ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе
Автор: Козырева Ольга Михайловна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 09.09.2015
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Козырева, О. М. ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе / О. М. Козырева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8717/ (дата обращения: 17.12.2024).
В работе рассматривается репрезентация единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российском профессиональном дискурсе. Информационную базу работы составили статьи «Учительской газеты», выбранные по ключевым словам в архиве информационного агентства «Интегрум». В эмпирической части исследования выявлены различия в репрезентации ЕГЭ в учительском и преподавательском дискурсе.
Ключевые слова:единый государственный экзамен, егэ, образовательная политика, дискурс-анализ, профессиональный дискурс.
Большинство исследователей, занимающихся исследованием образовательной политики посредством изучения дискурса, отдают предпочтение официальному дискурсу или общественному [1], [2]. Поскольку единый государственный экзамен является одновременно итоговой аттестацией выпускников школ и вступительным испытанием в вузы, одним из значимых стейкхолдеров в данном вопросе выступает профессиональное сообщество — учителя и преподаватели высшей школы. В нашей работе мы разделяем профессиональный дискурс на «учительский» (учителя, школьная администрация) и «преподавательский» (преподаватели вузов, администрация университетов) и попытаемся показать каковы различия в репрезентации ЕГЭ в указанных видах дискурса.
Методология исследования
В качестве основного метода исследования мы используем дискурс-анализ, рассматривая его вслед за некоторыми экспертами как систему методов [3], трансформирующуюся в соответствии с задачами конкретного исследования. В данной работе мы попытаемся выявить основные концепты, употребляющиеся в связи с единым государственным экзаменом, основных социальных акторов и проанализировать восприятие ЕГЭ в учительском и преподавательском дискурсе.
Исследовательским полем нам послужили публикации в независимом еженедельном издании «Учительская газета».
Для формирования выборки исследования мы взяли период с 1-го сентября 2008 года по 1 сентября 2009 года, рассчитывая на то, что материалы «Учительской газеты» за полугодие до официального утверждения ЕГЭ в качестве обязательного экзамена для всех школьников позволит нам ознакомиться с мнением профессионального сообщества по вопросу обязательного введения ЕГЭ, а следующие полугодие позволит нам включить в свою выборку рефлексивные статьи по итогам проведения экзамена и, таким образом, наша выборка будет представлена наиболее разнообразными темами.
Кроме этого, в пользу данного временного отрезка свидетельствуют данные Национального корпуса русского языка. Пик употребления словосочетаний «единый государственный экзамен», «егэ», приходится на 2008–2009 годы [4].
В качестве информационной базы мы используем архив агентства «Интегрум». По ключевым словам «единый государственный экзамен» в период с 01.09. 2008–01.09.2009 автоматически было отобрано 78 статей, из которых были отобраны только статьи и материалы круглых столов, с участием учителей и преподаватели высшей школы.
Анализ российского профессионального дискурса о ЕГЭ
|
Учитель |
Преподаватель |
Основные связки |
Обязательность, объективность, непрозрачность, справедливость, недоверие, качество, натаскивание, оценивание, стандарт, мышление |
Обязательность, безальтернативность, демотивация, таланты, объективность, оценка, уровень знаний, проверка знаний, качество, стандарт, коррупция, натаскивание, внешний мониторинг |
Социальные акторы |
Учитель, ученик |
Учитель, ученик, |
ЕГЭ — это |
Инструмент оценки учителей |
Способ проверки знаний, инструмент измерения качества работы школ, внешнего контроля, борьбы с коррупцией Национальная оценка качества образования |
Таким образом, анализ показал:
Во-первых, как в учительском дискурсе, так и в преподавательском единый государственный экзамен связан со следующими концептами: обязательность, объективность, оценивание, стандарты, качество и др. Однако следует обратить внимание на то, что содержательно указанные концепты употребляются в связи с разными проблемами в отношении ЕГЭ. Например, в учительском дискурсе концепт «качество», употребляется не только в связи с оценкой качества образования и т. д., а также применительно к содержательной стороне экзамена. Например, при обсуждении содержания контрольных измерительных материалов.
Во-вторых, основными акторами, представленными в российском профессиональном дискурсе, являются учитель и ученик. При этом в учительском дискурсе центральная роль отводится именно учителю:
«Когда мои дети вышли на экзамен, я поняла, что бояться абсолютно нечего. Я как преподавала десять лет назад русский язык, так и преподаю, написать этот экзамен мне не составляет никакого труда» (учитель русского языка и литературы, Москва) [5].
«Останется проблема с единым государственным экзаменом. Не все учителя могут перестроиться на новую подачу материала» (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии, Москва) [6].
Тогда как в дискурсе преподавательском центральная роль отводится ученику:
«ЕГЭ демотивирует детей что-то осваивать сверх школьной программы» [7].
«Задача учителей — настроить ребят на спокойную и успешную сдачу ЕГЭ. А также донести до учеников — нужно внимательно читать тексты заданий, проверять все по нескольку раз и не спешить сдавать работу [8].
«…ученик должен быть заинтересован в объективной оценке его уровня знаний… На всех управленческих уровнях должны понять полезность объективной оценки знаний ученика» (проректор, Москва) [9].
В-третьих, в преподавательском дискурсе единый государственный экзамен представлен как многофункциональный инструмент:
«ЕГЭ — технический инструмент, это способ проверки знаний…» (ректор, Москва) [10].
«… для определения качества работы школ нужен некий объективный критерий, и эту роль ЕГЭ выполняет…» (руководитель воскресной математической школы, Омск) [10].
«…а сейчас появился внешний мониторинг (ЕГЭ-прим.) — оценивают и школу, и учителя, и регион…» (проректор, Москва)[9].
«…ЕГЭ вводили как средство борьбы с коррупцией…» (профессор, Москва)[5].
В учительском же дискурсе единый государственный экзамен преимущественно рассматривается как инструмент оценки/проверки учителя:
«А скажите мне, пожалуйста: каковы критерии оценивания труда учителя? Сейчас, кроме единого государственного экзамена, я не вижу ничего» (заместитель директора по научно-методической работе, Республика Коми)[11].
«ЕГЭ превратился в красную тряпку: учитель считает, что этот экзамен для его проверки. При любой аттестации учитель подает список учеников, которые набрали сто баллов и которые их не набрали» (учитель русского языка, Москва) [5].
В-четвертых, обращает внимание на себе тот факт, что внимание учителей сосредоточено в основном на критики непосредственного содержания контрольных измерительных материалов (сложность, разнородность, несогласованность заданий со школьной программой и т. д.), тогда как преподавателей больше беспокоит форма заочного поступления, которая не предполагает личного общения с абитуриентами. Такое направление критики определено интересами каждой из сторон.
Однако как учителя, так и преподаватели критикуют ЕГЭ за ущерб глубине знаний и развитию творческого мышления:
«Безальтернативность мышления. У человека возникает мысль, что из любой ситуации есть только один правильный выход» (профессор, Москва)[5].
Заключение
В российском профессиональном дискурсе о ЕГЭ основными акторами выступают учитель и ученик. Ни в учительском, ни в преподавательском дискурсе мы не видим родителей (семью) как одного из заинтересованных участников процесса. Государство также явно не представлено в качестве актора, однако это может объясняться тем, что ЕГЭ воспринимается как обязательный элемент государственного аппарата в образовании. Особое внимание обращает на себя тот факт, что учительский дискурс центрирован на фигуре учителя, что также находит отражение в том, что учителя воспринимают ЕГЭ как инструмент, используемый для их оценки/проверки. В преподавательском дискурсе фокус смещается в сторону ученика.
Литература:
1. Minina E. Global neoliberal reform script and Russian education.
2. Gounko T. Smale W. Russian Higher Education Reform// European Education, vol. 39, no. 2, Summer 2007, pp. 60–82.
3. Phillips, Nelson; Hardy, Cynthia. What Is Discourse Analysis? 2002. // [Электронный ресурс]:URL=< http://discourseanalysis.org/ada1/st4.shtml>(дата проверки: 23.06.2015).
4. Национальный корпус русского языка // [Электронный ресурс]:URL=<http://www.ruscorpora.ru/index.html>(дата проверки: 23.06.2015).
5. Как бы и типа того // Учительская газета. — 2009. — 19 мая.
6. Вопрос недели // Учительская газета. — 2009. — 1 сентября.
7. Кузьминов Я. Что в перспективе // Учительская газета. — 2008. — 16 сентября.
8. Руденко С. О ЕГЭ из первых уст // Учительская газета. — 2009. — 26 мая.
9. Максимович О., Руденко С. ЕГЭ нужен прежде всего ребенку // Учительская газета. — 2009. — 4 августа.
10. Молодцова В. Гуманитариям математика не нужна? // Учительская газета. — 2008. — 2 сентября.
11. Требуется стратегия // Учительская газета. — 2008. — 7 октября.
12. Учительская газета: Независимое педагогическое издание. 2008–2009.
Ключевые слова
единый государственный экзамен, дискурс-анализ, образовательная политика, ЕГЭ, профессиональный дискурс., профессиональный дискурсПохожие статьи
Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении
В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...
Текст-описание как тип монологической речи
Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов р...
Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)
В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.
Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте»)
В данной статье рассматриваются языковые особенности интернет-дискурса в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Дается общая характеристика интернет-дискурса как новой формы существования языка, совмещающего в себе признаки устной и пи...
Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов
В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг»
В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения...
Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России
В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...
Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью
В статье представлено содержание тем из примерной учебной программы по профессиональному русскому языку с общей краткой характеристикой. Подчеркивается роль терминологии в формировании языковой базы, необходимость тщательного отбора текстового матери...
Сетевое обучение: «за» и «против»
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...
Похожие статьи
Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении
В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...
Текст-описание как тип монологической речи
Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов р...
Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)
В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.
Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте»)
В данной статье рассматриваются языковые особенности интернет-дискурса в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Дается общая характеристика интернет-дискурса как новой формы существования языка, совмещающего в себе признаки устной и пи...
Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов
В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг»
В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения...
Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России
В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...
Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью
В статье представлено содержание тем из примерной учебной программы по профессиональному русскому языку с общей краткой характеристикой. Подчеркивается роль терминологии в формировании языковой базы, необходимость тщательного отбора текстового матери...
Сетевое обучение: «за» и «против»
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...