портрета, их типах и видах, о средствах выразительности передачи образа человека.
Задачи:
– вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения портретной живописи;
– познакомить с выразительными средствами передачи образа человека в портрете;
– сформировать первоначальные знания о портретном искусстве.
Методы — показ репродукций произведений портретного искусства, иллюстраций к художественным произведениям и сказкам, беседа, включающая образный рассказ педагога; ознакомление с произведениями портретной живописи посредством ИКТ.
Формы организации — непосредственная образовательная деятельность (занятие), организация экскурсий в картинную галерею, музей искусств и т. д.
Приемы: пояснения, сравнения, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы [2].
Условия: реализация принципа отбора художественных произведений портретной живописи, доступность содержания для понимания детей, близость к уровню их эмоциональных переживаний (портреты с яркой экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы), высокий уровень художественного исполнения, владение педагогом методикой развития художественного восприятия дошкольников, в том числе, ознакомления с произведениями портретного искусства.
На первом этапе формируется когнитивный компонент, включающий первоначальные знания и представления детей о характере портретной живописи, разных типах и видах портрета, об особенностях изображения человека, знакомство с именами художников-портретистов, художников-иллюстраторов и их произведениями.
2 этап — формирование устойчивого интереса к изображению человека в портретном рисунке.
Цель: развитие у ребенка эмпатии (сопереживание эмоциональному состоянию, чувствам изображенного человека), понимания отношений между людьми, изображенными на групповом портрете с целью формирования субъективного отношения к изображаемым персонажам с последующим желанием отразить свои впечатления в портретном рисунке.
Задачи:
- Побуждать детей к высказываниям о своих впечатлениях, к составлению образных рассказов об изображенных на портретах персонажах, используя воображение и творческую фантазию.
- Обогащать словарь детей искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях и образных рассказах.
- Стимулировать сопереживание персонажам, изображенным на портретах, способствовать формированию у детей к ним субъективного отношения, стремления к изображению разнохарактерных образов людей в собственных портретных рисунках.
Методы: словесные (рассказы педагога о художниках, скульпторах, их детстве, беседа, направленная на формирование личностного отношения детей к изображенным на портрете образам и т. д.); наглядные (показ слайдов, фильмов, иллюстраций и т. д.); создание коллекций репродукций портретов, игровые методы и приемы, например: «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т. д.), а мы отгадаем»; «Узнай к какому из портретов подходит эта музыка»; «Придумай свое название данному портрету»; «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа»; «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».
Содержание образовательной работы направлено на формирование мотивационно-личностного компонента модели, на воспитание устойчивого интереса к теме изображения человека в портретном рисунке, субъективного отношения к изображенным персонажам и желания изображать разнохарактерные образы человека в рисовании.
Условие: реализация педагогом принципа интеграции средств выразительности различных видов искусств и художественной деятельности (музыкальной, пластической, театрально-игровой, художественно-речевой) в процессе восприятия художественных образов в портретном искусстве и формирования субъективного отношения к изображенным персонажам.
3 Этап — формирование технических умений и навыков изображения эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке, овладение графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения персонажа.
Цель — овладение детьми изобразительным языком передачи художественного образа человека в портретном рисунке (формирование «ручной умелости» Т. С. Комарова).
Задачи:
- Развивать формообразующие движения: проведение линий, мазков разных по форме и характеру, умение правильно располагать части лица, учитывая пропорции.
- Формирование композиционных умений (линия горизонта, равнение, симметрия, асимметрия, ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива).
- Учить работать с разнообразными изобразительными материалами, инструментами и различными художественными техниками (соединять разные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостного образа, учить смешивать цвета на палитре.
- Стимулировать у детей интерес к процессу творчества в рисовании портрета человека.
Методы: наглядные (показ способов изображения человека, технических приемов изображения эмоциональных состояний; словесные (объяснение, пояснение, образные сравнения); практические (упражнение), игровые (игры узнавание действий посредством пантомимы, например: «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем», «Расскажите без слов», «Угадай, кто что делает» и т. д.) [4].
В образовательной работе выделяются 2 направления:
– изображение человека на основе восприятия репродукций и иллюстраций, на основе ознакомления со схемами, шаблонами, фрагментарным изображением человека (эскизы к картине);
– изображение человека по представлению, включает творческие задания создать портрет членов семьи, героев сказок, художественных произведений (детских рассказов, стихотворений и т. д.).
Условие: владение педагогом техникой изображения эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке, композиционными умениями; методикой руководства детскими изобразительным творчеством.
4-й этап: развитие самооценки и самопознания, содержание работы направлено на формирование у ребенка способности объективно оценивать
свою работу на основе представлений об оценочных критериях изображения человека в портретном рисунке.
Задачи:
- Познакомить ребенка с оценочными критериями портретного рисунка.
- Формировать умение сравнивать полученный результат с образцом и отмечать несоответствия в своей работе.
- Развивать у ребенка способность к самостоятельному исправлению недостатков в своем рисунке.
- Формировать оценочные суждения на основе представлений об оценочных критериях, побуждать дошкольника в оценочном высказывании использовать специальную терминологию (например, овал лица, названия цветов, пропорции тела, перспектива, атрибуты, детали и др.).
Содержание работы на этом этапе направлено на формирование оценочно-рефлексивного компонента модели.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, сравнительный анализ (сравнение работы ребенка с образцом), игровые (дидактические игры, интеллектуально-развивающие), например: «Угадай сказочного персонажа по описанию», «Фоторобот», «Профессия «Экскурсовод», «Выставка картин», «Зеркало», «Художественное лото», «Злая и добрая одежда сказочных героев», «Эмоции колобка», «Подбери музыку к портрету», «Маска, я тебя знаю»); рефлексивные упражнения.
Условия: создание ситуации успеха и сотворчества; эмоционально-положительного климата; организация партнерских отношений взрослого и ребенка, ориентированных на самостоятельность и инициативу ребенка.
Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека у детей предшкольного возраста в рисовании представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей предшкольного возраста
Таким образом, в модели представлена следующая логика формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей предшкольного возраста:
– на первом этапе формируется когнитивный компонент модели: дети получают первоначальные знания и представления о характере портретной живописи, разных типах и видах портрета, о средствах художественной выразительности и особенностях изображения человека, знакомятся с именами художников-портретистов, художников — иллюстраторов и их произведениями;
– на втором этапе формируется мотивационно-личностный компонент модели, проявляющийся у детей в интересе к произведениям портретной живописи и стремлении отразить свои впечатления в рисовании портретов людей; цель работы на этом этапе — воспитание у дошкольников устойчивого интереса к портретному искусству, развития желания изображать разных по характеру людей в портретном рисунке;
– третий этап включает формирование деятельностно-творческого компонента модели, предполагающего овладение детьми выразительными средствами и техническими приемами изображения эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке;
– на четвертом этапе формируется оценочно-рефлексивный компонент, который проявляется в способности ребенка объективно оценивать свою работу на основе представлений об оценочных критериях, формирование оценочных высказываний и суждений с использованием в речи специальной искусствоведческой терминологии.
Следует отметить, что в образовательной практике все компоненты модели формируются комплексно, этапность работы предполагает акцентирование внимания педагога на последовательность реализации образовательных задач на каждом этапе в процессе формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей.
Нами выделены основные педагогические условия, способствующие эффективности реализации модели в практике образовательной работы:
– организация методического сопровождения совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО в области методики ознакомления дошкольников с портретным жанром, формирования художественного восприятия произведений портретного искусства и обучение навыкам изображения человека в портретном рисунке;
– создание в дошкольной организации развивающей художественно-эстетической предметно-пространственной среды обогащенной произведениями портретного искусства и включающей в содержание детских центров художественно-творческого развития в группах художественный и дидактический материал на тему портретного жанра;
– организация сотрудничества с семьями воспитанников как субъектами образовательного процесса с целью формирования единых подходов к реализации задач художественно-творческого развития детей. Наиболее продуктивной формой сотрудничества с семьями воспитанников является педагогическое партнерство, которое предполагает вовлечение родителей воспитанников как равноправных партнеров в совместное решение образовательных задач всеми участниками образовательных отношений.
Основными критериями эффективности реализации модели являются: наличие положительной динамики в изображении эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке дошкольников; повышение интереса детей к произведениям портретной живописи; сформированность устойчивого интереса к изображению человека в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.
Литература:
- Буянова Т. А. Формирование эмоционально — выразительного образа в рисунках детей: Монография. — Москва: МПГУ, 2014.-164с.
- Пантелеева Н. Г. Комарова Т. С. Ознакомление детей 5–7 лет с искусством портрета. Методические рекомендации//Дошкольное воспитание, 005, № 3. — С. 16–27.
- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве М., Просвещение, 1965., — 216 с.
- Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1992. — 126 с.
Ключевые слова
модель, эмоционально-выразительный образ, портретный рисунок, дети предшкольного возрастаПохожие статьи
Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения
В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...
Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...
Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству
В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...
Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности
В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...
Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...
Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.
Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения
Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обу...
Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.
Похожие статьи
Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения
В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...
Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...
Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству
В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...
Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности
В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...
Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...
Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.
Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения
Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обу...
Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.