Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды»
Автор: Куулар Ая Дамбаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2015
Статья просмотрена: 7134 раза
Библиографическое описание:
Куулар, А. Д. Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды» / А. Д. Куулар. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8718/ (дата обращения: 16.11.2024).
Что я слышу — забываю,
Что я вижу — помню,
Что я делаю — понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.
Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью — это и является нашей главной задачей.
Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности — игре, общении, продуктивной деятельности.
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно — их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.
Сценарий занятия в старшей группе
Тема: «В гостях у Королевы Воды»
Образовательная область «Познавательно-речевое»
Вид: познавательно-исследовательская деятельность.
Тип: интегрированное.
Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П)
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие (К).
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря — вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
развитие связанной речи — вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К)
расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. (П)
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности; (Р)
Развивать внимание детей; (Р)
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р)
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л)
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).
Развивающая среда:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки-модели «Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
4. Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
5. Наблюдение за водой во время прогулок
Список сокращений, используемых в конспекте:
П — познавательные УУД; К — коммуникативные УУД;
Р — регулятивные УУД; Л — личностные УУД.
Структура занятия:
I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ: |
|
1. Организационный момент |
3 мин. |
II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ: |
|
1. Сказка |
3 мин. |
2. Ритуал входа в сказку |
|
3. Постановка целей опыта |
2 мин. |
4. Опытническая деятельность |
7 мин. |
5. Физкультминутка |
2 мин. |
6. Опытническая деятельность |
5 мин. |
III ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ: |
|
1. Подведение итогов |
2 мин. |
Длительность занятия |
25 мин. |
Ход занятия:
(НА ПРОЕКТОРЕ — 1 слайд)
В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)
В: Правильно. Ведь Капитошка — это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.) (2, 3 слайд)
В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)
В: А сейчас Капитошка хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно…
(4 слайд)
Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.
У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц — кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя реки, мopя, pyчьи, oзepa.
Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.
В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Королева Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? (5 слайд) Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело — Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)
В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (6 слайд)
Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а королева, то какая, грустная — прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт № 1 (испарение воды)
В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатерью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу?
Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть?
Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете ег сами открыть?
(дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт № 2 капли на зеркале.
В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?
В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») (слайд 8)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт № 3 (с землей)
В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается, и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)
В: Ребята! Мне Капитошка намекнул, что с водой дальше происходит. Он снял, что с водой происходило (слайд 10). Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся — водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
- Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
- В облака собирается.
- Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
- Ветерок их подгоняет.
- Облака в тучку собираются.
- Тучка дождик несет.
- А как станет тяжело нести, на землю прольет.
- Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
- В реки подземные попадут и потекут не спеша.
- А как к земле пробьются, родником обернутся.
- Ручейками по земле потекут.
- А ручейки в озёра, реки впадают.
- Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.
- А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)
Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.
В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил.
Проходите за свой стол.
В: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Королеве Воды подарить (дети наклеивают)
В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду? (ответы детей)
Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
(дети говорят теплые слова королеве)
В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
В: Ребята! Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
Рефлексия:
В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды?
Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде?
У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!