Программа по профилактике противоправного поведения и употребления ПАВ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы рядом»
Автор: Косинова Ольга Владимировна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 07.09.2015
Статья просмотрена: 3444 раза
Библиографическое описание:
Косинова, О. В. Программа по профилактике противоправного поведения и употребления ПАВ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы рядом» / О. В. Косинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8721/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили... мимо прошли...
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли!
Обоснование
Детские правонарушения, безнадзорность и беспризорность, — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, сложившейся в России к концу ХХ века, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому для решения обострившихся вопросов необходимо систематизировать имеющиеся наработки, разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности воспитанника.
Цели и задачи
Цели:
профилактика и предупреждение правонарушений среди воспитанников центра;
формирование у несовершеннолетних устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, и навыков здорового образа жизни;
расширение кругозора воспитанников по вопросам правовой культуры.
Задачи:
- способствовать развитию прав. компетенции воспитанников для защиты своих прав, свобод и законных интересов;
- формировать устойчивое позитивное отношение у воспитанников к здоровому образу жизни и законопослушному поведению.
- освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду;
- формировать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
- взаимодействовать (по мере необходимости) со специалистами социальных служб, представителями служб ПДН, по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
Особенности программы
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди воспитанников центра.
Сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Ни для кого не секрет, что в сегодняшних условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие законы и принципы морали, лежащие в основе формирования личности, ее мировоззрения.
Но главной двигающей силой может стать только сам ребенок, если он является не простым «потребителем готового продукта» — в данном случае воспитательной системы — а думающим, разумным, творческим «соратником» в работе над проблемой — детской безнадзорностью, асоциальным поведением.
С целью воспитания такого ребенка была систематизирована и дополнена система работы центра, направленная на профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности воспитанников.
Возрастные особенности участников программы
Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет. Состав детской группы — переменный.
Режим организации занятий
Программные занятия рассчитаны на 1 час в неделю для группы детей.
Также предполагаются индивидуальные занятия с детьми, которые нуждаются в конкретной работе только с ними.
Индивидуальная работа будет планироваться на основе данной программы, и зависеть от потребностей конкретного ребёнка.
Прогнозируемые результаты
- Снижение количества несовершеннолетних воспитанников, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и другими формам негативного социального поведения;
- Снижение количества воспитанников, не посещающих школу по неуважительным причинам;
- Формировать у подростков нравственные качества, чувства толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- Вырабатывать устойчивые навыки безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке;
- Формирование устойчивых установок к правильному образу жизни;
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы
Отслеживание эффективности программы
Критерии:
Изменение отношения к правам и обязанностям
Появление у подростков устойчивых интересов
Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам;
Закрепление знаний воспитанников своих прав и обязанностей;
Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение.
Примерное тематическое планирование
Цикл занятий по повышению правовой грамотности воспитанников «Мое право — мой выбор — моя ответственность»
1. Что такое права человека.
2. Правонарушения и ответственность за них,уголовная ответственность несовершеннолетних.
3. Видеолекторий по теме: «Имею право знать» (просмотр и обсуждение социальных роликов)
4. Круглый стол «Нормы жизни в обществе»
Цикл занятий по профилактике тяжких социальных последствий употребления ПАВ «Горькие плоды «сладкой жизни»
1. Табак и алкоголь- дорога вне куда!
2. Наркотики- зависимость, последствия -закон!
3. Кто и почему употребляет психоактивные вещества.
4. Круглый стол «Бездна, в которой мне нет места!»
Цикл занятий по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Я и мои поступки»
1. Разрешение конфликтов без насилия.
2. Шалость. Злонамеренный поступок.
3. Опасные и безопасные ситуации.
4. Диспут «Свой путь мы выбираем сами»
5. Создание правового уголка для воспитанников «Закон о нас и мы о законе».
Примечание: оставляю за собой права менять темы местами, добавлять новые по необходимости, исходя из потребностей воспитанников.
Формы и методы
Для достижения поставленных программой целей и задач используются различные приёмы и методы: включение коллективных и индивидуальных бесед в реабилитационный процесс, анкетирование и тестирование. Размещение информации на стенд «Закон о нас и мы о законе» для зрительного восприятия тематических моментов. Данный прием позволяет также усвоить информацию подросткам, которые из-за стеснительности или по ряду других причин не могут включиться в групповую работу. Привлечение специалистов совместно скоторыми, может быть проведен цикл бесед по формированию основ здорового образа жизни. Правовое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или корректируем).
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Поэтому, нужны постоянные совместные беседы с воспитанниками, для обсуждения всех неясных вопросов и проблем, имеющихся у подростков, чтобы у ребёнка не создавалось впечатления, что та информация, которую он сообщил во время доверительной беседы один на один, была передана ещё кому-то. Помимо бесед используются следующие методы и формы работы, стимулирующие процесс правовой социализации:
Основные формы работы
- Информирование и просвещение воспитанников.
- Освоение знаний по проблеме профилактики правонарушений, интерактивных форм работы с участниками программы.
- Проведение творческих мероприятий по профилактики правонарушений и безнадзорности.
- Формирование актива среди воспитанников, по пропаганде здорового образа жизни.
Литература:
1. Ветошкин С. А. \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос.- пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// авт. е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007.
4. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация// Авт. — сост.: Е. П. Картушева, Т. В. Романенко.-М.:Изд «Глобус», 2009.
5. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях.// Сост. Г. А. Ромашкина. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.