Здоровье детей, играющих на свирели | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 01.08.2015

Статья просмотрена: 533 раза

Библиографическое описание:

Смирнова Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 100-103. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8616/ (дата обращения: 21.10.2018).

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом. [1]

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения.  [3]

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние. [1]

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений.  [3]

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны.  [1]

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности. [2]

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дисгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1)      свирели легко держать в руках;

2)      отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие — пальцами правой руки;

3)      звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту». [2]

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей). [1]

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается — человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание.  [3]

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мундштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). [2]

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей. [3]

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мундштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука. [3]

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения.  [2]

 

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ № 31 «г. Вологда (руководитель Смирнова Л. Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

 

Литература:

 

1.      Бурмистрова О. И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014. — 156 с.

2.      Васильженко А. Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015. — 98 с.

3.      Дубровская В. Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): свирель, психологическое здоровье, ребенок, игра, подрастающее поколение, музыкальный инструмент, процесс обучения, общий интерес, музыкальный слух, рамка обучения.

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

— Укрепление здоровья детей.

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Наметившаяся тенденция более ранней профессионализации дополнительного обучения и развития подрастающего поколения в области дополнительного музыкального образования становится из года в год все более устойчивой.

Некоторые особенности современного музыкального...

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный юношеский факультет, музыкальное обучение...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть

С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки, ансамблевая игра, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

— Укрепление здоровья детей.

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Наметившаяся тенденция более ранней профессионализации дополнительного обучения и развития подрастающего поколения в области дополнительного музыкального образования становится из года в год все более устойчивой.

Некоторые особенности современного музыкального...

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный юношеский факультет, музыкальное обучение...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть

С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки, ансамблевая игра, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Задать вопрос