Роль художественной литературы в нравственно-трудовом воспитании детей
Автор: Тайбарей Надежда Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 31.03.2017
Статья просмотрена: 1198 раз
Библиографическое описание:
Тайбарей, Н. В. Роль художественной литературы в нравственно-трудовом воспитании детей / Н. В. Тайбарей. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12174/ (дата обращения: 17.12.2024).
Чувство Родины…Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связующие его с родным домом, с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играю огромную роль в становлении личности.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа»
Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей к той или иной теме. Неназойливое использование художественного слова создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Воспринимая художественные произведения, ребенок как бы превращает в своем представлении и воображении литературные образы и ситуации в реальность, а затем переносит полученные впечатления в свою жизнь, отражая их в игре, лепке, и других видах деятельности. В свою очередь, эта активная деятельность стимулирует желание еще раз послушать знакомые произведения (или новое на ту же тему, рассмотреть картинки, т. е. формирует интерес к х/л)
Обобщенный, несущий необходимую нравственную нагрузку, образ возникает в сознании детей, если о представителях одной профессии им читают разные произведения, например, о почтальонах — «Почта» и «Почто военная» С.Маршака; о пожарных — «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» С.Михалкова и «Пожарные собаки» Л.Толстого.
Знакомство детей с любой профессией («кто нас лечит», «кто нас кормит», «кто нас учит» — дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны).
Хорошими помощниками воспитанию детей уважения к труду хлеборобов, расширении, углублении и систематизации знаний о выращивании хлеба, о машинах, помогающих в этом людям, являются такие художественные произведения: «На дальнем поле» Л.Воронковой, «Все здесь» Я.Тайц, «Хлеб с росою» Г.Виеру, «Большие дела маленького Микиня» Ю.Ванаг и др.
Чувство благодарности людям, растившим хлеб, усиливают такие строчки из стихотворения Е.Серовой:
«Ветерок спросил пролетая
От чего ты, рожь, золотая,
А в ответ колоски шелестят
«Золотые руки растят».
В этих произведениях раскрывается отношение людей к труду, природе, воспевается красота и богатство нашей Родины, родного края, рассматриваются взаимоотношения людей в работе.
Эмоционально окрашивают занятия и другие рассказы. Они подчеркивают нравственность труда людей, помогают детям сформировать и выразить свое отношение. Например: рассказ И.Винокурова «Как самолет в поле работает» — на примере сельскохозяйственного труда показана взаимопомощь трудящихся.
Особое воспитательное значение имеют рассказы о героических делах русского народа. Например: проводится беседа по рассказу И.Винокурова «Сквозь буран» — вопросы воспитателя к беседе по рассказу должны помочь детям увидеть и понять нравственную идею произведения «как лётчики помогли врачам спасти больного»
Для бесед, рассказ воспитателя о природе нашей Родины хорошо использовать отрывки из поэтической книги Н.Сладкова «Разноцветная Земля». Не большие рассказы о севере, пустыне, тайге, море, написаны простым, живым, образным языком: «земля наша разноцветная; белая Арктика, седая тундра, зеленая тайга, серебристые степи, желтые пустыни, пестрые горы, голубые озера и реки». Книга эта о красоте разноцветной Земли.
Рассказы воспитателя о природе севера и юга сочетаются с беседами о труде людей, рассматриванием национальных костюмов, предметов быта. Поможет в этом рассказ «Окся — труженица» В.Челинцовой, Н.Емельяновой, П.Воронько «Мальчик Помогай», Р.Кашаускаса «Виноград», А.Барто «Твой праздник».
Для воспитания интереса и любви к Российской армии дети учат стихи о пограничниках, моряках, и других видах войск. Им читают рассказы Л.Кассиля «Твои защитники», М.Исаковского «У самой границы», С.Михалкова «Здравствуй, воин — победитель», А.Митяева «Почему Армия всем родная» и другие рассказы.
Незадолго до 8 Марта целесообразно рассказать детям, что в войне участвовали и женщины. Почитать рассказ Л.Кассиля «Медсестра», рассмотреть иллюстрации к книге и картину А.Худякова «Медсестра» (из серии «Наша Армия»).
Художественные произведения помогают углубить интерес детей и чувство благодарности к людям разного труда. Так, произведения В. В. Мояковского, С. Я. Маршака приобщают ребенка к жизни страны, воспитывают гражданские чувства.
Основная мысль стихотворной повести С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу?» — всё что тебя окружает сделано руками человека. Как много труда затрачено разными людьми, чтобы сделать книгу. Беречь книгу — значит беречь труд людей.
Тема труда в природе, связи человека с природой, умелого и доброго ее использования звучит во многих произведениях русских поэтов. Вспомним известные стихи С.Маршака «Откуда стол пришел?», «Праздник леса» — автор как бы беседует с детьми «что мы совершаем, сажая лес?».
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес к труду взрослых, побуждают желание подражать им, учат любить родные места, гордиться достижениями своего народа, ощущать неразрывность с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.