Утверждение о том, что человек – существо социальное, он живет в обществе и неразрывно связан с ним, воспринимается как общепризнанный, достоверный факт, не требующий особых доказательств. Наиболее ярко социальный характер человека раскрывается в процессе коммуникации. Общение предполагает не только обмен жизненно необходимой для субъекта информацией, но и удовлетворение его духовных, эстетических потребностей. От того, насколько лаконично, точно, целесообразно в соответствии со сложившейся речевой ситуацией и логично сформулирована мысль, зависит продуктивность процесса коммуникации. Следовательно, коммуникативно-речевое умение излагать свои мысли, а именно создавать текст, является не просто важным в жизнедеятельности людей, но и крайне необходимым, так как без общения, без социума человек существовать не может [3].
В последнее время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, на первое место ставится обучение языку как средству общения.
Особенностью коммуникативно-ориентированного подхода к преподаванию русского языка в начальной школе заключается в практической направленности, которая является не только целью, но и средством. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Из чего можно заключить, что основная характеристика коммуникативности – учиться общению, общаясь, что требует особой организации учебного материала на уроках русского языка.
Одной из главных задач школьного курса русского языка в начальных классах является развитие связной речи, что предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Текст является основной дидактической единицей, с помощью которой изучается языковая система.
Все это заставляет учителя искать новые подходы к обучению младших школьников родному языку.
Не случайно, в основе современных программ по русскому языку в начальных классах лежит коммуникативный метод обучения, предусматривающий, как было сказано выше, практическое овладение русским языком, переход от сознательного усвоения единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях. Учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание и т.д.
В программах по русскому языку (М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина – образовательная система «Школа-2100», Н. А. Чуракова – УМК «Перспективная начальная школа» и др.) наряду с языковыми умениями и навыками сформулированы и коммуникативно-речевые, которыми учащиеся овладевают при изучении грамматических, орфографических тем курса.
Известно, что речевое развитие детей предполагает работу в разных направлениях, на разных уровнях языковой системы – на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Вышеназванные уровни являются традиционными для отечественной методики, однако авторы современных программ по русскому языку предлагают новые методические подходы к реализации традиционных задач обучения. Это связано, прежде всего, с использованием в качестве основного метода при обучении русскому языку – коммуникативно - деятельностного, который включает:
- формирование умений и навыков осуществлять речевое общение в типичных речевых ситуациях с учетом функционально-стилистических языковых норм;
- использование текста в качестве основной дидактической единицы на уроках русского языка;
- личностно - деятельностный подход к организации урока с четко формулированными целями обучения.
По мнению Быстровой Е. А., Ипполитовой Н. А. обязательным условием каждой языковой единицы в коммуникативной методике должно стать знание ее текстообразующей функции [1; 4]. В значительной степени это относится к лексическим и грамматическим средствам языка, но особенно к единицам синтаксического уровня.
Приступая к изучению определенного языкового понятия, необходимо определить круг явлений, которые могут быть осознаны школьниками с учетом содержания программы, материалов учебника и знаний учащихся, полученных ими на предыдущих этапах обучения. Так, в ходе изучения падежей имен существительных (программа «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик) учащиеся знакомятся не только с падежами и падежными окончаниями вышеназванной части речи, но также ведется наблюдение за употреблением форм слова в тексте. На новый уровень поднимается работа над предложением. Учащиеся знакомятся с соответствующим понятием, с видами предложений по цели высказывания и интонации, в то же время большое внимание уделяется построению предложений разных видов, т.е. предложение изучается не только как синтаксическая единица, но и как компонент текста. В связи с этим объем речеведческих знаний в данной программе увеличен. Таким образом, учащиеся получают знания о роли изучаемых явлений в реализации текстовых категорий. На их основе формируется умение использовать текстообразующие возможности языковых единиц при создании самостоятельных высказываний.
В курсе русского языка, разработанного Р. Н. Бунеевым, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, ведущими направлениями учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, поэтому основными разделами в каждом классе являются «Предложение», «Текст». Так, при изучении частей речи особое внимание уделяется выяснению их роли в предложении, в тексте, особенностям употребления имен существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, а также синонимов, антонимов и так далее. Авторами программы отмечено, что одной из особенностей курса является единый методический подход при работе с текстом как на уроках русского языка, так и на уроках чтения. Это свидетельствует, что текстообразующие свойства языковых единиц и явлений усваиваются не абстрактно, а в процессе чтения и анализа текстов. Читая и анализируя тексты, учащиеся должны осознавать, какие средства языка и почему именно они позволяют реализовать текстовые категории, какую роль в них играет изучаемое понятие [2].
В учебниках русского языка, входящих в УМК «Перспективная начальная школа» реализация коммуникативного подхода происходит в процессе выполнения системы разнообразных творческих, ситуативных упражнений, интересного «игрового» материала, материала для работы в группах. Наличие двух точек зрения на исследуемую проблему позволяет учащимся примерить свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них, дети учатся доказывать правильность собственных суждений. Этому способствуют тексты учебников русского языка, направленные не только на формирование языковых умений и навыков, но и коммуникативно-речевых.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить. что большое значение авторы современных учебников русского языка уделяют правильности речи младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов, учатся правильному употреблению в речи слов типа: «одел», «надел», «оделся» и других. Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого общения. Так выполняя упражнения учебника, дети задумываются над вопросами, какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом на примере типичных ситуаций учащимся показано, как следует пользоваться различными средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях. В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи [1, 5].
Таким образом, современные курсы русского языка для начальной школы, несмотря на некоторые различия в плане содержания и подачи языковых единиц, имеют практическую направленность, показывают значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формируют языковые, грамматические и орфографические умения и навыки, необходимые для общения.
Литература:
- Быстрова, Е. А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе/ Е. А. Быстрова // Русская словесность.- 2001.- № 8.- С.35-41.
- Бунеев, Р. Н. и др., Русский язык. 1-4 класс. Учебник / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2010
- Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. – 2015. – № 04 (апрель). – ART 15097. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. – ISSN 2304-120X.
- Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Н. А. Ипполитова/.- М.: Флинта, Наука, 1998. – 176 с.
- Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы). - М.; Просвещение, 2000.- 214с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 1-4 класс: /М. С. Соловейчик., Н. С Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2011.