Библиографическое описание:

Каленов А. А. Особенности субъектности старшеклассников: теоретический аспект [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 3-6.



В статье рассматриваются вопросы особенностей развития субъектности в старшем школьном возрасте. Анализируются данные отдельных исследований о содержании субъектности старшеклассников, основных линиях ее развития. Основу развития субъектности старшеклассника составляют процессы жизненного и профессионального самоопределения как центрального новообразования рассматриваемого возрастного этапа. В процессе самоопределения задействуются непосредственно субъектные качества старшеклассника, основу которых составляют самоконтроль и саморегуляция.

Ключевые слова: субъектность, развитие субъектности, старшеклассник, развитие субъектности в старшем школьном возрасте

Становление и развитие личности во многом определяется ее самосознанием, адекватностью самооценки и позитивным отношением к возможностям собственного развития, способностью самостоятельно ставить цели в жизни, а также способностью к проекции себя в перспективе развития. Интеллектуальное развитие, активный рост самосознания, решение проблем профессионального и личностного самоопределения, смысла жизни у старшеклассников способствуют качественно новому преобразованию субъектности. Однако, нередко процессы самоопределения у старшеклассников осложняются низким уровнем развития субъектности и неспособностью личности к самостоятельной и осознанной постановке целей [2; 4].

Для современных гуманитарных наук характерно активное внимание к феномену субъектности (В. А. Петровский, Е. Н. Волкова, О. А. Конопкин). Выделяются и исследуются компоненты субъектного опыта (А. К. Осницкий), механизмы развития субъектности (В. А. Татенко), условия и принципы развития субъектности в рамках образовательных систем различного уровня (В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев), уделяется внимание закономерностям развития субъектного начала личности в онтогенезе (А. В. Захарова, И. С. Кон, Т. И. Куликова, Д. И. Фельдштейн, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Н. Х. Александрова и др). При этом на сегодняшний день отмечается дефицит исследований особенностей субъектности старшеклассников.

Известно, что центральным новообразование старшего школьного возраста (ранней юности) является личностное и профессиональное самоопределение, возможное лишь при условии сформированности на высоком уровне таких важнейших психологических структур как самосознание и Я-концепция. Сама же способность к самоопределению напрямую связана с развитием субъектности старшеклассника [2].

Стремление к пониманию и осмыслению окружающей действительности, целостному видению мира рождается из устремленности старшеклассника в будущее, связанной с ожиданием неизвестного, значительных перемен. При этом желание познать мир как нечто закономерное и целостное может осознаваться слабо, однако такое желание всегда есть: его существование можно определить по стремлению познакомиться не только с новой конкретной информацией о той или иной стороне действительности, но и с обобщениями этой информации [1; 3]. Потребность в системном понимании различных сторон мира и социальной жизни часто приводит юношей и девушек к недостаточно обдуманным, но претендующим на высокую степень обобщения идеям о мироустройстве. Через некоторое время такие сверхценные идеи без трудностей сменяются новыми, кажущимися теперь более совершенными. Обобщенность в понимании тех или иных данных о действительности — науки, морали, политики, искусства, назначения человека, происхождения жизни и т. п. — нередко сочетается с отрицанием наиболее распространенных и общепринятых позиций и подходов [3].

И. С. Кон отмечает, что специфическое приобретение старшего школьного возраста — появление и формирование жизненных планов. На основе мечты, в которой все возможно, и идеала как абстрактного образца постепенно формируется план действий, обладающий той или иной мерой реалистичности. Жизненный план как совокупность намерений постепенно преобразуется в жизненную программу, в которой предметом осмысления становится не только конечный результат (достижение цели), но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть и активной, и созерцательной, жизненный план — это план потенциально возможных действий. Жизненные планы старшеклассников по содержанию и по степени их зрелости, социально-психологической реалистичности и включенной в них временной перспективе могут быть весьма различны и нередко противоречивы [3].

Б. Ливехуд указывает, что, для жизни и деятельности в обществе особое значение имеет выработка собственного взгляда на ситуацию развития, наличие возможности начать упражняться в значимой творчески-социальной сфере. Не смотря на ограниченность материальных условий (зависимость от других, от родителей), на ограничение духовными и культурными нормами, для старшеклассника важно создать нечто личное и уникальное. Свобода в создании собственной позиции должна быть открыта и проработана именно на этом этапе развития личности. Б. Ливехуд, рассматривая особенности развития старшеклассников, включающихся в профессиональную жизнь и взаимодействующих в обществе взрослых, отмечает, что открытие себя самого нередко является шокирующим и происходит тогда, когда собственное Я еще недостаточно стойко созрело. Экономическая независимость в этом случае наступает достаточно рано и вынужденно обретает слишком высокое значение наряду с тем, что духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций все еще велика [6].

Л. А. Бирюкова пишет, что в целом уровневые показатели всех компонентов субъектности в старшем школьном возрасте выше соответствующих значений, полученных в исследованиях на выборке взрослых людей. Значения стандартных отклонений по каждому компоненту субъектности достаточно большие, что означает большую вариативность развития субъектности у старшеклассников [2]. Анализ результатов, полученных в исследовании Л. А. Бирюковой, показывает, что у старшеклассников в большей степени проявляются такие компоненты субъектности, как способность к саморазвитию, осознание собственной активности, осознание собственной уникальности и понимание и принятие другого. Развитие данных компонентов соответствует основным задачам развития в старшем школьном возрасте. Основное новообразование старшего школьного возраста — самоопределение — непосредственно связано с потребностью так или иначе решить проблему собственного будущего, разобраться в себе, найти цель и смысл своего существования. Старшеклассник активно ищет и осваивает свою позицию в социуме, представляя перспективы на будущее. «Я-концепция» у старшеклассников, в сравнении с предыдущим подростковым этапом развития, характеризуется как более позитивная, оптимистичная по отношению к жизни в целом, направленностью на перспективу и адекватной самокритичностью. Такие характеристики позволяют личности на этом этапе развития воспринимать и себя, и другого человека как субъекта деятельности и общения. Менее развитыми оказываются такие составляющие субъектности как осознание свободы выбора и ответственности за него и способность к рефлексии. Л. А. Бирюкова утверждает, что для оптимального процесса становления субъектности необходим баланс выраженности ее отдельных составляющих. Недостаточное проявление (или, напротив, гипервыраженное) той или иной составляющей субъектности может нарушать процесс развития личности в целом [2].

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают специфику развития субъектности в образовательном процессе [5, с. 211–212]. Возрастно-нормативная модель развития субъектности в старшем школьном возрасте имеет следующее содержание (табл. 1).

Таблица 1

Возрастно-нормативная модель развития субъектности вюности поВ.И.Слободчикову, Е.И.Исаеву [5]

Основные линии развития

Типы ситуаций развития

Интегральные новообразования

Предпрофессионального самоопределения

Поиска индивидуальной траектории образования

Социального ипрофессионального самоопределения

Субъектность в деятельности

Юноши и девушки осваивают способности и умения самоопределения в пространстве учебной деятельности, учатся принимать ответственные решения

Юноши и девушки способны опробовать действием свои профессиональные предпочтения и создавать проекты собственной жизни, вырабатывать навыки самообразования

Юноши и девушки становятся субъектами собственной учебной деятельности

Субъект собственной учебной деятельности

Субъектность в общности

Во взаимоотношениях с родителями и педагогами проявляется стремление к автономии, отстаивание права быть самим собой. Во взаимоотношениях со сверстниками формируются умения высказывать собственное мнение, понять и оценить иную точку зрения и пр.

В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества. В общении со сверстниками уточняются границы своей идентичности

Юноши и девушки воспринимают взрослого как потенциального участника совместной деятельности. Общение со сверстниками определяется общей профессиональной направленностью к опробованию разных сфер практической деятельности

Индивидуально-личностная идентичность в направлении личностной позиции

Субъектность в сознании

Развитие внутренней рефлексии, более полное и адекватное понимание себя. Появление целостных представлений о себе

Выстраиваются отношения с другими и самим собой, в которых проявляется осознание своего места в будущем, определение жизненной перспективы

Складывается целостный образ себя. Основным механизмом формирования целостного образа Я является синтезирующая рефлексия

Синтезирующая рефлексия в предметном и внутреннем мире.

На основании общей схемы построения возрастно-нормативной модели развития старшего школьника, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев описывают динамику изменения содержания в основных линиях развития [5].

Линия развития субъектности в деятельности: планомерное движение от субъекта учебной деятельности (начальные и средние классы) к субъекту собственной учебной деятельности. В качестве субъекта собственной учебной деятельности старшеклассники способны к планированию и реализации учебной деятельности в рамках любой учебной дисциплины и предметного материала, к развитию и преобразованию учебной деятельности в соответствии с постоянно меняющейся образовательной ситуацией, к разработке направлений и программ самообразования и саморазвития.

Линия развития субъектности в общности: переход от полиролевого поведения к ответственному позиционированию в моновозрастных и поливозрастных общностях. В личностном развитии старшеклассника активно формируется ценностно-смысловая мировоззренческая компонента, подлежащая реализации в системе его отношений со взрослыми, сверстниками и с самим собой. Специфическое приобретение старшего школьного возраста — формирование жизненных планов как ответственного позиционирования себя в обществе, в культуре, в мире.

Линия развития субъектности в сознании: переход к синтезирующей рефлексии в предметном мире (теоретическое понятие, инженерное знание). В отношениях с другими оформляется определяющая рефлексия. Синтезирующая рефлексия определяет отношения юношей и девушек с самим собой — это появление целостных представлений о себе, включая представление о мире и о себе как о взрослом и представление о своей жизненной перспективе [5].

Важнейшее приобретение в самосознании старшеклассника — это открытие собственного сложного внутреннего мира в его уникальной целостности и неповторимости. Старшеклассники начинают в полной мере осознавать себя в качестве непохожей на других, неповторимой личности, с собственным своеобразным миром смыслов, мыслей, переживаний, с собственными оценками и взглядами. Интегрирующим моментом в целостном процессе развития субъектности можно считать реализацию самоопределения как определения себя в мире — в обществе, в профессии, в отношениях с другими и самим собой [3; 5].

Таким образом, субъектность как важнейшее личностное образование активно развивается в старшем школьном возрасте в нескольких направлениях: в деятельности, общении и сознании. Субъектность старшеклассника имеет большую вариативность развития, опосредованного процессами самоопределения в профессиональном и личностном (жизненном) планах. Во многом становление субъектности старшеклассника определяется особенностями осознанного самоконтроля и саморегуляции, позволяющими личности становиться и быть подлинным субъектом деятельности и общения в среде других субъектов.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 2001. — 704 с.
  2. Бирюкова Л. А. Особенности развития субъектности в ранней юности [Электронный ресурс] / Л. А. Бирюкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44. — С. 322–326. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-subektnosti-v-ranney-yunosti.
  3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 311 с.
  4. Райчева Е. Ю. Субъектность и самоотношение личности: инверсия гендерных ролей [Электронный ресурс] / Е. Ю. Райчева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2011. — № 1. — С. 94–98. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-i-samootnoshenie-lichnosti-inversiya-gendernyh-roley.
  5. Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — СПб.: Питер, 2013. — 276 с.
  6. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн. — Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. — 568 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития субъектности, старшем школьном возрасте, старшего школьного возраста, Линия развития субъектности, субъектности старшеклассников, субъектности старшеклассника, модель развития субъектности, учебной деятельности, большую вариативность развития, развития личности, развития субъектности старшеклассника, Возрастно-нормативная модель развития, особенностей развития субъектности, этапе развития, Особенности субъектности старшеклассников, вариативность развития субъектности, содержании субъектности старшеклассников, уровнем развития субъектности, механизмы развития субъектности, принципы развития субъектности.

Ключевые слова

старшеклассник, субъектность, развитие субъектности, развитие субъектности в старшем школьном возрасте

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос