Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аксенова, М. Н. Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка / М. Н. Аксенова, Г. Н. Иванисова, Н. А. Рыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 321-324. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65550/ (дата обращения: 19.10.2024).



«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога», — писал К. Д. Ушинский. [3, с. 157]

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к близким людям, своей семье. Интерес представляют вещи, окружающие близких его людей: предметы, которыми пользуются, одежда, дом, занятия. И, конечно, сама природа, разные природные объекты и явления, птицы, насекомые, животные. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях, играх. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Но будут ли эти краски и звуки для ребенка яркими, радостными или, наоборот, тусклыми, грустными, зависит от нас, родителей и педагогов.

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность народного творчества. Близость детям творчества своего народа связана со всем укладом нашей жизни, с родной природой.

Ведь человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки, игры на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому. Нравственно — патриотическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней…

Какие методы и приемы способствуют формированию нравственно-патриотических чувств у ребенка?

Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. И следует помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей разного возраста.

С раннего детства ребенок воспринимает только такие произведения как потешки, прибаутки, заклички, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить. Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора П. В. Киреевский говорил: «Кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…» [1,с.9] Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает. Это не только радует, забавляет ребенка, но и позволяет взрослым познакомить его с животными, с природными явлениями: «Сорока-Белобока», «Кисонька-Мурысонька», «Улитка, улитка», «Дождик, дождик», «Петя-Петушок», «Кошка в лукошке», «Зайка начал умываться», «Солнышко-колоколнышко, выгляни в окошко» и другие. Также у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые взрослые должны произносить ласково, выражая заботу, нежность, доброту и к ребенку, и к окружающему миру.

Велика роль в формировании нравственно-патриотических чувств ребенка и русской народной сказки. Ведь по своей сущности сказка, особенно народная, соответствует природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Прежде всего, русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает по ходу сюжета положительным персонажам («Хаврошечка», «Гуси-Лебеди», «Снегурушка и лиса», «По щучьему велению» и другие). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. [2, с. 8] Она воздействует на душу ребенка. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; дети из них получают блестящие образцы родного языка. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Рассказы о природе побуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В.Бианки («Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?»), М.Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е.Чарушина («Еж», «Волчишко», «Медвежонок»), Г.Скребицкого («Четыре художника»), И.Соколова-Микитова («От весны до весны») и другие. Мир природы показан в названных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. С. Пушкина, «Не ветер бушует над бором», Н.Некрасова, «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчева, «Чудная картина» А.Фета, «Береза» С.Есенина, «Круглый год» С.Маршака и другие. [2, с. 9] Читая эти произведения, мы даем детям представление о разнообразии поэтического образа природы, показываем, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов. Эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-патриотических чувств, обогащение словарного запаса еще более эффективно осуществляется при ознакомлении детей с поэтическими произведениями и разучивании их. Стихотворения о природе раскрывают в поэтическом образе то, что остается ребенком не замеченным при наблюдении, на экскурсиях. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают речь ребенка. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.

Стремясь развивать наблюдательность, умение всматриваться в окружающий мир, мы загадываем детям загадки о временах года, деревьях, цветах, животных: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова»(береза); «Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит»(солнце); «Бел, да не сахар»(снег); «Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке»(снежинки); «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками»(еж) и другие. [2, с. 13]

Таким образом через использование на занятиях сказок, потешек, частушек, загадок, рассказов, стихотворений, педагог развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю, родной стране и природе.

А в работе с родителями по данной проблеме педагог должен решить следующие задачи:

  1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к родной стране и природе.
  2. Установить преемственность в работе с семьей.
  3. Искать пути естественного включения семьи в процесс нравственно-патриотического воспитания ребенка. [3, с. 154]

Конечно же, в работе с родителями необходимо использовать такие средства донесения информации, как родительские собрания, круглые столы, анкетирование, памятки и консультации для родителей, буклеты и листовки. Предлагаем, как пример, консультацию для родителей на эту тему.

Консультация для родителей на тему:

«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Когда у В.Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают — «ласкают» котенка и пр.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б.Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, — и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». [4, с. 152]

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны и добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овса для корма птиц» и т. п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком ее смотрят.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, оберегать, заботиться).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию любви к природе. [3, с. 155]

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что интерес детей к природе, эмоционально-образное восприятие ими ее отражения в художественных произведениях развивают и нравственные, и патриотические, и эстетические чувства. Ребенок приобщается к красоте, а это первый росток доброго чувства, которое при умелом воспитании превратится в активную деятельность.

Литература:

  1. Истоки русской народной культуры в детском саду. Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160с.
  2. Нравственно — эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989. — 79 с.
  3. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/ Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.: ил.
  4. О любви к живому. Б. С. Рябинин. — М., 1966. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, образ, поэтический образ, родитель, сказка, чувство, раннее детство, родная природа, родная страна.


Похожие статьи

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе

Бумажные техники и их возможности в познавательном, социально-коммуникативном, физическом, художественно-эстетическом развитии дошкольника

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Похожие статьи

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе

Бумажные техники и их возможности в познавательном, социально-коммуникативном, физическом, художественно-эстетическом развитии дошкольника

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Задать вопрос