К вопросу организации внеаудиторного обучения иностранному языку с применением облачных технологий
Авторы: Амитрова Мария Вячеславовна, Садчикова Яна Викторовна, Феоктистов Валерий Александрович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.08.2015
Статья просмотрена: 228 раз
Библиографическое описание:
Амитрова, М. В. К вопросу организации внеаудиторного обучения иностранному языку с применением облачных технологий / М. В. Амитрова, Я. В. Садчикова, В. А. Феоктистов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8670/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время к будущим специалистам предъявляются особые требования. Во-первых, они должны быть профессионалами в своей сфере, уметь взаимодействовать со своими коллегами и с партнерами-представителями зарубежных предприятий, учитывая при этом национально-культурную специфику носителей этого языка. Во-вторых, используя современные средства информационно-коммуникационных технологий, а также традиционные источники информации они должны уметь находить и отбирать необходимую информацию, в том числе профессионального и социокультурного характера, критически её оценивать и использовать в образовательных, профессиональных и личных целях, что требует способности работать с информацией как на родном, так и на иностранном языке. Опираясь на вышеперечисленные требования современного производства, можно говорить о том, что особую значимость приобретает профессиональная подготовка студентов в научно-образовательном комплексе технического вуза.
Данный комплекс должен быть способен, с одной стороны, реализовать программы инновационного развития экономики и промышленности, с другой стороны, — требования к качественной подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих высоким уровнем культуры, базирующейся на социальных и профессиональных компетенциях и включать в себя учебно-производственные комплексы, лаборатории, оборудованные при непосредственном участии предприятий — заказчиков специалистов, обучающие тренажеры, компьютерные классы. Как отмечают различные авторы научно-исследовательских работ, информационные технологии должны постоянно применяться в академическом образовательном пространстве, поскольку они предоставляют практически неограниченные возможности как преподавателям, так и студентам расширить возможности обучения и приобретения знаний, формирования общекультурных, социальных и профессиональных компетенций.
Формирование общекультурных, профессиональных компетенций, в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения ФГОС ВПО, подразумевается с «использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [5]. При этом большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов в компьютерных классах.
Рассмотрев теоретические и практические исследования, посвященные проблемам использования информационных и коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовке, М. Н. Евстигнеев, О. В. Львова, С. М. Кащук, А. В. Филатова и др. пришли к выводу: информатизация образования стала одним из приоритетных направлений модернизации российской системы образования, направленных на разработку методологии, методических систем, технологий, методов и организационных форм обучения, на совершенствование механизмов управления системой образования в современном информационном обществе. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий решения учебных и практических задач [1,2,4].
Современными исследователями (В. А. Плешаков, А. В. Чистяков, И. И. Шабшин и др.) подчеркивается, что в новых условиях развития информационного общества виртуальная реальность является мощным агентом вторичной социализации человека: социализации применительно не только к виртуальным сообществам, но и к тому реальному обществу, в котором человек живет. Процесс освоения ценностей культуры, наиболее продуктивный в диалоге родной и иноязычной культур (А. А. Полякова, И. П. Попова, Л. Г. Веденина), становится гораздо более эффективным при его организации в цифровом иноязычном пространстве [1].
Одной из задач обучения иностранному языку заключается сегодня в том, чтобы наделить подрастающее поколение таким культурным и интеллектуальным багажом, который позволит, используя современные средства связи, выделять из всего информационного потока необходимую адекватную информацию.
Однако проблема организации внеаудиторной работы студентов по иностранному языку с использованием сервисов Интернет остается на сегодняшний день недостаточно освещенной и методически разработанной.
Таким образом, актуальность применения информационных технологий обусловлена современными требованиями общества к будущему специалисту, способному гибко адаптироваться к быстро меняющимся условиям, определяемым процессами технологизации и информатизации общества, самостоятельно приобретать знания и применять их в своей деятельности, решая разнообразные задачи, а также обладающему критическим и инновационным типом мышления и способностью генерировать новые идеи и реализовывать их на практике.
В условиях информатизации системы образования (А. А. Андреев, С. А. Бешенков, В. А. Бубнов, С. Г. Григорьев, С. А. Жданов, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, Д. Ш. Матрос, Н. И. Пак, Е. С. Полат, С. В. Панюкова, И. В. Роберт и др.) в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, «применение ИКТ обеспечивает возможность создание условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков у студентов, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.)» [3, с. 4–5].
Все это возможно в рамках стратегии интеграции облачных технологий в систему языкового образования, что, в конечном итоге, позволяет сформировать активную, самостоятельно мыслящую личность, способную впоследствии использовать в условиях реальной жизни приобретённые в учебном процессе компетенции (как социальные и профессиональные, так и языковые).
Облачные вычисления (англ. cloud computing) ‒ это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам ‒ как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру [6]. Часто используют более короткое определение: это предоставление информационно-вычислительных ресурсов как услуги, которые оплачиваются по мере их потребления. При этом пользователь может использовать как стационарные, так и переносные компьютеры и мобильные устройства, имеющие доступ к интернет.
Программно-техническая инфраструктура «облака» строится на основе центров обработки данных (ЦОД). В зависимости от размещения и принадлежности ЦОД, порядка предоставления доступа к сервисам и способа организации работы клиента выделяются корпоративные или специализированные «частные облака» (private cloud), универсальные «публичные облака» (public cloud), совместно используемые «общие облака» (common cloud) и смешанный тип обслуживания — «гибридные облака» (hybrid cloud) [6]. Из вышеизложенного следует, что облачные вычисления имеют широкие перспективы применения в сфере образования и научных исследований. Основной целью использования облачных технологий в образовании является обеспечение нового качества образовательного процесса, адекватного инновационному развитию государства и общества. Применение «облачных» технологий в системе образования позволяет решить две основные задачи. Во-первых, обеспечить для образовательных учреждений и отдельных учащихся возможность использовать современные и постоянно актуализируемые компьютерную инфраструктуру, программные средства, электронные образовательные ресурсы и сервисы. Во-вторых, снизить затраты отдельных учебных заведений и системы образования в целом на построение локальных информационных инфраструктур за счет эффективного использования вычислительных ресурсов, сосредоточенных в «облаке» и эластично выделяемых пользователям в соответствии с их запросами.
Анализ специфики использования активных и интерактивных методов обучения иностранному языку у различных учёных (О. А. Артемьева, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Е. С. Полат) показал, что их применение в современных условиях обеспечивает построение и функционирование целостного процесса формирования личности будущего специалиста.
Рассмотрим некоторые из видов внеаудиторных занятий с использованием интерактивных и активных форм и методов.
1. «Обратный (перевернутый) класс», когда обучающиеся самостоятельно просматривают видеолекции для ознакомления с учебным материалом (дома или в классе), а затем в классе решают задачи и обсуждают материалы видеолекции.
2. BYOD (Bring your own devices) — использование собственных мобильных устройств студентов и преподавателей для решения учебных задач в любое время в любом месте. При этом «облако» хранит данные и дает инструменты, например, следующие сервисы Google: быстрая обратная связь — группа, сообщество, формы, таблицы; ведение конспекта, запись собственного видео — диск, документы; экскурсия, интервью, презентации, видео (youtube), сообщество, hangout. Очень удобно использовать мобильные устройства студентов для поиска с помощью поисковых сервисов и обсуждения ответов на поставленные вопросы; решения коротких тестов, размещенных в «облаке», быстрого опроса мнений (голосование по теме) и последующего их обсуждения.
3. Метод «Образование, основанное на событиях» — это повышение мотивации обучающихся путем проведения образовательных конкурсов, фестивалей, олимпиад. При этом применяются облачные сервисы google site, youtube, hangout.
4. Метод «Обучение через истории» состоит в том, что студент должен составить рассказ — историю, связанный с изучаемой темой. Цель метода — активизация творческого мышления и осмысления учебного материала через личный опыт. Облачные средства: ленты времени, презентации, анимации, комиксы.
5. Бриколлаж — это использование подручных средств и ресурсов для решения творческих задач и мотивации студентов к активности. Примеры: составление клипов, презентаций, рефератов из найденных в Сети ресурсов; решение задач на базе актуальных данных, найденных в интернет; обсуждение актуальных событий; творческая критика ресурса, найденного в сети (реферата, схемы, презентации, картинки, видео): «я бы сделал лучше». Средства: облачные коллекции открытых ресурсов.
6. Метод «геймификация» — это внесение элемента игры в процесс обучения для мотивации студентов. Принципы метода: придумать сюжет игры; составить перечень аттестуемых действий студента и баллы за- каждое действие (20–30 шагов на курс); оценивать каждый шаг, автоматизировать оценивание; отслеживать прогресс: заполнять сравнительную таблицу результатов автоматически или силами самих студентов; публиковать награды за преодоление рубежа (призы, сертификаты) [6].
Таким образом, компьютерные информационные технологии позволяют автоматизировать рутинную работу по обработке информации при выполнении разнообразной деятельности, связанной с образовательным процессом. Процесс обучения иностранному языку в соответствии с современными требованиями общества необходимо осуществлять на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, поскольку в учебном процессе студенты решают не только лингвистические и экстралингвистические задачи, но и овладевают навыками работы с информационными технологиями и умениями применять их в проектно- исследовательской деятельности, что способствует подготовке высококвалифицированного специалиста в вузе.
Литература:
1. Кащук, С. М. Стратегия интеграции мультимедиа технологий в систему языкового образования (на примере обучения французскому языку): автореф. дис. … д.п.н. 13.00.02 / С. М. Кащук. ‒ Москва. ‒ 2014.
2. Львова О. В. Использование ИКТ при обучении иностранному языку / О. В. Львова // Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков: тезисы докладов I Международной научно-практической конференции: 9–10 июня 2004 г. — Москва: МГУ, 2004. — с.114–119.
3. Турбина Л. В. Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий при обучении иностранным языкам: На примере студентов-менеджеров: автореф. дис. … к. п. н. 13.00.08 /Л. В. Турбина. ‒ Москва. ‒ 2002. ‒ с. 3–4.
4. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): автореф. дис. … к. п. н. 13.00.02 / А. В. Филатова. ‒ Москва. ‒ 2009.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://mon.gov.ru.
6. Шигина Н. А. Конспект лекций программы повышения квалификации преподавателей «Облачные технологии в образовании» [Электронный ресурс]: // Режим доступа URL: http://edu.penzgtu.ru/pluginfile.php/43178/mod_resource/content