Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека»
Авторы: Илларионова Яна Юрьевна, Федосова Марина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 03.05.2023
Статья просмотрена: 418 раз
Библиографическое описание:
Илларионова, Я. Ю. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека» / Я. Ю. Илларионова, М. В. Федосова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 64-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8334/ (дата обращения: 16.11.2024).
Старший возраст
Участники: дошкольники 5–6 лет.
Количество детей : 5–7.
Длительность: 25–30 мин.
Педагогический замысел: углубление знаний детей о значении воды в жизни человека.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи :
*Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
— Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.
— Учить детей включаться в совместную деятельность.
— Стимулировать желание детей выполнять коллективную работу.
— Воспитывать у детей бережное отношение к воде, как к источнику жизни человека.
— Повторить с детьми правила безопасности.
*Образовательная область Речевое развитие
— Развивать у детей объяснительную речь.
— Развивать фонематический слух (работа с неречевыми звуками).
— Пополнить пассивный словарь и активизировать активный словарь за счет новых слов.
* Образовательная область Познавательное развитие
— Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
— Продолжать формировать представления детей о воде, как об источнике жизни человека
— Совершенствовать знания детей о разных состояниях воды.
— Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.
— Уточнить с детьми значение охраны природы человеком.
*Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
— Содействовать развитию у детей творческого воображения
*Образовательная область Физическое развитие
— Закреплять правила с детьми безопасного передвижения в групповой комнате.
— Способствовать правильному формированию у детей опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Формы организации : подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением.
Материалы и оборудование : экран, презентация, глобус, запись музыкального сопровождения (звуки воды), материалы для исследовательской деятельности: снег, тарелка белого цвета, электрический чайник с водой, емкость для сбора капель.
Предварительная работа:
— фотовыставка «Вода в природных явлениях» (участие детей и родителей),
— сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей на чашку чая»,
— беседа с детьми о значении воды,
— чтение произведений: сказка «Капитошка. Путешествие воды», стихотворение Н. Николаенко «Дождик-душ», рассказ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие Капельки»;
— отгадывание загадок по теме,
— дидактические игры: «Где в природе есть вода», «Кому нужна вода», «Кто в море живёт», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Разрезные картинки» (на лексическую тему «Вода»)
— пальчиковая игра «Чистая водичка»,
— знакомство со свойствами воды (исследовательская деятельность),
— рассматривание иллюстраций о воде
Методы и приёмы :
наглядные (использование ИКТ), игровые, практические (экспериментирование), словесные (стихотворный материал).
Ход совместной деятельности с детьми:
I. Организационный момент.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками воды (звук льющейся воды из крана, журчание ручья, кипение воды, шум дождя, весенняя капель). Детям предлагается угадать, что издает такой звук и когда его можно услышать? / Ответы детей /
Слайд 4
Воспитатель : Я вам прочту стихотворение, а вы подумайте, о чем же мы сегодня будем говорить:
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить». (Н.Рыжова «Вода»)
Воспитатель : Ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изучать?/ Ответы детей/
II.Основная часть.
Воспитатель включает презентацию .
Воспитатель : П одумайте и ответьте где можно встретить воду? / Ответы детей/
В стихотворении есть для вас подсказки. (при необходимости стихотворение зачитывается еще раз)
Слайд 5
Слайд 6
Воспитатель демонстрирует глобус.
Воспитатель : Дети, что перед вами? / Ответы детей/
Воспитатель: Правильно, это глобус. Глобус — это модель нашей планеты, Земли. Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Нашу планету еще называют «голубая», потому что вода на ней занимает 2/3 ее поверхности. Голубым цветом на глобусе отмечена вода — реки, озера, моря и океаны. Обратите внимание как ее много! Дети, как вы думаете каково значение воды? Для чего она нужна? / Ответы детей /
Слайд 7
Воспитатель : действительно, вода необходима человеку постоянно, для приготовления пищи, для гигиены (мытья и купания), мытья посуды и просто для питья. Вода — источник жизни.
Для употребления в пищу пригодна только чистая вода. Не всякую воду можно использовать для еды и питья. Например, в самых крупных водоемах — океанах и морях — вода соленая.
Откуда люди берут воду? / ответы детей/
«И в водопроводном кране» — говорится в стихотворении.
Воспитатель: знаете ли вы, ребята, как вода попадает в водопровод? / ответы детей /
Слайд 8
В водопровод вода попадает из водоема (озера, реки): ее качают сильные насосы, очищают от грязи с помощью фильтров. Часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода.
Получить, очистить воду из реки или озера — это огромный труд.
А теперь закройте глаза и представьте себе на минуточку, что на земле вдруг не стало ни одной капли воды. Что тогда произойдет? / ответы детей /.
Все живое погибнет, потому что всем живым существам, обитающим на нашей общей планете: растениям, животным, насекомым, человеку — всем нужна вода. Следовательно, к воде нудно относиться как? (бережливо, экономно).
Слайд 9
А как мы с вами можем сохранить (сберечь) воду?/ Хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала, использовать по назначению, без надобности не лить /.
Я приготовила вот такой знак (Например: кран и перечеркнутая капля воды) повесим его в умывальной комнате, там, где мы используем воду, чтобы не забывать о бережном отношении к воде.
Слайд 10
II. Где еще может прятаться вода? /ответы детей/
— Ребята, как вы думаете, а что обозначено на глобусе белым цветом? / ответы детей/.
Снег и лёд — это та же вода, только в другом состоянии — твердом. Это замерзшая вода.
Проведем эксперимент: у нас есть собранный на улице снег. Оставим его на тарелке на некоторое время, а в конце занятия посмотрим, что с ним произойдет.
А пока мы ждем, что же произойдет со снегом, поиграем в игру.
Игра «Подбери словечко» (с мячом)
— Тот, кому я кину мяч, называет словечко, какая бывает вода./ Вода какая? — холодная, горячая, прозрачная, бесцветная, мутная, теплая, грязная, соленая и т. д./ Молодцы!
Слайд 11
Где еще прячется вода? Вспоминаем стихотворение «На плите у нас кипит, паром чайника шипит…»
Проведем еще один эксперимент. Нам понадобится чайник с водой. Я поставлю воду кипятиться.
Воспитатель ставит чайник греться, после кипения демонстрирует детям капли, оставшиеся на крышке внутри.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? /ответы детей/
Дети, очень важно помнить правила безопасности: в чайнике вода какая? /горячая/. Горячий чайник очень опасен! Как вы думаете, почему? / ответы детей /. Может опрокинуться и обжечь. Пользоваться горячим чайником могут только взрослые.
Вода, когда закипает, превращается в пар.
Слайд 12
В природе пар можно встретить в виде тумана. Он как тонкое водяное покрывало опускается на землю.
Дети делают вывод о том, что пар — это тоже вода. Только не жидкая.
Запомнили, где прячется вода? Сейчас мы это проверим…
Дидактическая игра «Доскажи словечко» .
Воспитатель зачитывает стихотворениеО. Димаковой:
Весна — такое время года,
Снег и лёд превращается в …. (воду)
Мороз на улице, вот-вот
Водица превратится в …(лёд)
Чайник кипит — из носика парит,
Знают дети да-да-да
Пар из носика ….(вода)
Водяное покрывало
С неба сыростью упало.
Как молочный океан
По земле плывет ….(туман)
Пришло время посмотреть, что произошло со снегом.Что произошло?/ снег растаял и превратился в воду /.Что вы видите? Что осталось в тарелке? / ответы детей /
Мы наблюдаем в воде частички грязи и пыли. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли и грязь. Поэтому, несмотря на то что снег кажется белым, в нем содержится грязь и микробы.
Воспитатель: итак, снег и лед — это та же вода, только в твердом состоянии, замерзшая вода.
Чем еще полезна вода для человека? Я покажу картинки, а вы догадайтесь, где прячется вода и как она служит человеку?
Слайд 13
По рекам, морям и океанам плавают корабли, теплоходы, лодки.
Зимой по льду можно кататься на коньках, по снегу на лыжах и санках.
В воде можно плавать, это веселое времяпровождение и занятие спортом (плавание)
Вода бывает минеральной. Такая вода оказывает лечебное действие, ее можно пить для поддержания здоровья, для лечения болезней.
VI. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу.
Давайте вспомним, что мы сегодня изучали? /ответы детей /
О чем говорилось в стихотворении?
В чем «прячется» вода? Какая бывает вода?
Почему важно беречь воду?
Чем полезна вода человеку?
ИТОГ: Вода является самым необходимым веществом и помощником для человека. Без воды невозможна жизнь всего живого на планете. Воду надо беречь и использовать экономно.