Организация методической работы детского сада по социализации детей в особых северных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Фомина Л. П., Маракушина И. Г. Организация методической работы детского сада по социализации детей в особых северных условиях [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 59-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8588/ (дата обращения: 19.06.2018).

Ключевые слова:социализация детей дошкольного возраста, методическая работа, детский сад, региональные особенности севера

Keywords:socialization of children of preschool age, methodical work, kindergarten, regional features of the North

 

Современный ритм жизни, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента РФ от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации», ФГОС ДО,      Концепции духовно-нравственного воспитания до 2020 года и введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 [4, 5], диктует определенные правила в обновление организации методической работы детского сада. При социализации маленьких граждан России должна обеспечиваться современная политика в дошкольных образовательных организациях, призванная отражать в содержании образовательных программ комплексный подход и интеграцию образовательных областей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Исходя из этого, социализация и патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

-                   воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

-                   уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

-                   формирование духовно-нравственных отношений;

-                   формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

-                   формирование любви к культурному наследию своего народа;

-                   толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Задачи и принципы реализации образовательной политики дошкольной образовательной организации в контексте совершенствования системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста отражают проблемы корреляции государственной идеологии в контексте общечеловеческих ценностей и ориентируют педагогических работников на создание такой системы образования, которая обращена в будущее. Социальное воспитание дошкольников — одна из ключевых проблем, стоящих перед дошкольной организацией, так как отъезд населения из северных регионов страны в южные регионы, очень актуален. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Детский сад, привлекая к сотрудничеству родителей, решает очень важную задачу — сплочение важной социализирующей группы — семьи, раскрытие значимости малой родины на социальное развитие ребенка.

Социализация, нравственное и патриотическое воспитание в воспитании ребенка-дошкольника выступают как единое целое. Важной частью нравственного воспитания и социализации в дошкольном возрасте является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [2]. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание и социализация детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В исследованиях И. Ф. Харламова патриотизм раскрывается как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения человека, привязанность и любовь к родным местам, к Родине, следование и умножение традиций народа, бережное отношение к обычаям родной страны, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других народов, стремление к сотрудничеству с ними [6, C. 223].

Учитывая местонахождение детского сада — северная часть Европейской территории, социальные условия, контингент родителей, образование и стаж работы педагогов, их профессиональную компетентность очень важно определить задачи работы, включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами и определить критерии эффективности этой работы. В качестве примера приведем детский сад № 19 «Зоренька» г. Архангельска, который является структурным подразделением «Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова». В детском саду уделяется большое внимание социализации детей в особых северных условиях и задачами воспитания являются:

-                   воспитание любви и уважения к родителям, чувства гордости за свою семью, достижения ее членов; формирование уважения к пожилым и старым людям, доброжелательности и внимательного отношения к близким; обогащение опыта проявления добрых чувств к родным и близким, поощрение проявления заботы и ласки по отношению к ним; развитие и поддержание инициативности и выражении гуманных чувств к родным и близким;

-                   содействие овладению детьми основами психологической культуры; формирование умения понимать своих родных, «читать» их чувства по выражению глаз, позе, губам; развитие стремления улучшить эмоциональное состояние родителей, других родственников; содействие обогащению опыта ситуативного (эмоционального и делового) общения, развитию внеситуативного общения (познавательного и внеситуативно-личностного);

-                   обогащение и углубление представлений детей о родословных связях и отношениях между людьми, о людях разных национальностях, проживающих на севере; ознакомление с разными формами выражения любви и уважения членов семьи друг к другу;

-                   развитие у детей представлений о природных особенностях русского Севера, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах жителей Архангельской области и города Архангельска в прошлом и настоящем;

-                   воспитание у детей интереса к малой родине, гордости за её народ, культуру, традициям, развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей;

-                   формирование умений выделять позитивные события в жизни архангелогородцев, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, развитие интереса и уважения к деятельности взрослых на благо своей страны;

-                   развитие умений выделять отдельные проблемы сегодняшней жизни малой родины, понимать элементарную зависимость между благополучием страны и активной позиции её       граждан в решении социально-экономических проблем, т. е. формирование у детей активной социальной позиции участника общественной жизни;

-                   ознакомление с достопримечательностями Архангельской области и воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Методическая работа построена с использованием следующих форм работы: репродуктивные — семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические тренинги и др.; репродуктивно-эвристические — педагогические чтения, научно-практические конференции, деловая игра и др.; эвристико-продуктивные — фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, защита проектов, тематических планов, программ и методических разработок; продуктивные — научные конференции, теоретические семинары.

Анализируя деятельность за прошедший год и составляя годовой план работы нужно четко представлять, какие знания получат воспитатели, к каким выводам придут, что поможет им совершенствовать образовательный процесс согласно поставленным задачам. [1]. Для реализации ФГОС ДО и определения структуры методической работы годовой план составляется по следующим разделам: организационно-управленческая работа по созданию условий для решения поставленных задач; кадровое обеспечение и обучение; материально-техническое обеспечение; организационно-информационное обеспечение.

Л. С. Выготский отмечал, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно участвовать в образовательном процессе. [3]. Поэтому параметры социальной ситуации развития воспитанников — это важнейшие показатели эффективности учебно-воспитательной и методической работы дошкольной организации. Социальная ситуация развития в детском саду № 19 «Зоренька» оценивается по следующим показателям: организация жизнедеятельности; воспитание у воспитанников социальных качеств и навыков сотрудничества, учитывая северные традиции; стиль взаимоотношений педагогов и детей; родители — участники образовательного процесса; стиль взаимоотношений педагогов с родителями; игровая деятельность как процесс социализации ребенка; формирование социальных норм и компетенций в образовательном процессе.

Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т. е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Таким образом, организация методической работы детского сада по социализации детей в условиях севера должна быть продуманной через развернутую систему задач, содержать комплекс форм работы и оцениваться по конкретным показателям эффективности с позиций различных участников образовательного процесса в детской дошкольной образовательной организации.

 

Литература:

 

1.                  Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФОГС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2000. — № 2. — С. 4–8.

2.                  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под редакцией А. М. Виноградовой. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1989.—96 с.

3.                  Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. — 2-е изд.., испр. — М.: Айрис-пресс, 2004. — С. 3.

4.                  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/

6.                  Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 4–е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. — C. 223.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, методическая работа, образовательный процесс, малая родина, семья, дошкольный возраст, дошкольная организация, государственная политика, Российская Федерация, Архангельская область.

Ключевые слова

детский сад, методическая работа, социализация детей дошкольного возраста, региональные особенности севера

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос