Автор: Кирильчук Татьяна Ионасовна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Кирильчук Т. И. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 37-39.



В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: коллажирование, дошкольное ㅤобразовательное ㅤучреждение. художественно-эстетическая культура

Постановка проблемы. ㅤИсследование и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического и опыта работы с коллажем. Эмпирические методы связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с детьми старшего дошкольного возраста, пробными выборочными исследованиями. Частные эмпирические методы дополняются общими методами этого уровня: опытно-поисковой работой, включающей организацию констатирующего этапа по определению начального уровня художественно-эстетической культуры.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен ㅤпроблемы формирования художественно-эстетической культуры нашли отражение в работах Ю. Б. Борева, М. А. Верба, С. А. Герасимова, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева богатый исследовательский материал, обращенный к ㅤпроцесса в образовательных организациях ㅤ

Цель статьи — раскрыть цели и задачи эстетического развития детей дошкольного возраста посредством коллажа.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития старших дошкольников определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы становления художественно-эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника

Развитие теории и практики художественно-эстетического развития, цели, содержание и формы художественно-эстетического развития тесно связаны и зависят от доминирующих нравственных, эстетических представлений, от этнических особенностей, культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Значимость эмоционально-образных воздействий и переживаний для формирования человека была замечена, вероятно, ещё в первобытном обществе, когда в освоении мира преобладало чувственное постижение. Оно вместе со специфическим магическим объяснением действительности становилось основой и для создания художественных образов предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действиях.

Накопление и обобщение теоретических представлений о природе эстетического в искусстве и в действительности, о его влиянии на развитие человека привели в середине XVIII в. к выделению эстетики как самостоятельной отрасли науки (название дано немецким философом Баумгартеном). Развитие искусствознания в Европе позволило глубоко раскрыть природу искусства и выявить особенности эстетической культуры человека. Немецкий историк искусства И. Г. Винкельман одним из первых показал, что изучение искусства может быть главным средством воспитания хорошего вкуса и нравственного поведения. Г. Э. Лессинг раскрыл познавательно-воспитательные возможности театра, поэзии, скульптуры, их значение для становления личности гражданина («Гамбургская драматургия», «Лаокоон»). Значение искусства в становлении национальных культур осмыслил И. Г. Гердер. Рассматривая искусство как произвольную «игру» сущностных сил человека, И. Кант сформулировал принцип автономности искусства и эстетического, обосновал природу эстетического суждения («суждения вкуса») [59].

Художественно-эстетическое развитие осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного художественно-эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.

Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству [9].

Непрерывный процесс совершенствования дошкольного образования требует проведения фундаментальных исследований, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его художественно-эстетических и творческих способностей, наряду с когнитивным, социальным и духовным развитием детей старшего дошкольного возраста (И. Е. Емельянова, А. М. Матюшкин, Л. В. Трубайчук и др.). [53]

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны активно перестраивать собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом — Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). [2

Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей [2].

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Художественно-эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Одна из особенностей художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше.

Таким образом, под художественно-эстетическим развитием детей старшего дошкольного возраста под средствами коллажа, нами понимается наиболее специфическое для художественной деятельности, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия и представления в передаче композиции, умение оценить художественный материал и передать художественный образ в работе с помощью подручных материалов; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять художественные комбинации; умение импровизировать на знакомую тему, желание сочинять художественные композиции; этическое отношение к сверстникам и взрослым.

Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Когда функция зрительного восприятия расширена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды, что является профессиональным качеством дизайнера.

Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности, характера учебно-творческих действий. Данные функции метода коллажа — познавательная, нормативная и инструментальная — определяют и его структурные компоненты. [7, с. 24 -28]. Коллаж — это техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, фрагментов, отличающихся от нее цвету и фактуре (фотографии, глянцевые журналы, бумага разных фактур, ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, растения, металл и многое др.). Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж — сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения [7] В коллаже можно комбинировать самые разные техники, сочетать аппликацию и живопись, использовать разные предметы — все работает на то, чтобы создать свой неповторимый образ, найти подходящие средства для воплощения замысла. Важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы; а наличие разнообразного подручного материала, используемого в коллажной технике, обеспечивает развитие творческой деятельности школьников. Коллаж обладает большим развивающим потенциалом. Развивающий компонент предусматривает развитие психических процессов — эстетического сознания, памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Литература:

  1. Алиев, Ю. Б. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю. Б. Алиев. — М.: Просвещение, 1986. — 238 с.
  2. Антипова, А. М. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: дис. … д-ра пед. наук / А. М. Антипова. — М., 2005. — 405 с.
  3. Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  4. Бакулина Л. Ю. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания дошкольников» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников.
Основные термины (генерируются автоматически): старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, художественно-эстетического развития, детей дошкольного возраста, дошкольного образования, развитие детей старшего, Метод коллажа, развития детей старшего, художественно-эстетического развития детей, Художественно-эстетическое развитие, развитием детей старшего, дошкольного возраста элементарное, художественно-эстетической культуры, детьми старшего дошкольного, эстетического воспитания, развития детей дошкольного, дошкольного образовательного учреждения, метода коллажа, «Период дошкольного детства, совершенствования дошкольного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос