Методология современного образования. Болонский процесс | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 24.06.2016

Статья просмотрена: 1401 раз

Библиографическое описание:

Гомбоева, Д. О. Методология современного образования. Болонский процесс / Д. О. Гомбоева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 105-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10787/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современные интеграционные процессы, затрагивающие все мировое сообщество, также влияют и на систему высшего образования. В настоящее время идет активное формирование единого мирового образовательного пространства, которое проявляется, главным образом, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов и программ в университетах разных стран мира. Первостепенные меры по модернизации системы образования подразумевают внедрение современных технологий и методик обучения, повышение педагогического мастерства, усиление воспитательной работы, направленной на развитие патриотизма, толерантности и т. д.

Решение вышеназванных задач приобретает особую актуальность в контексте реализации требований Болонской декларации. Для роста конкурентоспособности вузов и стран, а также для беспрепятственного перемещения выпускников вузов по странам, подписавшим Болонскую декларацию, важнейшая роль отводится развитию мобильности студентов, преподавателей и сотрудников. Таким образом, академическая мобильность является основным инструментом Болонского процесса, поэтому в рамках Болонского процесса большое значение придается академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Также, в настоящее время, одной из важнейших задач современного университета является задача ее модернизации, что способствует повышению качества, доступности и эффективности образования. Достичь этих целей во многом можно благодаря развитию академической мобильности студентов. Академическая мобильность способствует как личностному развитию и повышению возможности успешного трудоустройства обучающихся, так и повышению конкурентоспособности университета и улучшения его позиций в мировых и национальных рейтингах.

В данной работе под академической мобильностью будет подразумеваться перемещение обучающихся или профессорско-преподавательского состава (ППС) на определенный академический период в другое высшее учебное заведение внутри страны или за рубежом для обучения, включая прохождение учебной, производственной практик, или проведения исследований. При этом, в установленном порядке, производится обязательный перезачет освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе [7].

Основной целью мобильности является предоставление студенту возможности получения образование по выбранному направлению подготовки, обеспечения ему доступа в признанные центры знаний, где формируются ведущие научные школы, развития познания студента в различных областях культуры.

Академическая мобильность в российском контексте подразумевает сотрудничество не только за рубежом, но и внутри страны. В этом смысле можно говорить о внешней и внутренней мобильности. Под внешней или международной академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных научно-образовательных учреждениях. Под внутренней или национальной академической мобильностью имеется в виду обучение студентов и аспирантов, а также преподавателей и сотрудников вуза в ведущих российских университетах, научных центрах и институтах.

Необходимо отметить, что внешняя академическая мобильность отличается, прежде всего, от традиционных зарубежных стажировок тем, что студенты едут получать образование за рубеж хотя и на ограниченное, но более длительное время — от семестра до учебного года. Во время пребывания за рубежом они полноценно учатся, изучают не только отдельные дисциплины и язык, но и проходят полный годичный или семестровый курс, который им впоследствии зачитывается по возвращению в основной вуз.

В Болонском процессе различают в целом два вида академической мобильности: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная подразумевает полное обучение студента на степень (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в вузе, горизонтальная — обучение на ограниченное время (семестр, учебный год) [7].

Также выделяется понятие индивидуальной академической мобильности, под которой понимается временное перемещение студента или преподавателя на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания, проведения исследований и или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [8].

В настоящее время в качестве официального документа в европейскую практику введено «Соглашение об обучении» (ЕСТS Learning Agreement), включающее в себя раздел, который заполняется вузом, отправляющим студентов на обучение, с такой формулировкой «Мы подтверждаем, что предложенная программа обучения утверждена». Это соглашение подписывается самим студентом и деканом факультета, который его направляет. Эти меры приняты для более удачного получения академических кредитов студентам.

Следует отметить, что академическая мобильность также стала важнейшей составляющей международной деятельности российских вузов. Все чаще индикаторы академической мобильности студентов и преподавателей стали появляться в отчетах Министерства образования и науки РФ в качестве показателей эффективности деятельности вузов.

Тем не менее, существует ряд проблем с формированием и развитием академической мобильности в России, такие как неплановый характер этой деятельности, недостаточность материально-финансового обеспечения, нехватка специалистов в данной области, отсутствие специальных методов и механизмов академической мобильности, недостаточно развитая инфраструктура, которая должна обеспечить обмен студентов.

Анализ таблицы 1, составленной согласно данным Министерства образования и науки РФ, показывает, что, если практически все вузы осуществляют информационную и организационную поддержку развития академической мобильности, то экспертную и финансовую — примерно половина учебных заведений.

Таблица 1

Доля вузов, подведомственных Минобрнауки России, осуществляющих поддержку развития академической мобильности по различным направлениям на начало 2012г.

Направления поддержки вузом развития индивидуальной академической мобильности

Количество вузов, вкоторых осуществляется поддержка академической мобильности,%

Количество классических университетов, вкоторых осуществляется поддержка академической мобильности,%

Информационная поддержка

97

100

Экспертная поддержка (оценка качества образования, оценка полезности выбранного курса в рамках, индивидуализированной образовательной траектории)

46

51

Организационная поддержка (помощь в установлении контактов с другим вузом, получение визы и т. д.)

87

92

Содействие в поиске финансовых ресурсов для осуществления академической мобильности

53

69

Другое

8

9

Изучение опыта российских вузов показывает, что вряд ли можно ожидать большого количества студенческих поездок по программе академической мобильности, особенно на первом уровне высшего образования — на уровне бакалавриата. По мнению экспертов это объясняется следующими причинами:

  1. Наличием большого числа читаемых фундаментальных дисциплин, как обязательного подготовительного этапа последующего профильного обучения. Их объем как по количеству, так и по содержанию тем в области математических и естественных наук с трудом сопоставим с тем, что предлагают основные европейские вузы; что касается гуманитарных и инженерных специальностей, расхождения там меньше, однако они тоже существенны.
  2. «Кафедроцентричностью», обусловленной особенностями отечественного образования и означающей раннюю (практически со второго курса) специализацию студентов по профессии. Программы бакалавриата в Европе не предусматривают подобной специализации [5].

Важным аспектом академической мобильности является так же знание иностранного языка. Студент, приезжающий в зарубежный вуз на стажировку по программе обмена, должен свободно владеть либо английским языком, либо языком страны пребывания. Проблема преподавания иностранных языков в России, преимущественно в отдаленных регионах, до сих пор является не решенной; требуется повышения качества преподавания, привлечение молодых преподавателей, владеющих современной методикой обучения иностранному языку. Для решения данной проблемы, на наш взгляд, следует разработать стратегию этого направления, что, несомненно, будет способствовать дальнейшей интеграции высшей школы России в мировую систему образования.

Опыт Российского университета дружбы народов показывает, что в отношении студентов, которые изъявили желание обучаться по программе академической мобильности в вузе России, также существует ряд ограничений. Исходяиз потенциала аудиторного фонда, численности академических групп и наличия общежитий или жилья в частном секторе необходимо заранее определить примерные квоты на прием. В пределах этих квот следует предусмотреть тестирование кандидатов по курсам, предшествующим изучению каждой дисциплины, а также по иностранному или русскому языку. При организации обучения на английском или других иностранных языках следует понимать, что чтение лекций и проведение практических занятий должно быть на этих языках и обеспечено достаточным количестве соответствующей учебной литературы. Зачеты и экзамены тоже должны приниматься на иностранных языках.

Кроме этого, необходимо дать кандидату на стажировку максимально полную информацию относительно условий его пребывания, в стране, включая самый широкий круг вопросов, например, особенности погоды в период нахождения на обучение или стоимость медицинского обслуживания. Одним из путей решения данной проблемы является разработка типового информационного пакета о стране, городе, где находится учебное заведение, а также о самом вузе [6].

Опыт ведущих университетов России показывает, что академическая мобильность может быть реализована в следующих организационных рамках:

‒ индивидуальная инициатива;

‒ программа исследовательских или научных грантов;

‒ организация совместных образовательных или исследовательских программ [6].

В настоящее время идет активная реализация совместных программ, которые способствуют модернизации учебных планов и технологий обучения, повышению конкурентоспособности и качества образовательных программ, а также содействуют формированию, апробации, корректировке и внедрению общих европейских принципов и моделей высшего образования.

Наиболее популярными формами реализации совместных образовательных программ являются:

‒ аккредитованные и валидированные программы — признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета ‐ партнера;

‒ франчайзинговые программы — передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;

‒ программы двойных и совместных дипломов — согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома [8].

Наиболее успешный опыт реализации совместных образовательных программ наблюдается в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Наибольшим спросом в российских вузах пользуются обучение по совместно разработанным программам и курсам (23 %), обучение по совместным краткосрочным программам (20 %), согласование учебных программ в рамках реализации обменов студентами (19 %), разработка совместных краткосрочных программ (17 %) [5].

Рис. 1.

Исходя из приведенной выше диаграммы, можно сделать вывод о том, что значимость совместных программ определяется теми преимуществами, которые они приносят своим участникам, а именно:

‒ студенты получают новые дополнительные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда, развития качества «европейского гражданства»;

‒ преподавателям создаются гибкие условия для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов, а также обмена опытом;

‒ университеты получают некую добавленную стоимость в форме более качественных и актуальных образовательных программ, повышения академического потенциала благодаря новым возможностям сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как следствие, — растущую репутацию и конкурентоспособность.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что академическую мобильность можно рассматривать как инструмент развития и обновления образовательного процесса и образовательных программ высшего профессионального образования России. Это дает возможность российскому образованию уйти от замкнутости собственной системы, а также добиваться своих признания учебных программ на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций выпускников вузов, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.

Академическая мобильность студентов и сотрудников стала неотъемлемой чертой современного высшего образования, и, как считают многие эксперты, будет расти и приобретать более привлекательные черты. Для этого есть все основания и возможности, в первую очередь, это кадровый и научный потенциал, связь с крупными международными научными организациями и вузами, взаимодействие с лидерами высшей школы России. Вместе с тем, нельзя не отметить диспропорцию между количеством выезжающих и количеством приезжающих по обмену. И задача университетов состоит в том, чтобы разрешить эту ситуацию и создать более привлекательные условия для иностранных студентов. Несмотря на постоянные проблемы необходимо искать и развивать различные формы осуществления академической мобильности для студентов, преподавателей и сотрудников.

Литература:

  1. Горшкова М. К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 352 с.
  2. Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной научной конференции 20–21 февраля 2001 года. — Воронеж, 2001. — Часть 1. — 176 с.
  3. Сахарова Н. С., Томин Н. В. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве — времени высшего профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург, 2013. — № 2(151). — С. 221–225.
  4. Скоблева Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект: монография / Э. И. Скоблева. — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2010. — 280 с.
  5. http://www.prokhorovfund.ru
  6. http://www.bologna.ntf.ru
  7. www.lib.znate.ru
  8. www.rusnauka.com
Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, Болонский процесс, высшее образование, обучение, студент, Болонская декларация.