Оптимизация содержания воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов Росгвардии
Автор: Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 20.06.2017
Статья просмотрена: 382 раза
Библиографическое описание:
Карсанов, Э. Х. Оптимизация содержания воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов Росгвардии / Э. Х. Карсанов. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12652/ (дата обращения: 16.12.2024).
Встатье рассматриваются критерии оптимизации содержания военно-патриотического воспитания будущих офицеров Росгвардии. Приводятся данные опроса профессорско-преподавательского состава о внедрении элементов практическо-ориентированного направления осуществления патриотического воспитания в военных институтах войск национальной гвардии. Раскрываются условия оптимизации содержания воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов Росгвардии.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, курсанты Росгвардии, профессиональная подготовка
Важным путем совершенствования военно-патриотического воспитания курсантов, является оптимизация содержания деятельности факультетов с целью осуществления не только их военного обучения, но и в первую очередь военно-патриотического воспитания обучающихся. Как и военная подготовка, ее не менее важная вторая составная часть — военно-патриотическое воспитание — имеет неразрывную связь с различными сферами жизни общества и базируется на своих экономических, социальных, политических и идейно-теоретических основах [1].
Для того, чтобы успешно выполнить свой конституционный долг в войсках будущему офицеру, особенно в современных реалиях необходимо в первую очередь быть патриотом своего Отечества. Данное качество является стержнем военно-патриотического воспитания [2].
Основными доводами необходимости совершенствования военно-патриотического воспитания курсантов, по мнению 35 офицеров-педагогов Санкт-петербургского военного института войск национальной гвардии, являются такие как:
1) 34 % из них относят к одному из наиболее значимых показателей социального самочувствия современного курсанта ментально-ценностные установки и ориентиры его повседневного поведения;
2) важная роль среди них отводится гражданственности и патриотизму, являющимися своего рода уникальными социально-государственными и гуманитарными феноменами, потому что включают в себе как мировоззренческие, так и деятельностные свойства личности, социальной группы, общности (30 %);
3) 15 % считают, что обучающиеся получают опыт межличностного общения, и поэтому, если будет патриотичной среда взаимодействия, то от этого зависит в дальнейшем отношение их к служебной деятельности.
4) необходимость совершенствования военно-патриотического воспитания исходит из потребности использования опыта существовавших ранее военно-патриотических традиций в отечественном военном образовании, и способствовавших подготовке надежных защитников Родины (12 %).
5) 9 % опрошенных рассматривают военно-патриотическое воспитание как средство, которое может повысить роль воспитательной функции педагогического процесса.
Следовательно, субъекты военно-патриотического воспитания подтверждают необходимость его совершенствования в военном институте.
Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития.
Анализ передовой практики функционирования военно-патриотического воспитания, результатов прохождения службы выпускниками военных институтов войск национальной гвардии выявил, что для повышения качества военно-патриотического воспитания обучающихся необходимо создавать определенные педагогические условия, среди них одним из важнейших является патриотически-ориентированное образование. В его содержании сложился целый комплекс различных парадигм и концепций в российской педагогической науке и практической деятельности, которые синтезируются, уточняются, углубляются и переосмысливаются.
Результатом такого уточнения и осмысления становится расширение области воздействия патриотически-ориентированного образования на определение ценностей и смыслов в содержании образования, а также выбор технологии, метода, способа и условий передачи культурно-исторического опыта служения на благо России как социогенетического фактора готовности к его применению.
Итог патриотически-ориентированного образования проявляется через овладение будущими офицерами широким аспектом опыта патриотической деятельности, приобретением смысла служения российскому государству и проявляется в конкретных видах и формах поведения, отношении и деятельности, в основе которых лежит любовь к своему Отечеству.
Следовательно, патриотически-ориентированное образование конкретизирует сложившиеся в современных условиях само понимание сущности патриотизма как носителя определенных характеристик, являющихся проявлением многoвекового развития российской государственности, источником и движущей силой всех преобразований осуществляемыми ее гражданами.
Формирование военно-патриотических качеств курсантов происходит в ходе обучения, воспитания и социализации молодых людей, при этом важным является усвоение молодежью «момента истины», что между их личным, семейным благополучием, достижением жизненных ожиданий в разных сферах деятельности, социальным статусом и служением своему Отечеству имеется сильная связь и прямая зависимость [3].
Ученые А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев понимают под содержанием патриотически-ориентированного образования ипостась смыслового акта, который синтезирует итог освоения, становления, приобретения и совершенствования опыта служения, как своему Отечеству, так и ближним людям.
В ходе анализа проведённого опроса профессорско-преподавательского состава, групповых и индивидуальных бесед с курсантами выявлено, что важнейшими условиями оптимизации содержания работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов являются:
‒ во-первых, условие, обеспечивающее патриотично-ориентированное образование. Если в содержании образования присутствует направленность на военно-патриотическое воспитание обучающихся, его продуктивность значительно возрастает.
‒ во-вторых, важным условием является наглядная агитация, которая в ходе формирующего эксперимента активно использовалось как средство военно-патриотической работы.
‒ в-третьих, учет такого условия, как взаимосвязь рабочей программы педагогического процесса с комплексными планами воспитательной работы.
Литература:
- Лутовинов В. И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического отечества (философско-социологический анализ): дис.... канд. фил. наук. М.: ВУ. 1990. С. 72.
- Вырщиков А. Н. Великий подвиг на Волге и современность: концептуальные основания подготовки и празднования 65-й годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом / Всероссийская научно-практическая конференция «Патриотизм народов России: традиции и современность». 6–7 ноября 2007 г. М. 2007. С. 83.
- Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2004. С. 11–12.
Похожие статьи
Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...
Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам
Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...
Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза
На основе анализа основных нормативно-правовых документов, относящихся к сфере патриотического воспитания, рассмотрены и конкретизированы требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.
Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе
В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству
В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...
Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе
В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...
Особенности мотивации сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России
Рассмотрены вопросы теории мотивации. Раскрыта важная роль мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России.
Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки
В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах препода...
Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке
В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...
Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации
Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.
Похожие статьи
Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...
Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам
Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...
Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза
На основе анализа основных нормативно-правовых документов, относящихся к сфере патриотического воспитания, рассмотрены и конкретизированы требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.
Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе
В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству
В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...
Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе
В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...
Особенности мотивации сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России
Рассмотрены вопросы теории мотивации. Раскрыта важная роль мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России.
Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки
В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах препода...
Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке
В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...
Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации
Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.