Автор: Андреев Андрей Владимирович

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Андреев А. В. Значение духа в развитии полноценной личности [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12090/ (дата обращения: 17.12.2017).



В статье проводится анализ понятия человеческого духа, а также рассматривается его содержание как психической составляющей личности, внутренней моральной силы и религиозного свойства души. Определяются общенаучные особенности составляющей духа человека и связь категории «духовного» с категорией «душевного». В заключении делаются выводы о значении духа и духовной составляющей человека для его полноценной жизни, обучения и развития.

Ключевые слова: дух, душа, развитие, обучение

Среди всех неразрешенных вопросов о глубинном содержании внутреннего мира человека, особое место отведено смысловому определению такой сложной категории, как духовность. Духовность возникла на заре исторического становления человеческого общества и по-прежнему присутствует в нем в качестве императива его устойчивого развития и гаранта сохранения человечества в целом. Весь путь исторического развития духовности сводится к преобразованию ее состояния в собственный предмет и поднимается с низшей ступени своего развития на новую, более высокую ступень [14, с. 17]. На современном этапе существования духовности научно-технический прогресс значительно опередил нравственное развитие общества, что спровоцировало его упадок, а также процветание жестокости, насилия и межличностной обособленности [20, с. 3–4]. Наблюдая за современной деструктивной динамикой духовно-нравственного состояния русского общества и общим упадком уровня жизни людей, можно согласиться с точкой зрения М. П. Барболина, считающего, что духовно-нравственная составляющая человеческой личности является самым главными среди всех качеств, определяющих поведение человека [2, с. 171–172]. Стоит отметить, что духовность человека изучается многими науками. Например, в отечественной психологии и педагогике она понимается, как движущая сила развития человеческого в человеке, или как субъективность, внутренний мир человека, или как способ существования человека. С точки зрения православной педагогики и многих современных светских педагогических концепций, духовность — это «человеческое в человеке», «человеческое качество», составляющее неизменную сущность человека. Многое для ее понимания в этом аспекте дают православное богословие и философия экзистенциализма, где духовность определяется как врожденное человеческое свойство [25, с. 114]. Ключевой, смысловой основой духовности является категория духа. Дух, в переводе с латинского и греческого языков означает «дуновение», «дыхание», душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело [6, с. 184]. Е. А. Гринева указывает, что термин «дух» трактуется в таких значениях, как: психическая составляющая личности, внутренняя моральная сила и высоконравственное, религиозное свойство души [7, с. 249].

В контексте сознания, психической составляющей человека и его поведения, Г.В. Ф. Гегель выделяет в категории духа три составляющих: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. При этом автор выделяет три главных формы субъективного духа: душу, сознание и дух как таковой [13, с. 11]. К. Г. Юнг пишет, что дух можно охарактеризовать через спонтанное движение и деятельность, стихийную способность продуцировать образы автономно от чувственного восприятия, а также производить независимые манипуляции этими образами [28, с. 14]. М. С. Каган определяет понятие духа в качестве целостной активности психики человека по сравнению с психикой представителей животного мира. Тем самым автор указывает на социокультурную детерминированность и содержательность человеческой психики [12, с. 95]. А. Ф. Лосев определяет дух, как совокупность функций сознания, которые возникают как отражение действительности. При этом, данная совокупность находится в единой индивидуальности, как инструмент осознанной ориентации в действительности с целью ее преобразования [28, с. 14]. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют дух, как связь отдельного индивида с человеческим родом в его культурном и историческом бытии [24, с. 319]. А. В. Шелковая, обобщив понятие категории духа в русской, советской и зарубежной философии, заключила, что под духом следует понимать определенный уровень развития сознания, являющийся одной из детерминант перехода от категории индивида к категории личности [31, с. 11].

Если рассматривать дух человека, как его внутреннюю моральную силу, то целесообразно указать точку зрения Р. Л. Лившица. Автор определяет дух, как отражение и выражение самого способа бытия человека в мире. Дух есть исключительно человеческий атрибут, позволяющий человеку созидать себя самого и окружающую действительность [15, с. 73–79]. Г. Г. Шпет выделяет такие значения духа, как: мировой дух, богатство духа, дух времени и народа, душа, вдохновение и дух текущего времени [11, с. 61]. В свою очередь З. М. Хачецуков определяет дух, как абсолютный идеал, образец и концепт истины [29, с. 10]. Б. Г. Мещеряков считает, что дух есть положительная, преобразующая сила, обеспечивающая созидание, самоопределение и духовное развитие человека. Без данной силы невозможно ни полноценное развитие, ни величие личности [18, с. 182].

В рамках религиозной интерпретации понятия «дух» человека, философы и ученые, в основном, апеллируют такими высокоморальными категориями, как: Божественность, религиозность, добро, совершенство и созидание. Лоренцо Скуполи относит к сфере духа религиозность и сознательно-волевую сферу человека [23, с. 41–42]. Святитель Феофан Затворник определяет категорию духа, как: «силу, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его» [23, с. 203]. Фома Аквинский характеризует дух, как интеллектуальную силу, посредством которой человек соприкасается с бытием [30, с. 71]. И. А. Ильин указывает, что дух — это то, что объективно значимо в душе личности. Философ видит в духе человека его устремленность через душевные состояния к познанию истины, красоты, творению добра и общению с Богом [16, с. 17]. Н. А. Бердяев указывает, что дух есть божественное начало в человеке, его связь с источником духовности — Творцом [3, с. 571]. С. Л. Франк придерживается схожей точки зрения и пишет, что Бог — это незримая реальность, открывающаяся только глубинам духа [27, с. 74]. Ю. В. Самойлова, проведя подробный анализ трудов выдающихся мыслителей русского зарубежья, определяет дух в качестве сложного образования ума, сердца и Божественного элемента в человеке, который является творческим началом, поднимающим человека к тому, что имеет истинную ценность [22, с. 66]. В. П. Андронов указывает, что в христианской антропологии, категория духа предстает вершиной иерархии психической жизни человека. В случае нарушения данной иерархии главенствующее место в ней занимают низшие составляющие психической жизни и человеческого бытия [1, с. 43]. А. А. Гостев и Н. В. Борисова указывают, что дух является центром человеческого существа, вершиной души, способностью соприкасаться с Божественной благодатью [5, с. 11]. М. Я. Дворецкая считает, что дух является высшей способностью разумной души, посредством которой человек входит в общение с Богом. Автор отмечает, что сфера духовной жизни неразрывно связана с такими категориями, как: благословение, жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога [8, с. 56]. А. И. Евстигнеев пишет, что дух является высшей частью естества человека, одухотворяющей его душевную часть посредством предания ей духовных качеств и возвышения личности над остальными земными существами [10, с. 32]. С. В. Мозжилин пишет, что в рамках религиозного подхода к познанию сути человеческого духа и духовности, дух обретает большое число значений, связанных с обозначением категории идеального. В первую очередь дух в христианстве — это Божественная созидающая сила. Автор считает, что в этом отношении христианство возлагает ответственность за зло на самого человека, значительно возвышая тем самым степень его свободы, а, следовательно, предоставляя большие возможности для духовно-нравственного совершенства [19, с. 109].

Близким по лингвистическому происхождению и смысловому содержанию к понятию «духа» является понятие человеческой «души». Игумен Филарет указывает, что в психологии душа человека содержит три составные части: ум, чувство (сердце) и волю. С помощью ума человек познает окружающий мир, и все сознательные переживания собственной души. Благодаря чувству (сердцу) человек отзывается на воздействие внешнего мира, а также собственные эмоции и переживания. Наконец, воля, от которой зависит нравственное содержание человека, позволяет ему преобразовывать себя и окружающий мир посредством волевого акта [26, с. 26]. И. А. Бокачев отмечает, что феномен души носит исключительно индивидуальный характер, и каждый человек обладает своей неповторимой душой. Автор считает, что духовная сила и содержание души выражаются в обособленной духовной физиологии человека, а содержание души во многом определяется воспитанием и условиями его социальной жизни [4, с. 50]. Г. П. Меньчиков отводит душе первостепенное место в содержании личности. По его мнению, душу неправомерно отождествлять со всей психикой, с внутренними элементами психики, либо с духовной реальностью человека в целом [17, с. 11].

Следует отметить, что на данный момент в науке остается открытым вопрос о содержательном соотношении таких явлений, как «дух» и «душа». Еще Г. В. Ф. Гегель разграничивал их содержание, указывая, что дух является существующей истиной материи, а душа должна рассматриваться как субстанция телесности [13, с. 11]. Р. Л. Лившиц считает, что дух нельзя рассматривать в качестве части души, так как он есть иное измерение человеческой сути. Понятие души характеризует человека с точки зрения его способности воспринимать и оценивать действительность, а понятие духа — с точки зрения способности противостоять реальности [15, с. 73–79]. Ю. В. Евдокимова и Г. М. Колпакова также считают, что следует различать душевную и духовную жизнь человека. Авторы указывают, что если душевность направлена на «другого», и в ней преобладает потребность «для других», то в понятии духовности преобладает ориентация на самого себя [9, с. 29]. С. П. Штумпф считает, что понятие «дух», выступая универсальной интенцией, является показателем внутренней наполненности человеческого бытия, а понятие «душа» отвечает за область внешних качественных проявлений личности [32, с. 28]. Д. В. Пивоваров отмечает, что в религиозных концепциях духовной сферы жизни личности душа является производным явлением от созидающего ее духа. Автор отводит душе место «загадочного посредника» между духом и плотью [21, с. 66–67].

Резюмируя ранее изложенные точки зрения авторов, можно указать, что в современной науке нет единого определения человеческого духа, так как полное познание такой сложной, объемной и содержательно многогранной категории, в принципе не представляется возможным. Но обобщив содержание некоторых современных научных, философских и религиозных подходов к изучению категории человеческого духа, можно отметить, что он предстает волевой, созидающей силой, возвышающей человека над другими живыми существами со сложной моделью психики. Несмотря на то, что в научных подходах содержание и особенности духа человека интерпретируются по-разному, большая часть из них приписывает духу мощный созидательный потенциал, обеспечивающий разностороннее положительное личностное развитие, обучение, переход от индивида к личности, сверхчувственное восприятие, обретение «человеческого» в человеке, а также самореализацию через добро, совершенство и творчество. Духу отводится главенствующая роль в устройстве полноценной жизни человека, так как именно он является предпосылкой любой формы положительного человеческого развития через веру в Бога и (или) веру в нравственные общественные идеалы, любовь, волю, труд, искание правды и т. д. При этом анализ такого близкого к духу понятия, как душа, также является в современном научном знании нерешенным вопросом. Так одни авторы определяют душу как важный, но производный от духа структурный элемент личности, а другие — разграничивают понятия «духа» и «души», указывая, что те реализуются в различных формах человеческой мыслительной и практической деятельности. Тем не менее, данная неопределенность в соотношении категорий «дух» и «душа» никоим образом не умаляет ту поистине колоссальную значимость, которую играет наличие сферы духовного в полноценном развитии личности и общества в целом.

Литература:

  1. Андронов В. П. Психология духовности человека // Вестник Мордовского университета. 2007. Том 17. № 2.
  2. Барболин М. П. Социализация личности: методология, теория, практика. СПб., 2008.
  3. Бердяев Н. А. Дух и реальность. М., 2011.
  4. Бокачев И. А. Душа как животворящая сила телесности человека // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2008. № 1.
  5. Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.
  6. Григорьева О. А. От Homo Sapiens к Человеку Совершенному // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–1.
  7. Гринева Е. А. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
  8. Дворецкая М. Я. Святоотеческая психология: Учебное пособие. СПб., 2005.
  9. Евдокимова Ю. В., Колпакова Г. М. Духовное производство: сущность, структура, особенности развития. М., 2006.
  10. Евстигнеев А. И., Евстигнеев Е. А., Евстигнеев М. А. Антропология. Новосибирск, 2012.
  11. Егоров Ю. Я., Костин Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность (Философско-методологические аспекты). М.,1996.
  12. Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.
  13. Казакова Л. И. Человек в системе духовной жизни общества: монография. М., 1999.
  14. Канапацкий А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа, 2003.
  15. Лившиц Р. Л. Дух, душа, тело // Новые идеи в философии. 1998. № 7.
  16. Матвеева А. И. Проблема духа, души и духовности в контексте природы человека: монография. Казань, 2016.
  17. Меньчиков Г. П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1.
  18. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь — 4-е изд., расширенное. М., 2009.
  19. Мозжилин С. В. Рефлексия понятий «Дух» и «Бог»: от Платона к Августину // Наука и общество. 2013. № 1 (10).
  20. Павловская О. А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека. Монография. Минск, 2011.
  21. Пивоваров Д. В. Духовность, душевность и плотяность человека // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 3.
  22. Самойлова Ю. В. Духовная личность в педагогическом наследии Российского зарубежья // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета: сборник научных статей. 2009. Выпуск 5.
  23. Скуполи Л. Брань духовная, или Наука о совершенной победе самого себя. СПб., 2009.
  24. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М., 2014.
  25. Соловцова И. А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1.
  26. Филарет Игумен. Конспект по нравственному Богословию. М., 1990.
  27. Франк С. Л. С нами Бог. М., 2007.
  28. Хапчаев И. А. К вопросу о духе, душе и духовности личности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 10.
  29. Хачецуков З. М. Феномен духовности в развитии российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. … кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  30. Цимбаревич О. Л. Дух и духовность: социально-философский дискурс // Вестник Финансового университета. 2010. № 3.
  31. Шелковая Н. В. Духовность как интенция личностного бытия: автореф. дис. … кандидата философских наук. Харьков, 1990.
  32. Штумпф С. П. Становление понятия «духовность» в контексте социально-философского знания // Baikal research journal. 2014. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческого духа, духа человека, точки зрения, составляющей человека, категории духа, понятие духа, дух человека, категория духа, человеческого бытия, жизни человека, особенности духа человека, духовной составляющей человека, понятия человеческого духа, психической составляющей человека, понятие категории духа, категории человеческого духа, духовность человека, способа бытия человека, неизменную сущность человека, понятия «дух» человека.

Ключевые слова

обучение, развитие, дух, душа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос