Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
Автор: Прокина Любовь Павловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 22.09.2015
Статья просмотрена: 860 раз
Библиографическое описание:
Прокина, Л. П. Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 141-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8769/ (дата обращения: 21.11.2024).
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматриваются профессиональные компетенции будущего учителя начальных классов, а также их методическая подготовка на основе использования различных профессиональных проб. Кроме того, в статье описываются традиционные и развивающие системы обучения, их учебно-методические комплексы, положения современного урока русского языка в начальных классах.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, традиционные и развивающие системы обучения, учебно-методические комплексы, технологическая карта урока русского языка.
Преподавание междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания» по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в современных условиях — не столько процесс передачи информации, сколько организационная помощь студенту педагогического колледжа в ведении своей учебной деятельности. Такая работа предусматривает чёткую последовательность действий, начиная с целеполагания, мотивирования и планирования, а заканчивая контролем результатов деятельности и корректировкой её целей и задач.
Цель образования сегодня — это развитие способностей и нравственных качеств учащегося, социально адаптированного к окружающей среде. Её достижение возможно только при овладении будущим учителем целым рядом профессиональных компетенций:
- знание преподаваемого предмета;
- компетенция в обсуждении проблем с обучающимися и их родителями;
- способность создания благоприятного для учёбы климата;
- способность использования информационных технологий в процессе обучения;
- способность эффективно управлять своим временем;
- способность к рефлексии и оценке собственного профессионального уровня;
- понимание необходимости постоянного профессионального развития;
- способность к оцениванию результатов обучения и достижений обучающихся;
- компетенция в коллективном решении проблем;
- способность к улучшению образовательной среды;
- способность проектировать учебный план с учётом образовательного контекста;
- способность оценивать образовательные программы и материалы;
- способность к предвидению новых образовательных потребностей.
Основной целью формирования профессионализма учителя в педагогическом колледже является не только вооружение будущего специалиста фундаментальными знаниями, но и обеспечение его профессиональной готовности решать практические задачи, умение выделять их инвариантную составляющую.
Особое место в формировании личности педагога занимает учебная и производственная практика, целью которой является обобщение и закрепление методических и теоретических знаний, формирование практических навыков, умений образовательной деятельности.
Опыт показывает, что выходя на практику, студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с разрешением следующих характерных вопросов:
- как лучше всего провести работу по действующим УМК;
- как грамотно сформулировать цель и задачи урока, какие универсальные учебные действия (УУД) и компетенции формировать на уроках;
- как правильно оформить конспект и технологическую карту урока, чтобы они были компактными, но в то же время полными и удобными в работе.
Предлагаемые методические рекомендации должны облегчить первые шаги начинающего учителя, помочь ему избежать часто допускаемых ошибок.
В настоящее время в начальной школе существуют традиционные и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим относятся: система Л. В. Занкова, система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Учебно-методический комплекс (УМК) — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в школе Российской Федерации для каждого учебного предмета. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения соответствующего учебного материала. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.
Ниже дается краткое описание учебно-методических комплексов по перечисленным системам.
УМК |
Издательство |
Основные направления УМК |
«Школа России» (под ред. А. Плешакова) |
Издательство «Просвещение»
Система учебников «Школа России»: 1. Азбука — В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская и др. 2. Русский язык — В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. 3. Русский язык — Л. М. Зеленина и др. 4. Литературное чтение — Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. 5. Математика — М. И. Моро, С. В. Степанова, С. И. Волкова.
|
Комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
|
«Перспектива» (под редакцией Л. Ф. Климановой) |
Издательство «Просвещение». Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»: 1. Азбука — Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 2. Русский язык — Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 3. Литературное чтение — Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. 4. Математика — Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова.
|
Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. |
«Школа 2000…» (научный руководитель — Л. Г. Петерсон) |
Издательство «Ювента». Система учебников: 1. Математика — Л. Г. Петерсон
|
Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ — школа — вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
|
«Школа 2100» (научный руководитель — Л. Г. Петерсон) |
Издательство «Баласс» Перечень учебников УМК «Школа 2100»: 1. Букварь — Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 2. Русский язык — Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 3. Литературное чтение — Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 4. Математика — Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. |
В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. |
«Перспективная начальная школа» (научный руководитель — Н. А. Чуракова) |
Издательство «Академкнига/учебник» 1. Азбука — Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков 2. Русский язык — М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева 3. Литературное чтение — Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. 4. Математика –А. Л. Чекин, О. А. Захарова, Е. П. Юдина. |
Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента. При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие: —возраст школьника; —разный уровень развития школьника; —топографическая принадлежность школьника; —разная наполняемость класса; —разный уровень владения русским языком. |
Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) (УМК «Классическая начальная школа») |
Издательство «Дрофа» Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»: 1. Азбука — О. В. Джежелей. 2. Русский язык — Т. Г. Рамзаева. 3. Литературное чтение.– О. В. Джежелей. 4. Математика — Э. И. Александрова. |
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования. В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования. |
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель — Н. Ф. Виноградова) |
Издательство «Вентана — Граф» Список учебников УМК «Начальная школа XXI века»: 1. Букварь — Л. Е. Журова. 2. Русский язык — С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. 3. Литературное чтение — Л. А. Ефросинина. 4. Математика — Е. Э. Кочурина, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. |
Комплект базируется на теории Л. С. Выготского, а также научных идеях развивающего обучения А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Общая цель обучения — формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы — не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т. е. учебной деятельности; цель ученика при этом — овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. |
«Планета знаний» (научный руководитель — И. А. Петрова) |
Издательство «Астрель» В состав УМК входят: 1. Букварь — автор Т. М. Андрианова. 2. Русский язык — автор Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. 3. Литературное чтение — Э. Э. Кац 4. Математика — М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова. |
Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования. В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности. |
«Гармония» (научный руководитель — Н. Б. Истомина) |
Издательство «Ассоциация XXI века». В состав УМК входят: 1. Букварь — автор М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. 2. Русский язык — автор М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 3. Литературное чтение — автор О. В. Кубасова. 4. Математика — автор Н. Б. Истомина.
|
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой. |
«Начальная инновационная школа» |
Издательство «Русское слово» Список учебников УМК «Начальная инновационная школа»: 1. Литературное чтение — Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова. 2. Математика — Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. |
Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» создана в соответствии с ФГОС II поколения, отличительной особенностью которого является системность требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы НОО, к его структуре и к условиям реализации. Цель УМК обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Курс «Литературного чтения» направлен на развитие речи учащихся и овладение ими техникой чтения, приемами интерпретации и анализа различных видов текста, формирует функциональную грамотность, создает представление о литературе как виде искусства, последовательно формирует универсальные учебные действия. |
Развивающая система Л. В. Занкова (научный руководитель — Н. В. Нечаева) |
Издательство «Издательский дом “Федоров”». Список учебников системы Л. В. Занкова: 1. Азбука — Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец. 2. Русский язык — Н. В. Нечаева. 3. Русский язык — А. В. Полякова 4. Литературное чтение — В. Ю. Свиридова. 5. Литературное чтение — В. А. Лазарева. 6. Математика — И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина и др. |
Общая целевая установка Стандарта II поколения совпадает с целью системы развивающего обучения Л. В. Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л. С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л. В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС. Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л. В. Занкова является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения программного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания. Педагогическая система Л. В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. |
Развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова |
Издательство «Вита-Пресс» Список учебников, входящих в систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова: 1. Букварь — Д. Б. Эльконин. 2. Русский язык — В. В. Репкин и др. 3. Русский язык — С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко. 4. Литературное чтение — Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская. 5. Литературное чтение — Е. И. Матвеева. 6. Математика — В. В. Давыдова, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина. |
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. |
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. Раньше традиционная задача урока в начальной школе была — дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков в конкретной области. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование таких качеств, которые должны позволить младшему школьнику самостоятельно изучать что-либо. Ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму.
Н. Е. Щуркова даёт следующую характеристику современному уроку: «Современный урок — свободный урок, освобождённый от страха; никто никого не пугает и никто никого не боится» [5, с. 7].
Три положения современного урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины, осмысление истины в деятельности учащихся и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребёнка.
3. Человек всегда является наивысшей ценностью на уроке.
Современное образование направлено на формирование УУД, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности младшего школьника — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, формировать способность к рефлексии, т. е. осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Исходя из логики процесса усвоения знаний, может быть предложена следующая типология уроков:
№ |
Типология уроков |
Этапы процесса усвоения знаний учащимися |
1. |
Урок изучения нового материала |
восприятие, осмысление, запоминание |
2. |
Урок закрепления знаний и способов действий |
осмысление, запоминание, применение |
3. |
Урок систематизации и обобщения знаний |
применение, обобщение |
4. |
Урок контроля знаний |
обобщение |
5. |
Комбинированный урок |
восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение. |
Цель урока — заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут обучающимися в конце урока. Ребёнок должен обязательно знать цель учебного занятия. Как писал Марк Твен: «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда». Изменения, произошедшие за урок в знаниях ребёнка, — это и есть цель.
Цель урока есть связь настоящего с будущим, конечный результат есть связь настоящего с прошлым.
Примеры постановки целей урока в начальной школе.
Образовательная цель:
- сформировать знания, умения и навыки учащихся по теме…;
- добиться воспроизведения, осмысленности усвоения учебного материала…;
- добиться осознания учебного материала.
Развивающий аспект цели урока:
- развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому материалу;
- развитие интеллектуальной культуры;
- развитие исследовательской культуры;
- развитие культуры самоуправления учебной деятельностью:
- развитие информационной культуры школьников;
- развитие коммуникативной культуры учащихся:
- развитие рефлексивной культуры школьников.
Рассмотрим уровневый подход к постановке цели урока в начальной школе. Уровни усвоения удобно определять глаголами — иметь представление о …, знать, уметь, владеть ….
Цели первого уровня: иметь представление о ….
Цели второго уровня: знать отличие ….
Цели третьего уровня: различать … (деятельность, задаваемая глаголом + предмет, на который направлена эта деятельность).
В результате изучения учебного предмета в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД: личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, моделировать, выполнять широкий спектр логических действий и операций.
Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество, адекватно передавать информацию.
УУД, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала:
Краткое описание структурных элементов урока объяснения нового материала |
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация к учебной деятельности (вхождение учащегося в пространство учебной деятельности) |
Личностные УУД (самоопределение) Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества) |
2. Актуализация опорных знаний (подготовка учащихся к объяснению новых знаний, выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения) |
Познавательные УУД (анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Регулятивные УУД (выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения) Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей полно и точно, аргументация своего мнения, учёт разных мнений) |
3. Объяснение нового материала (выявляют место и причину затруднения, обдумывают учебные действия: — ставят цель, — согласовывают тему урока, — выбирают способ, Строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки. |
Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. |
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух (фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием) |
Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Познавательные УУД. Регулятивные УУД |
6. Включение знаний в систему и повторение |
Познавательные УУД. Регулятивные УУД |
7. Рефлексия учебной деятельности |
Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
Структурные элементы урока
Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность [1, с. 45]
Название структурных элементов урока |
Цель проведения |
1. Организация учащихся на урок |
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока |
2. Проверка домашнего задания |
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки пробелы в знаниях |
3. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала |
Организовать и направить к цели познавательную деятельность |
4. Усвоение новых знаний |
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях |
5. Проверка понимания учащимися нового материала |
Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы |
6. Закрепление нового материала |
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу |
7. Информация учащихся о выполнении домашнего задания |
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы |
8. Подведение итогов урока |
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее |
Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Рефлексия — размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Этап рефлексии является обязательным в уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником цели своего образования предполагает её выполнение и последовательную рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик сам делает свой собственный выбор.
2. Предприимчивость. Ученик ставит перед собой цели и задачи и успешно решает их.
3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Классификация рефлексии:
1. По содержанию: устная и письменная.
2. По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3. По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок.
4. По функциям: физическая (успел — не успел, легко — тяжело), сенсорная (интересно — скучно, комфортно — дискомфортно), интеллектуальная (понял — не понял, какие затруднения испытывал)
Приёмы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния («смайлики», «дерево чувств» (красные и зелёные яблоки), «солнышко и тучка»)
2. Рефлексия деятельности
а) Незаконченное предложение
«На уроке я понял, я узнал …» «Я похвалил бы себя за …»
«Мне понравилось…» «Было интересно …» «Меня удивило…»
б) Анкетирование
На уроке я работал (активно/ пассивно)
Своей работой я (доволен/ не доволен)
За урок я (не устал/ устал)
Моё настроение (стало лучше/ хуже)
в) «Благодарю» (кому хотите сказать спасибо)
Весь учебный процесс в начальной школе должен строиться на основе деятельностного подхода, цель которого в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих учащихся к действию. ФГОС вводит новое понятие «учебная ситуация», под которым понимается дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов. Задача учителя — научиться создавать учебные ситуации, уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
В чём различие плана, конспекта и технологической карты урока? План урока пишется в краткой форме по основным этапам урока, можно в виде таблицы следующего содержания:
№ — этап урока |
Приёмы и методы |
Время (мин.) |
|
|
|
Конспект урока — краткое изложение, запись содержания, где прописан ход урока с последовательностью действий по проведению урока (деятельность учителя, деятельность ученика).
План и конспект должны начинаться со следующих рубрик:
Тема:
Урок №
Тип урока:
- уроки усвоения новых знаний;
- уроки первичного закрепления;
- уроки отработки навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний;
- уроки контроля ЗУН;
- уроки развития речи;
- комбинированный урок.
Цель урока: реальная, достижимая (формулируется глаголом совершенного вида — углубить знания о …, расширить представление о ….)
Задачи урока: логически связанные с целью (формулируются отглагольными существительными — изучение, развитие…)
Оборудование к уроку: ТСО (мультимедийный проектор, интерактивная доска), дидактический материал, наглядные пособия.
План-конспект — это план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов).
Технологическая карта урока — обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Составляется в виде таблицы:
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
ФОУД (форма организации учебной деятельности) |
|
|
|
|
|
Ф — фронтальная И — индивидуальная П — парная Г — групповая |
Подводя итоги, ещё раз подчеркнём позитивный характер технологической карты современного урока русского языка, в условиях которой формируются и совершенствуются профессиональные компетенции, речевые и коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность студентов к профессиональной деятельности.
Литература:
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. — М.: Планета, 2013.- 256с.
2. Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС/ Л. А. Тропкина и др. — Волгоград: Учитель, 2013. — 163с.
3. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; Под. Ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120с.
4. Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р. Г. Чуракова. — М.:Академкнига, 2009. — 112с.
5. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока/ Н. Е. Щуркова. — Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. — 114с.
Ключевые слова
профессиональная компетентность, традиционные и развивающие системы обучения, учебно-методические комплексы, технологическая карта урока русского языка., технологическая карта урока русского языкаПохожие статьи
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...
Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...
Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров
В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
Похожие статьи
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...
Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...
Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров
В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...