Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы
Авторы: Ковпак Лилия Анатольевна, Шолохова Татьяна Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.09.2016
Статья просмотрена: 2154 раза
Библиографическое описание:
Ковпак, Л. А. Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы / Л. А. Ковпак, Т. В. Шолохова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10988/ (дата обращения: 16.12.2024).
Любовь к малой Родине — это нечто отвлечённое, это — и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей…
Д. С. Лихачев
Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, содействует оформлению в сознании школьников целостной картины мира.
Историческое краеведение способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Благодаря краеведению школьник имеет возможность глубже понять положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, важное условие благоприятного развития общества.
Изучение материалов краеведения осуществляется на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 10 % учебного времени).
На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого: «Астраханская губерния в первой половине XIX столетия, «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т. п.
Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края (8 класс — «Астраханцы в Отечественной войне 1812 года», «Экономическое развитие Астраханского края в XIX веке»), во втором — лишь частично (7 класс: «Народные движения первой четверти XVIII века» — вопрос «Астраханское восстание»). Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.
Изучение краеведческого материала на уроках литературы осуществляется на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности (например, творчество В. К. Тредиаковского, В. Хлебникова и др.).
Использование краеведческого материала на уроках литературы объясняется необходимостью выработки наглядных представлений у учащихся, особенно в 5–6 классах, важностью создания эмоционального настроя на восприятие литературного произведения.
На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока — сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.
Очень важно знакомство школьников с художественной культурой родного края, лучшими ее образцами: такое знакомство определяется задачами литературного образования, способствует не только «общению» с подлинниками произведений искусства, формированию интереса к жизни родного края, содействует процессу художественного, эстетического воспитания, но и повышает интерес к мировой культуре.
Опыт работы показывает, что использование краеведческого уроках не только не вызывает перегрузки учеников, а наоборот, значительно облегчает усвоение, делает знания учащихся более прочными и глубокими, развивает познавательные интересы, дает возможность учащимся проявить и реализовать себя.
Совокупность используемых учителем приемов и методов зависит, конечно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»).
В качестве примера хотим привести фрагмент урока истории в 8 классе «Астраханский край в XIX веке», где в качестве исторических источников, анализируемых учащимися, выступают литературные произведения.
Тема урока: Астраханский край в XIX веке. / 8 класс/
Цель и задачи урока: охарактеризовать динамику развития экономики Астраханского края в XIX веке, рассказать о развитии и роли основных отраслей хозяйства края, продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой.
Форма урока: школьная лекция /рассказ учителя/ с элементами беседы.
Ход урока:
- Орг. момент
- Изучение нового материала.
План:
- Развитие рыбной промышленности.
- Соледобыча.
- Сельское хозяйство.
- Торговое судоходство, судостроение.
- Торговля.
- В ХIХ веке рыбная промышленность оставалась ведущей отраслью хозяйства края. Рыболовством занималось практически все население губернии: крестьяне, купцы, мещане. Одни были собственниками, другие — наемными работниками. Владельцами или арендаторами «рыбных заводов» в XIX веке являлись дворяне (Всеволжские, Безбородко, Юсуповы, Пфунт, Баранов и др.), а также «сильные» купцы (Сапожниковы, Голиков, Башкин, Беззубиков). Существовало и мелкотоварное производство, подчиненное крупному. Нежелание дворян лично заниматься таким хлопотным делом как рыбопромышленность приводило к сдаче ими своих вод в аренду купцам.
«Сильные» купцы обладали всеми необходимыми качествами (хитрость, энергия, предпринимательская хватка, работоспособность) и достаточными капиталами, чтобы по-крупному организовать рыбное дело. Многие купцы вышли из крестьянской среды, где уже не было социального равенства.
Тысячи сезонников, работавших на астраханских рыбных промыслах, мечтали заработать деньги, чтобы расплатиться с долгами, накопить денег, а если повезет, открыть собственное дело. Но работа на промыслах была тяжела, поборы столь велики, что мечты большинства крестьян рушились. Лишь немногим удалось пройти трудный путь от крестьянина до крупного коммерсанта, буржуа-предпринимателя. Наиболее яркими их представителями являлись Сапожников П. С. и Беззубиков. Рыболовные «заводы» устраивались по типу мануфактур, где широко применялся труд наемных рабочих, существовала, специализация труда (солильщики, икрянники, резальщики, сушильщики и др.).
Работа учащихся с текстами — отрывок из романа А. Шадрина «Смута» с.16, «Песня волжских рыбаков», извлечения из книги Н. Струбалиной «Из истории освоения рыбных богатств Каспия и Астраханского края» с. 54–55.
«Ляпаевский промысел стоит на крутоярье, за околицей Синего морца. Со стороны моря, за две-три версты от самой излучины норовистой Ватажки видны лишь стройная в липовом кружеве церквушка на взгорье да рубленая, неестественно вытянутая казарма, с крохотными оконцами и громоздкой печной трубой, почерневшей от копоти. По соседству с этим унылым неуклюжим зданием четыре наполовину втиснутых в землю просторных выхода — полуподвалы с рядами чанов и ларей для посола рыбы, высокий с пологой односкатной крышей амбар для хранения всевозможного промыслового снаряжения. На отшибе — кашеварня и банька, вся прокопченная, с курью избушку. Вдоль берега — плот: тесом крытый настил, на дубовых сваях. Между плотом и рекой открытый настил, тоже на сваях — приплоток. На нем в сторонке — новенький сосновый сруб, еще не почерневший от соленых ветров и промозглых осенних дождей. Это конторка.
«Песня рыбаков»
Раз в каком-то городке
В большом старом кабаке
Молодцы сошлись.
Они малость говорили,
Очень много водки пили,
Ну и подрались.
Подрались и помирились,
А затем развеселились,
Стали песню петь:
Мы по собственной охоте
Были в каторжной работе
На Волге-реке.
Там мы рыбочку ловили,
Людям золото тащили,
Себе не нашли.
А рыбацкие порядки
Для одних хозяев сладки,
А для нас — беда.
Как смотритель с ревизором
По Волге пойдут дозором
Ну, тогда смотри.
Иной…Иной…
Так тебе отлужит шкуру,
Что только держись.
Там не любят шутить шутки,
Там работали мы в сутки
Двадцать два часа.
Щи хлебали с тухлым мясом,
Запивали кислым квасом,
Мутною водой.
А бывало, хлеба корка
В горле встанет, как касторка,
И не протолкнешь.
Много денег нам сулили
Только малость получили –
Вычет одолел.
Что за пояс, что за трубку,
Что за полы полушубка,
Больше в кабачок.
Выпьем, что ли на остатки,
Поберем опять задатки
Снова на Волгу-реку
/Адихан Шадрин. Смута. М., 1988, с. 16/
Вопрос: В каких условиях жили и работали рабочие на рыбных промыслах?