Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валентир, Е. А. Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа» / Е. А. Валентир, Л. И. Пятигорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9751/ (дата обращения: 23.11.2024).



Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»

Валентир Елена Алексеевна, старший воспитатель;

Пятигорова Лидия Ильинична, воспитатель

МБДОУ с. Вольное Республики Адыгея «Детский сад № 13»

 

Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться

Л. А. Венгер, А. Л. Венгер

 

Среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков заметное место в последнее время занимают вопросы преемственности содержания воспитательно-образовательного процесса и преемственности в организации этого процесса на образовательных ступенях дошкольного и начального школьного этапа. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи. Вариативность образовательных программ значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени школьного образования. Но, несмотря на то, что реализуемые вариативные программы дошкольного образования содержат богатый материал, который возможно и необходимо использовать при формировании предпосылок универсальных учебных действий, в то же время в комплексном виде проблема развития универсальных учебных действий в этих программах не решается.

В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы определяется недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и учителями школ общего и различного в целях и организации дошкольного и начального образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на уроках и занятиях, организации совместной продуктивной деятельности, уровня межвозрастного воздействия, возрастных показателей интеллектуального и личностного развития, произвольности (саморегуляции), сформированности учебной деятельности и т. д.).

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых концептуальных подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности. Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

В рамках единого образовательного пространства в нашем населенном пункте перед детскими дошкольными учреждениями и начальной школой, как перед полноправными компонентами единой образовательной среды, реализующими принцип личностно-ориентированного обучения, стала необходимость обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой.

С 2013 года, и на протяжении рада лет, работая по Программе преемственности «Детский сад — школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной школой, который направлен на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.

За период реализации Программы между МБДОУ № 13 и МБОУ СОШ № 9 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь:

                    согласованы цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, внесены изменения в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий с учетом Федеральных государственных требований

                    определены согласованные действия педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы, направленные на формирование начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий;

                    согласованы действия педагогов дошкольного учреждения и начальной школы в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий;

                    определён состав, формы и содержание сопроводительных документов, характеризующих уровень развития, обученности, сформированности психических процессов выпускников детского сада для передачи их в начальную школу;

                    разработаны и утверждены планы по преемственности;

                    проведены Советы педагогов по темам «Развитие учреждения в рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс», «Общее и различное в целях, задачах, содержании, методах и формах обучения детей в ДОУ и начальной школе: проблемы, решение, опыт»;

                    разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ФГОС;

                    проведены административные совещания по итогам адаптации и результатам успеваемости выпускников ДОУ (учащихся 1-х классов);

                    проведены совместные психолого-педагогические консилиумы «Адаптация к школе: проблемы дезадаптации, пути их решения»;

                    состоялись совместные педагогические совещания, круглые столы по итогам адаптационного периода;

                    проведены общие родительские собрания для родителей старшей группы с участием учителей «Как правильно готовить ребенка к школе»;

                    проведена акция «Посвящение в первоклассники», торжественные линейки ко Дню Знаний;

                    проведены праздничные мероприятия для старшей группы «Скоро в школу», экскурсия дошкольников в школу;

                    разработаны модели, представляющие систему работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) по обеспечению формирования интегративных качеств личности, предпосылок универсальных учебных действий;

                    проведены открытые занятия по речевому и математическому развитию;

                    проведены круглые столы, родительские собрания по ознакомлению педагогов и родителей с программами детского сада и начальной школы;

                    функционируют консультативный пункт при МБОУ СОШ № 9 «Субботняя школа»;

                    организованы совместные заседания школьного ПМПк с педагогами ДОУ;

                    состоялись совместные посещения НОД в ДОУ и уроков в школе;

                    разработан механизм взаимодействия участников Программы преемственности.

Решение поставленных задач осуществляется через консультационно-методическую, организационную, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую деятельности.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.

Согласование совместных действий позволило обеспечить преемственность образовательного процесса детского сада с образовательным процессом начальной школы:

                   на нормативном уровне — с Федеральными государственными образовательным стандартами начального общего образования (ФГОС НОО),

                   на программно-методическом уровне — с образовательными программами начального общего образования и общеобразовательными программами дошкольного учреждения, разработанными в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС).

Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам проводимого ежегодно мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16 % до 44,3 %) и уменьшения (с 24 % до 3,7 %) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада — учащихся начальной школы показывает стабильность результатов.

Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования в нашем селе обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, дошкольное учреждение, школа, дошкольное образование, образовательный процесс, действие, начальное общее образование, система работы, формирование предпосылок.

Похожие статьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Организация дополнительного образования в дошкольном учреждении в контексте современных требований

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы)

Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении

Маркетинговый подход в управлении дошкольным образовательным учреждением

Личностный аспект в организации и проведении современного урокав начальной школе по ФГОС

Создание и развитие информационного развивающего центра в муниципальном общеобразовательном учреждении

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей

Похожие статьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Организация дополнительного образования в дошкольном учреждении в контексте современных требований

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы)

Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении

Маркетинговый подход в управлении дошкольным образовательным учреждением

Личностный аспект в организации и проведении современного урокав начальной школе по ФГОС

Создание и развитие информационного развивающего центра в муниципальном общеобразовательном учреждении

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей