Автор: Ионкина Наталья Александровна

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Ионкина Н. А. Идеи К.Д. Ушинского о мыслительном процессе и их связь с современностью [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 17-19.



К.Д. Ушинский — педагог, писатель, публицист — одна из значимых фигур в истории педагогики. Его вклад в систему образования в России и в мире трудно оценить. Его идеи актуальны и сегодня, в условиях нового этапа развития общества, науки и образования.

«Если ученье имеет претензию на развития ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения», — так писал К.Д. Ушинский в пояснениях к учебнику «Родное слово», вышедшему в 1864 году [1, с. 267]. Материал учебника был направлен в первую очередь в помощь при обучении письму и чтению. Но не менее важной задачей данной книги было развитие мышления ребенка.

Мышление, по К.Д. Ушинскому, представляет с одной стороны, основу обучения, с другой же стороны оно является предметом воспитания. Поэтому решающее значение для рационального обучения великий педагог придавал развитию мыслительных процессов: определению свойств предметов, нахождению сходств и различия между предметами, приучению к анализу, синтезу, обобщению, классификации.

В пояснениях к своим учебникам «Родное слово» и «Детский мир» он дает рекомендации, как следует учитывать закономерности развития мыслительных процессов ребенка. С этой целью он поместил большое количество образцов заданий, способствующих, по его мнению, развитию логического мышления. Ко множеству стихотворений и рассказов он подбирает вопросы, загадки, пословицы, требующие размышлений и суждений учащихся.

Все эти задания базируются на материале учебника «Родное слово» и призваны, в основном, закрепить знания учащихся, полученные из текстов этого учебника. Т. е. сам материал, с которым работают дети, способствует развитию их интеллектуальных качеств.

Обращаясь к учителям, К.Д. Ушинский писал: «Все бесчисленные представления, понятия и даже идеи лежат в голове … такими мертвыми вереницами, что две идеи, самые близкие, самые родственные между собой, могут прожить в такой, поистине, темной голове десятки лет и не увидеть друг друга» [1, с. 296]. Имея ввиду, что человек, даже имеющий большие познания, но не умеющий связать воедино отдельные свои представления, не научится мыслить.

Поэтому К.Д. Ушинский считал, что обучение нужно направлять на то, чтобы в голове ученика, «было бы совершенно светло так, чтобы все живущие в ней представления, понятий и идеи видели и знали друг друга» [1, с. 296]. С этой целью многие задания представляют собой неоконченные фразы, которые должен окончить ученик; или вопросы, на которые он должен ответить, предварительно проведя рассуждения. В этих упражнениях понятия, уже усвоенные детьми прежде, часто приводятся в новых комбинациях. Такие задания, по мнению К.Д. Ушинского, должны были способствовать умению «комбинировать, перестанавливать, связывать с другими прежде усвоенные понятия» [1, с. 297].

В учебнике К.Д. Ушинского задания можно разделить на следующие виды:

 Нахождение свойств объекта: цвет, форма, плотность, из чего сделано.

  • Сравните гуся с курицей и уткой.
  • Линейка прямая, а серп? Воск мягок, а железо? Сталь упруга, а стекло?

 Нахождение общего и нахождение различий в предметах.

  • Топором рубят, а пилой? Что делают иглой? пером? ...
  • Такова ли ваша грифельная доска? Сравните грифельную доску с классной.

 Определение целого предмета и его частей.

  • Что едят у капусты? у картофеля? в репы? у мака? ...
  • Назовите части сапога? Как и из чего его сшили?

 Рассуждение.

  • Январь зимний месяц, а май? Кот четвероногое животное, а сверчок? Колесо часть экипажа, а ступица?
  • Горшок посуда, а глина? Корень часть растения, а фундамент?

 Классификация объектов по их признакам.

Учебные вещи: книга, доска, тетерадь, перо, грифель, карандаш, чернильница, линейка.

  • Игрушки: мячик, волчок, кукла, кегли.
  • Мячик. Перо. Линейка. Кукла. Книга. Волчок. Доска. Кегли. Грифель. Карандаш. Чернильница.

 Определение истинных и ложных высказываний.

  • Не ягода ли клюква и малина? Не сбруя ли шлея и колесо? Не реки ли Волга и Дунай?

 Определение понятий и их содержания.

  • Овца — животное домашнее, четвероногое, травоядное. Что такое орел?

 Составление алгоритмов.

  • Как строят дома (текст описание).
  • Расскажите по порядку, как строят дом?
  • Хлеб (текст описание).
  • Из чего, кем и как делается хлеб?

В учебнике много пословиц — “маленьких умственных задач, совершенно по детским силам” — и загадок, чтобы “дать повод к интересной и полезной беседе, которая закрепится в уме ребенка ... заляжет прочно в его памяти” [1, с. 299].

Весьма большое значение для развития мыслительных способностей у детей К.Д. Ушинский придавал изучению логики. Он считал, что необходимо с первого года обучения уделять особое внимание постепенному развитию в детях способности логического мышления, приучению их на основе наблюдения над конкретными предметами и явлениями находить в них сходство и различие, мыслить от общего к частному, от частного к общему. “Основание разумной, чисто человеческой речи заключается в верном логическом мышлении, а верное логическое мышление, как мы это показали, возникает не из чего иного, как из верных и точных наблюдений” [2, с. 246-247]. В учебнике «Родное слово» он помещает специальные “статейки”, которые называет «деловыми, логическими» [1, с. 311]. В пояснении к учебнику К.Д. Ушинский объяснял их назначение так: «Они приучают детей к простому и ясному выражению тех простых впечатлений, которые даются им правильным наблюдением окружающей их действительности» [1, с. 312]. Ведь чтение о предметах или явлениях, которые они видели или имеют перед глазами, дает им возможность «самых живых и точных сравнений, а сравнение есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок» [1, с. 312].

Современные стандарты образования ставят перед учителем задачи не только обучения и воспитания учащихся, но и обязательное развитие их мыслительных способностей — формирование универсальных учебных действий. Именно об этом писал в пояснениях к учебнику К.Д. Ушинский, если говорить языком современной педагогики. К.Д. Ушинский был действительно великим педагогом. Его педагогические теории и идеи лежат в основе образовании в России и в мире. И даже в основе тех наук, которые появились и пришли в школу значительно позже его времени.

Литература:

  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. Родное слово. Книга для детей; Год первый и второй. Москва — Ленинград, 1949.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 7. Родное слово. Книга для детей; Год третий. Москва — Ленинград, 1949.
Основные термины (генерируются автоматически): «Родное слово», Ушинский К.Д, учебнику К.Д, логического мышления, Собрание сочинений, мыслительных способностей, развития мыслительных, мыслительных процессов, Родное слово, Актуальные задачи педагогики, учебнику «Родное слово», учебника «Родное слово», развитию логического мышления, учебникам «Родное слово», Идеи К.Д, развитию мыслительных процессов, учебнике «Родное слово», развития мыслительных процессов, материалы vii междунар, темной голове десятки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос