Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 2631 раз

Библиографическое описание:

Аманжолова, А. А. Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы / А. А. Аманжолова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10634/ (дата обращения: 23.11.2024).



Предмет «Казахский язык и литература» закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Целью обучения является воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенции на основе освоения описательной функциональной языковой системы, норм употребления средств языковой системы, обогащение словарного запаса, синтаксического строя речи, овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка. Данная цель определена потребностью общества в повышении функциональной грамотности подрастающего поколения для его конкурентоспособности.

Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса,результатом которого могут быть:низкая способность к социальной адаптации;неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе;незнание своих прав и обязанностей. [1] Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире. [2]Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.

Обобщая вышесказанное, функциональная грамотность — способность человека, общества вступать в отношенияс внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Основные формы функциональной грамотности:

  1. Способность выбирать и использовать различные технологии.
  2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
  3. Способность учиться всю жизнь.

Главное же понятие функциональной грамотности заключается в воспитании человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения.Разумеется, функциональная грамотность в сфере социальных отношений ни в коей мере не может стать единственной целью образования.Но оно дает возможности для формирования творческого опыта и способностей.

Со стороны государства, учитывая важность и значимость развития функциональной грамотности, предприняты серьезные действия относительно обновления содержания образования. Впервые за всю историю будут разработаны проекты поддержки организаций дополнительного образования. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей.Для этого в стране предприняты необходимые меры.[3]Будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.Решение многих задач зависит от профессионализма педагогических кадров. Сильным потенциалом казахстанской школы должен стать её учительский корпус. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Каждый педагог должен понимать свою роль в становлении личности. Личная увлеченность учителя порождает успех во внедрении образовательных реформ. [4]

Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является казахский язык и литература. Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир родного слова, показать детям чудесные глубины казахского языка, сделать так, чтобы они полюбили его на всю жизнь. В задачах учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия самостоятельного добывания знаний. Нынешние учащиеся обладают прагматичностью мыслей, раскрепощенностью и независимостью, а эти перемены благоприятно влияют формированию практических умений.Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Трудностей немало, но уже видны конкретные пути их преодоления. Характер таких уроков меняется в корне. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Результат всегда бывает разный. Это зависит от темы урока, способностей учащихся, и что сейчас немаловажно, от эмоционального настроя ребенка. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.Стратегии, наиболее предпочитаемые учащимися на уроках казахского языка и литературы: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «РАФТ», «Кубизм», Мозаика «Джигсоу», «Синквейн». Приёмы, наиболее частоиспользуемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.),инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника восприятия.

Отдельно хотелось бы остановиться на виртуальном пространстве. Появившись на стыке визуализации мира, ИКТ, ИНТЕРНЕТ играют огромную роль в процессе социализации личности. Этоеще один верный способ улучшения качества образования, так как в нынешнее время ученика легче заинтересовать и обучить ассоциативно, т. е. через звуковые и зрительные образы. Погружение в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения открывает возможность совершать визуальные путешествия, возможность представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.Если слово всегда обозначает понятие, которое надо раскрыть,то картинка показывает вещь. Изображение взываетк эмоциям. Иногда важнее оказывается то, как выглядит предмет, чем её свойства. Такие занятия развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Веб-занятия — дистанционные уроки, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы, телеконференции — прошли положительную апробацию и вовлечены в практику.Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой. В рамках этого процесса интеграция становится краеугольным камнем всех преобразований в образовании. [5] Поэтому настало время изменить привычную точку зрения.

По мере развития науки и техники, требования к знаниям растут, расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки. Поэтому можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Из вышеизложенного следует, что эффективность обучения функциональной грамотности зависит от готовности педагогов использовать все достижения современной науки, практиковать и отрабатывать умения, навыки, формирующие высококультурную личность.

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012–2016 годы в РК.
  2. Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан
  3. Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции 18–19 мая2004 г. — Алматы КазНПУ им. Абая, 2004.
  4. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации. Санк-Петербург, 2012г.
  5. Конфликт взаимодействия в педагогическом процессе.М.Рыбакова 1991 г.Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, казахский язык, урок, учащийся, виртуальное пространство, способность, умение, формирование, функциональная грамотность учащихся.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии в школах Республики Казахстан

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии в школах Республики Казахстан

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы