Особенности субъектности старшеклассников: теоретический аспект | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Каленов А. А. Особенности субъектности старшеклассников: теоретический аспект [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11732/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье рассматриваются вопросы особенностей развития субъектности в старшем школьном возрасте. Анализируются данные отдельных исследований о содержании субъектности старшеклассников, основных линиях ее развития. Основу развития субъектности старшеклассника составляют процессы жизненного и профессионального самоопределения как центрального новообразования рассматриваемого возрастного этапа. В процессе самоопределения задействуются непосредственно субъектные качества старшеклассника, основу которых составляют самоконтроль и саморегуляция.

Ключевые слова: субъектность, развитие субъектности, старшеклассник, развитие субъектности в старшем школьном возрасте

Становление и развитие личности во многом определяется ее самосознанием, адекватностью самооценки и позитивным отношением к возможностям собственного развития, способностью самостоятельно ставить цели в жизни, а также способностью к проекции себя в перспективе развития. Интеллектуальное развитие, активный рост самосознания, решение проблем профессионального и личностного самоопределения, смысла жизни у старшеклассников способствуют качественно новому преобразованию субъектности. Однако, нередко процессы самоопределения у старшеклассников осложняются низким уровнем развития субъектности и неспособностью личности к самостоятельной и осознанной постановке целей [2; 4].

Для современных гуманитарных наук характерно активное внимание к феномену субъектности (В. А. Петровский, Е. Н. Волкова, О. А. Конопкин). Выделяются и исследуются компоненты субъектного опыта (А. К. Осницкий), механизмы развития субъектности (В. А. Татенко), условия и принципы развития субъектности в рамках образовательных систем различного уровня (В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев), уделяется внимание закономерностям развития субъектного начала личности в онтогенезе (А. В. Захарова, И. С. Кон, Т. И. Куликова, Д. И. Фельдштейн, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Н. Х. Александрова и др). При этом на сегодняшний день отмечается дефицит исследований особенностей субъектности старшеклассников.

Известно, что центральным новообразование старшего школьного возраста (ранней юности) является личностное и профессиональное самоопределение, возможное лишь при условии сформированности на высоком уровне таких важнейших психологических структур как самосознание и Я-концепция. Сама же способность к самоопределению напрямую связана с развитием субъектности старшеклассника [2].

Стремление к пониманию и осмыслению окружающей действительности, целостному видению мира рождается из устремленности старшеклассника в будущее, связанной с ожиданием неизвестного, значительных перемен. При этом желание познать мир как нечто закономерное и целостное может осознаваться слабо, однако такое желание всегда есть: его существование можно определить по стремлению познакомиться не только с новой конкретной информацией о той или иной стороне действительности, но и с обобщениями этой информации [1; 3]. Потребность в системном понимании различных сторон мира и социальной жизни часто приводит юношей и девушек к недостаточно обдуманным, но претендующим на высокую степень обобщения идеям о мироустройстве. Через некоторое время такие сверхценные идеи без трудностей сменяются новыми, кажущимися теперь более совершенными. Обобщенность в понимании тех или иных данных о действительности — науки, морали, политики, искусства, назначения человека, происхождения жизни и т. п. — нередко сочетается с отрицанием наиболее распространенных и общепринятых позиций и подходов [3].

И. С. Кон отмечает, что специфическое приобретение старшего школьного возраста — появление и формирование жизненных планов. На основе мечты, в которой все возможно, и идеала как абстрактного образца постепенно формируется план действий, обладающий той или иной мерой реалистичности. Жизненный план как совокупность намерений постепенно преобразуется в жизненную программу, в которой предметом осмысления становится не только конечный результат (достижение цели), но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть и активной, и созерцательной, жизненный план — это план потенциально возможных действий. Жизненные планы старшеклассников по содержанию и по степени их зрелости, социально-психологической реалистичности и включенной в них временной перспективе могут быть весьма различны и нередко противоречивы [3].

Б. Ливехуд указывает, что, для жизни и деятельности в обществе особое значение имеет выработка собственного взгляда на ситуацию развития, наличие возможности начать упражняться в значимой творчески-социальной сфере. Не смотря на ограниченность материальных условий (зависимость от других, от родителей), на ограничение духовными и культурными нормами, для старшеклассника важно создать нечто личное и уникальное. Свобода в создании собственной позиции должна быть открыта и проработана именно на этом этапе развития личности. Б. Ливехуд, рассматривая особенности развития старшеклассников, включающихся в профессиональную жизнь и взаимодействующих в обществе взрослых, отмечает, что открытие себя самого нередко является шокирующим и происходит тогда, когда собственное Я еще недостаточно стойко созрело. Экономическая независимость в этом случае наступает достаточно рано и вынужденно обретает слишком высокое значение наряду с тем, что духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций все еще велика [6].

Л. А. Бирюкова пишет, что в целом уровневые показатели всех компонентов субъектности в старшем школьном возрасте выше соответствующих значений, полученных в исследованиях на выборке взрослых людей. Значения стандартных отклонений по каждому компоненту субъектности достаточно большие, что означает большую вариативность развития субъектности у старшеклассников [2]. Анализ результатов, полученных в исследовании Л. А. Бирюковой, показывает, что у старшеклассников в большей степени проявляются такие компоненты субъектности, как способность к саморазвитию, осознание собственной активности, осознание собственной уникальности и понимание и принятие другого. Развитие данных компонентов соответствует основным задачам развития в старшем школьном возрасте. Основное новообразование старшего школьного возраста — самоопределение — непосредственно связано с потребностью так или иначе решить проблему собственного будущего, разобраться в себе, найти цель и смысл своего существования. Старшеклассник активно ищет и осваивает свою позицию в социуме, представляя перспективы на будущее. «Я-концепция» у старшеклассников, в сравнении с предыдущим подростковым этапом развития, характеризуется как более позитивная, оптимистичная по отношению к жизни в целом, направленностью на перспективу и адекватной самокритичностью. Такие характеристики позволяют личности на этом этапе развития воспринимать и себя, и другого человека как субъекта деятельности и общения. Менее развитыми оказываются такие составляющие субъектности как осознание свободы выбора и ответственности за него и способность к рефлексии. Л. А. Бирюкова утверждает, что для оптимального процесса становления субъектности необходим баланс выраженности ее отдельных составляющих. Недостаточное проявление (или, напротив, гипервыраженное) той или иной составляющей субъектности может нарушать процесс развития личности в целом [2].

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают специфику развития субъектности в образовательном процессе [5, с. 211–212]. Возрастно-нормативная модель развития субъектности в старшем школьном возрасте имеет следующее содержание (табл. 1).

Таблица 1

Возрастно-нормативная модель развития субъектности вюности поВ.И.Слободчикову, Е.И.Исаеву [5]

Основные линии развития

Типы ситуаций развития

Интегральные новообразования

Предпрофессионального самоопределения

Поиска индивидуальной траектории образования

Социального ипрофессионального самоопределения

Субъектность в деятельности

Юноши и девушки осваивают способности и умения самоопределения в пространстве учебной деятельности, учатся принимать ответственные решения

Юноши и девушки способны опробовать действием свои профессиональные предпочтения и создавать проекты собственной жизни, вырабатывать навыки самообразования

Юноши и девушки становятся субъектами собственной учебной деятельности

Субъект собственной учебной деятельности

Субъектность в общности

Во взаимоотношениях с родителями и педагогами проявляется стремление к автономии, отстаивание права быть самим собой. Во взаимоотношениях со сверстниками формируются умения высказывать собственное мнение, понять и оценить иную точку зрения и пр.

В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества. В общении со сверстниками уточняются границы своей идентичности

Юноши и девушки воспринимают взрослого как потенциального участника совместной деятельности. Общение со сверстниками определяется общей профессиональной направленностью к опробованию разных сфер практической деятельности

Индивидуально-личностная идентичность в направлении личностной позиции

Субъектность в сознании

Развитие внутренней рефлексии, более полное и адекватное понимание себя. Появление целостных представлений о себе

Выстраиваются отношения с другими и самим собой, в которых проявляется осознание своего места в будущем, определение жизненной перспективы

Складывается целостный образ себя. Основным механизмом формирования целостного образа Я является синтезирующая рефлексия

Синтезирующая рефлексия в предметном и внутреннем мире.

На основании общей схемы построения возрастно-нормативной модели развития старшего школьника, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев описывают динамику изменения содержания в основных линиях развития [5].

Линия развития субъектности в деятельности: планомерное движение от субъекта учебной деятельности (начальные и средние классы) к субъекту собственной учебной деятельности. В качестве субъекта собственной учебной деятельности старшеклассники способны к планированию и реализации учебной деятельности в рамках любой учебной дисциплины и предметного материала, к развитию и преобразованию учебной деятельности в соответствии с постоянно меняющейся образовательной ситуацией, к разработке направлений и программ самообразования и саморазвития.

Линия развития субъектности в общности: переход от полиролевого поведения к ответственному позиционированию в моновозрастных и поливозрастных общностях. В личностном развитии старшеклассника активно формируется ценностно-смысловая мировоззренческая компонента, подлежащая реализации в системе его отношений со взрослыми, сверстниками и с самим собой. Специфическое приобретение старшего школьного возраста — формирование жизненных планов как ответственного позиционирования себя в обществе, в культуре, в мире.

Линия развития субъектности в сознании: переход к синтезирующей рефлексии в предметном мире (теоретическое понятие, инженерное знание). В отношениях с другими оформляется определяющая рефлексия. Синтезирующая рефлексия определяет отношения юношей и девушек с самим собой — это появление целостных представлений о себе, включая представление о мире и о себе как о взрослом и представление о своей жизненной перспективе [5].

Важнейшее приобретение в самосознании старшеклассника — это открытие собственного сложного внутреннего мира в его уникальной целостности и неповторимости. Старшеклассники начинают в полной мере осознавать себя в качестве непохожей на других, неповторимой личности, с собственным своеобразным миром смыслов, мыслей, переживаний, с собственными оценками и взглядами. Интегрирующим моментом в целостном процессе развития субъектности можно считать реализацию самоопределения как определения себя в мире — в обществе, в профессии, в отношениях с другими и самим собой [3; 5].

Таким образом, субъектность как важнейшее личностное образование активно развивается в старшем школьном возрасте в нескольких направлениях: в деятельности, общении и сознании. Субъектность старшеклассника имеет большую вариативность развития, опосредованного процессами самоопределения в профессиональном и личностном (жизненном) планах. Во многом становление субъектности старшеклассника определяется особенностями осознанного самоконтроля и саморегуляции, позволяющими личности становиться и быть подлинным субъектом деятельности и общения в среде других субъектов.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 2001. — 704 с.
  2. Бирюкова Л. А. Особенности развития субъектности в ранней юности [Электронный ресурс] / Л. А. Бирюкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44. — С. 322–326. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-subektnosti-v-ranney-yunosti.
  3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 311 с.
  4. Райчева Е. Ю. Субъектность и самоотношение личности: инверсия гендерных ролей [Электронный ресурс] / Е. Ю. Райчева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2011. — № 1. — С. 94–98. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-i-samootnoshenie-lichnosti-inversiya-gendernyh-roley.
  5. Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — СПб.: Питер, 2013. — 276 с.
  6. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн. — Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. — 568 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший школьный возраст, старшеклассник, учебная деятельность, собственная учебная деятельность, синтезирующая рефлексия, процесс самоопределения, линия развития, возрастно-нормативная модель развития, жизненный план, жизненная перспектива.

Ключевые слова

старшеклассник, субъектность, развитие субъектности, развитие субъектности в старшем школьном возрасте

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос