Автор: Мархотка Татьяна Петровна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 01.09.2016

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Мархотка Т. П. Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 39-40.



Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью школьного образования стало формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Но на сегодня важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Потребность обычно определяют, как необходимость учащихся выполнять какую-либо деятельность. Когда потребность сознается учащимися, возникает побудительная сила к действию — мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируются потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культурой. Проблема воспитания потребностей и мотивов к занятиям обучающихся физической культурой наиболее остро возникает с переходом обучающихся в основную школу. Спонтанный интерес, который испытывают младшие школьники ко всем занятиям, в том числе и занятиям физической культурой, в подростковом возрасте начинает снижаться. Чтобы обучение у подростков было активным и успешным, учебный процесс необходимо строить на основе двух составляющих: 1)понимания обучающимися важности систематических занятий физической культурой для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д.; 2) получения положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений и достижения важных для обучающихся целей (например, для мальчиков — повышение силы, для девочек — исправлять недостатки телосложения). [2,с.37]

К основным видам потребностей, которые лежат в основе воспитания положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, относятся:

‒ потребность в активной двигательной деятельности,

‒ потребность в общении и совместной деятельности,

‒ самоутверждения в коллективе,

‒ в познании интересных новых сведений о двигательной деятельности,

‒ в эстетических переживаниях на занятиях физическими упражнениями. [2,с.167]

Двигательная активность — желание своевременно и интенсивно выполнять физические упражнения. Для удовлетворения потребности в активной двигательной деятельности необходимо строить уроки физической культуры так, чтобы они были насыщены достаточным объемом разнообразных, интересных упражнений, используя при этом все разнообразие средств и методов обучения. Важно на уроке создавать для каждого ученика ситуацию успеха, одобряя и поддерживая его. Активно использовать индивидуальный подход, показывая каждому ребенку необходимость физического развития в гармоничном развитии личности. Постоянный контроль за обучающимися на уроке, их оптимальная загруженность активизируют подростков, повышают интерес к уроку физической культуры. На уроках важно оценивать двигательную активность ребенка, что является новым подходом к оценке обучающихся.

Для удовлетворения потребности школьников данного возраста к совместной деятельности и общению необходимо применять технологию сотрудничества. Она является наиболее эффективной технологией личностно ориентированного образования. В обучении сочетать коллективные, групповые формы работы с индивидуальной. В организации групповой работы важно использовать парную работу и работу малых групп, где каждый ученик выполняет задание определенного уровня, которое соответствует индивидуальным особенностям, опыту, подготовке, интересам. Успех группы зависит от вклада каждого, что стимулирует индивидуальную ответственность каждого и ответственность группы за всех. Таким образом, на таких уроках формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, навыки самостоятельного учения, присутствует диалог, принятие ответственных решений. Необходимо учитывать дружеские привязанности и симпатии при составлении групп, совместно осваивающих двигательные действия на уроках физической культуры. Важно поощрять их совместную деятельность. Потребности в общении и совместной деятельности успешно воспитываются и при выполнении многих игровых упражнений, при проведении командных эстафет, в процессе использования спортивных игр.

В подростковом возрасте актуальной становится потребность ксамоутверждению в коллективе. Школьники данного возраста болезненно воспринимают недостатки в двигательной сфере. Необходимо воздерживаться от резких критических замечаний по этому поводу. Наоборот, важно подчеркивать во время уроков достижения обучающихся в двигательной деятельности, что создаст положительную мотивацию к занятиям физической культурой.

Очень сильны у школьников данного возраста потребности в познавательной деятельности. Для этого полезно проводить интересные примеры из жизни великих людей, рассказывать о реальных событиях, где говорится о том, как можно избежать сложных ситуаций при помощи спортивных навыков, демонстрировать занимательные факты, которые будят воображение школьников и стимулируют их интерес. Для стимуляции познавательной деятельности полезно использовать межпредметные связи, метод проектов. Стимулируют познавательный интерес школьников также интересная постановка новой темы урока, нетрадиционный подход к структуре, использование новых упражнений или знакомых заданий, но применяемых в неожиданных сочетаниях. Главное сделать так, чтобы школьник стал активным «потребителем» знаний, понимая, что наука, которая им преподается на уроке физической культуры, представляет для них большую ценность как сейчас, так и последующей взрослой жизни. [2,38]

Эстетические потребности проявляются в этом возрасте наиболее сильно. Предметом эстетического восприятия на уроке физической культуры являются красиво оформленная обстановка (чистый, ярко покрашенный зал, плакаты и т. д.), форма проведения урока (четкий порядок, подтянутость учителя и учеников, эстетическое выполнение упражнений, грамотная, красивая, образная речь учителя).

Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой — это проблема чрезвычайно важная и своевременная в сфере общего образования. Как показывает практика, выполнение такой задачи на уроке возможно лишь при системном использовании всего арсенала средств и методов, направленных на активизацию всех учащихся, пробуждения у них желания заниматься на уроках, осознании значимости своего труда.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальныйсайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
  2. Лях В. И., Г. Б. Мейксон «Физическое воспитание учащихся 5–7 классов». Москва. «Просвещение», 1997
Основные термины (генерируются автоматически): занятиям физической культурой, физической культуры, регулярным занятиям физической, уроке физической культуры, двигательной деятельности, активной двигательной деятельности, совместной деятельности, занятиям физическими упражнениями, занятий физической культурой, ценности физической культуры, уроках физической культуры, уроку физической культуры, уроки физической культуры, удовлетворения потребности, физической культуре, познавательной деятельности, Воспитание потребностей, подростковом возрасте, удовлетворения потребности школьников, стимуляции познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос