Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта. Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая карта позволяет контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения.
Ключевые слова: химическое образование, технологическая карта, интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность, обобщённость
Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Школьный курс химии — это основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; развитие их интеллектуальных и творческих способностей; привитие ценностных ориентаций и подготовку к жизни в условиях современного общества.
Большую роль химия играет и в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества.
Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, правильного поведения в окружающей среде. Изучение химии помогает повысить общую эрудицию человека, а главное — показывает ему, как устроен окружающий мир.
Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта, которая позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку [1].
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
− интерактивность;
− структурированность;
− алгоритмичность при работе с информацией;
− технологичность;
− обобщённость.
Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта должна отражать следующую информацию:
- Название темы урока.
- Цель урока и задачи (обучающие, развивающие и воспитывающие).
- Тип урока.
- Планируемые результаты: личностные, предметные и метапредметные.
- Формы организации учащихся.
- Используемые методы и технологии.
- Необходимое оборудование.
- Последовательность этапов урока, которая зачастую зависит от типа урока.
- Продолжительность каждого этапа.
Это позволяет учителю контролировать свою деятельность и не задерживать начало следующего этапа.
- Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
Пример технологической карты урока химии
Учебный предмет: химия
Класс: 8А — 8Г
Автор УМК: Габриелян О. С.
Тема урока: «Химическая формула»
Цель урока: создание условий для открытия нового знания по теме «Химическая формула».
Задачи урока:
Обучающие:
− закрепить знания о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
− способствовать формированию знаний о химической формуле вещества;
− способствовать формированию таких понятий, как: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, индекс и коэффициент;
− научить записывать химические формулы и вычислять относительную молекулярную массу вещества;
− научить характеризовать вещество по его химической формуле;
− научить вычислять массовую долю химического элемента в веществе;
Развивающие:
− способствовать формированию и развитию практических умений по решению расчётных задач;
Воспитательные:
− воспитывать самостоятельность и ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
− формирование ответственного отношения к учёбе;
− формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
2. Предметные:
Учащиеся должны знать:
− что показывает химическая формула;
− как рассчитать относительную молекулярную массу вещества;
− как вычислить массовую долю химического элемента в веществе;
Учащиеся должны уметь:
− записывать химические формулы;
− характеризовать вещество по его химической формуле;
− рассчитывать относительную молекулярную массу вещества;
− находить массовую долю химического элемента в веществе;
3. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
− уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
− уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Познавательные УУД:
− давать определения;
− строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
− владеть такими видами изложения текста, как описание.
Коммуникативные УУД:
− уметь слушать и вступать в диалог;
− участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Основные понятия: химическая формула, коэффициент, индекс, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля химического элемента.
Формы организации учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы итехнологии: ИКТ и технология развития критического мышления.
Необходимое оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, шаростержневые модели, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Таблица 1
Этап урока |
Время мин |
Деятельность |
УУД | |
Преподавателя |
Воспитанников | |||
1. Организационный момент |
1 |
Демонстрирует свою готовность к уроку, проверяет готовность учащихся к уроку. |
Приветствуют преподавателя; показывают свою готовность к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей, дневников и т. д. |
Регулятивные самоконтроль |
2. Повторение ипроверка знаний учащихся |
9 |
Организует и проводит химический диктант по теме: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (по вариантам) |
Пишут химический диктант |
Личностные: формирование ответственного отношения к учёбе; Регулятивные: самоконтроль; Познавательные: вспоминание, логические рассуждения |
3. Мотивация иформирование интереса куроку |
3 |
Организует работу с шаростержневыми моделями |
Собирают модели молекул |
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; Познавательные: логические действия: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей. |
4. Формулирование темы урока ипостановка цели |
2 |
Задаёт вопросы, наводящие на тему урока; уточняет, корректирует тему и цель урока |
Слушают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, записывают тему урока в тетрадь |
Регулятивные: целеполагание |
5. Формирование новых знаний 5.1. Понятие: химическая формула 5.2. Качественный и количественный состав 5.3. Относительная атомная масса и относительная молекулярная масса 5.4. Расчёт массовой доли химического элемента в веществе |
15 |
Объясняет, что такое «химическая формула», приводит примеры; Объясняет, чем отличается качественный состав молекулы от количественного состава; Объясняет правила записи и расчёта относительной молекулярной массы вещества; Объясняет, как рассчитать массовую долю химического элемента в веществе |
Слушают, записывают; Слушают, записывают, задают вопросы; Слушают, записывают, задают вопросы, рассуждают; Слушают, записывают, задают вопросы, рассуждают |
Коммуникативные: умение слушать; Предметные: формирование понятий — «химическая формула», «индекс», «коэффициент» Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; Предметные: формирование умения записывать химические формулы и характеризовать вещество по его формуле; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; Предметные: формирование умения рассчитать относительную молекулярную массу вещества; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; Предметные: формирование умения рассчитать массовую долю химического элемента в веществе по его формуле; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
6. Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи |
10 |
Объясняет задания |
Выполняют задания на интерактивной доске и в тетрадях, рассуждают, проговаривают |
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; Познавательные: поиск решения проблемы; установление причинно-следственных связей; умение структурировать знания; речевое высказывание Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
7. Рефлексия |
2 |
Просит назвать основные термины, которые учащиеся запомнили на уроке; воспринимает ответы учащихся |
Называют термины |
Регулятивные: самоконтроль и самооценка Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении |
8. Объяснение домашнего задания |
3 |
Сообщает и объясняет |
Записывают в дневники |
Коммуникативные: умение слушать Регулятивные самоконтроль |
Технологическая карта позволяет контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- Учебный процесс проектируется от цели до результата.
- Используются эффективные методы работы с информацией.
- Организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников.
- Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Литература:
- Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 208 с.