Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Илларионова, Я. Ю. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека» / Я. Ю. Илларионова, М. В. Федосова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 64-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8334/ (дата обращения: 16.11.2024).



Старший возраст

Участники: дошкольники 5–6 лет.

Количество детей : 5–7.

Длительность: 25–30 мин.

Педагогический замысел: углубление знаний детей о значении воды в жизни человека.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи :

*Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

— Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.

— Учить детей включаться в совместную деятельность.

— Стимулировать желание детей выполнять коллективную работу.

— Воспитывать у детей бережное отношение к воде, как к источнику жизни человека.

— Повторить с детьми правила безопасности.

*Образовательная область Речевое развитие

— Развивать у детей объяснительную речь.

— Развивать фонематический слух (работа с неречевыми звуками).

— Пополнить пассивный словарь и активизировать активный словарь за счет новых слов.

* Образовательная область Познавательное развитие

— Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

— Продолжать формировать представления детей о воде, как об источнике жизни человека

— Совершенствовать знания детей о разных состояниях воды.

— Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

— Уточнить с детьми значение охраны природы человеком.

*Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

— Содействовать развитию у детей творческого воображения

*Образовательная область Физическое развитие

— Закреплять правила с детьми безопасного передвижения в групповой комнате.

— Способствовать правильному формированию у детей опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Формы организации : подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением.

Материалы и оборудование : экран, презентация, глобус, запись музыкального сопровождения (звуки воды), материалы для исследовательской деятельности: снег, тарелка белого цвета, электрический чайник с водой, емкость для сбора капель.

Предварительная работа:

— фотовыставка «Вода в природных явлениях» (участие детей и родителей),

— сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей на чашку чая»,

— беседа с детьми о значении воды,

— чтение произведений: сказка «Капитошка. Путешествие воды», стихотворение Н. Николаенко «Дождик-душ», рассказ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие Капельки»;

— отгадывание загадок по теме,

— дидактические игры: «Где в природе есть вода», «Кому нужна вода», «Кто в море живёт», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Разрезные картинки» (на лексическую тему «Вода»)

— пальчиковая игра «Чистая водичка»,

— знакомство со свойствами воды (исследовательская деятельность),

— рассматривание иллюстраций о воде

Методы и приёмы :

наглядные (использование ИКТ), игровые, практические (экспериментирование), словесные (стихотворный материал).

Ход совместной деятельности с детьми:

I. Организационный момент.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками воды (звук льющейся воды из крана, журчание ручья, кипение воды, шум дождя, весенняя капель). Детям предлагается угадать, что издает такой звук и когда его можно услышать? / Ответы детей /

Слайд 4

Воспитатель : Я вам прочту стихотворение, а вы подумайте, о чем же мы сегодня будем говорить:

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить». (Н.Рыжова «Вода»)

Воспитатель : Ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изучать?/ Ответы детей/

II.Основная часть.

Воспитатель включает презентацию .

Воспитатель : П одумайте и ответьте где можно встретить воду? / Ответы детей/

В стихотворении есть для вас подсказки. (при необходимости стихотворение зачитывается еще раз)

Слайд 5

https://cloud.prezentacii.org/15/06/42671/images/screen3.jpg

Слайд 6

Воспитатель демонстрирует глобус.

https://www.geodus.com/famille/tresgrand/472615SETNEU-1.jpg

Воспитатель : Дети, что перед вами? / Ответы детей/

Воспитатель: Правильно, это глобус. Глобус — это модель нашей планеты, Земли. Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Нашу планету еще называют «голубая», потому что вода на ней занимает 2/3 ее поверхности. Голубым цветом на глобусе отмечена вода — реки, озера, моря и океаны. Обратите внимание как ее много! Дети, как вы думаете каково значение воды? Для чего она нужна? / Ответы детей /

Слайд 7

https://fs01.infourok.ru/images/doc/3/3781/img4.jpg

Воспитатель : действительно, вода необходима человеку постоянно, для приготовления пищи, для гигиены (мытья и купания), мытья посуды и просто для питья. Вода — источник жизни.

Для употребления в пищу пригодна только чистая вода. Не всякую воду можно использовать для еды и питья. Например, в самых крупных водоемах — океанах и морях — вода соленая.

Откуда люди берут воду? / ответы детей/

«И в водопроводном кране» — говорится в стихотворении.

Воспитатель: знаете ли вы, ребята, как вода попадает в водопровод? / ответы детей /

Слайд 8

https://www.toybytoy.com/file/0030/2695.jpg

В водопровод вода попадает из водоема (озера, реки): ее качают сильные насосы, очищают от грязи с помощью фильтров. Часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода.

Получить, очистить воду из реки или озера — это огромный труд.

А теперь закройте глаза и представьте себе на минуточку, что на земле вдруг не стало ни одной капли воды. Что тогда произойдет? / ответы детей /.

Все живое погибнет, потому что всем живым существам, обитающим на нашей общей планете: растениям, животным, насекомым, человеку — всем нужна вода. Следовательно, к воде нудно относиться как? (бережливо, экономно).

Слайд 9

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/040f/0016faf6-c1a938b8/img12.jpg

А как мы с вами можем сохранить (сберечь) воду?/ Хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала, использовать по назначению, без надобности не лить /.

Я приготовила вот такой знак (Например: кран и перечеркнутая капля воды) повесим его в умывальной комнате, там, где мы используем воду, чтобы не забывать о бережном отношении к воде.

Слайд 10

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dcc/0016f12b-bad7d078/hello_html_47309997.jpg

II. Где еще может прятаться вода? /ответы детей/

— Ребята, как вы думаете, а что обозначено на глобусе белым цветом? / ответы детей/.

Снег и лёд — это та же вода, только в другом состоянии — твердом. Это замерзшая вода.

Проведем эксперимент: у нас есть собранный на улице снег. Оставим его на тарелке на некоторое время, а в конце занятия посмотрим, что с ним произойдет.

А пока мы ждем, что же произойдет со снегом, поиграем в игру.

Игра «Подбери словечко» (с мячом)

Тот, кому я кину мяч, называет словечко, какая бывает вода./ Вода какая? — холодная, горячая, прозрачная, бесцветная, мутная, теплая, грязная, соленая и т. д./ Молодцы!

Слайд 11

Где еще прячется вода? Вспоминаем стихотворение «На плите у нас кипит, паром чайника шипит…»

Проведем еще один эксперимент. Нам понадобится чайник с водой. Я поставлю воду кипятиться.

Воспитатель ставит чайник греться, после кипения демонстрирует детям капли, оставшиеся на крышке внутри.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? /ответы детей/

Дети, очень важно помнить правила безопасности: в чайнике вода какая? /горячая/. Горячий чайник очень опасен! Как вы думаете, почему? / ответы детей /. Может опрокинуться и обжечь. Пользоваться горячим чайником могут только взрослые.

Вода, когда закипает, превращается в пар.

Слайд 12

В природе пар можно встретить в виде тумана. Он как тонкое водяное покрывало опускается на землю.

Дети делают вывод о том, что пар — это тоже вода. Только не жидкая.

Запомнили, где прячется вода? Сейчас мы это проверим…

Дидактическая игра «Доскажи словечко» .

Воспитатель зачитывает стихотворениеО. Димаковой:

Весна — такое время года,

Снег и лёд превращается в …. (воду)

Мороз на улице, вот-вот

Водица превратится в …(лёд)

Чайник кипит — из носика парит,

Знают дети да-да-да

Пар из носика ….(вода)

Водяное покрывало

С неба сыростью упало.

Как молочный океан

По земле плывет ….(туман)

Пришло время посмотреть, что произошло со снегом.Что произошло?/ снег растаял и превратился в воду /.Что вы видите? Что осталось в тарелке? / ответы детей /

Мы наблюдаем в воде частички грязи и пыли. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли и грязь. Поэтому, несмотря на то что снег кажется белым, в нем содержится грязь и микробы.

Воспитатель: итак, снег и лед — это та же вода, только в твердом состоянии, замерзшая вода.

Чем еще полезна вода для человека? Я покажу картинки, а вы догадайтесь, где прячется вода и как она служит человеку?

Слайд 13

По рекам, морям и океанам плавают корабли, теплоходы, лодки.

Зимой по льду можно кататься на коньках, по снегу на лыжах и санках.

В воде можно плавать, это веселое времяпровождение и занятие спортом (плавание)

Вода бывает минеральной. Такая вода оказывает лечебное действие, ее можно пить для поддержания здоровья, для лечения болезней.

VI. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу.

Давайте вспомним, что мы сегодня изучали? /ответы детей /

О чем говорилось в стихотворении?

В чем «прячется» вода? Какая бывает вода?

Почему важно беречь воду?

Чем полезна вода человеку?

ИТОГ: Вода является самым необходимым веществом и помощником для человека. Без воды невозможна жизнь всего живого на планете. Воду надо беречь и использовать экономно.

Похожие статьи

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия на тему «Мир комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Конспект музыкальной НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста «Бал для кукол»

Конспект открытой образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра с песком по познавательному развитию на тему «Приметы весны»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) по ознакомлению с окружающим миром на тему «Ароматы летних дней»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по музеям страны»

Похожие статьи

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия на тему «Мир комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Конспект музыкальной НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста «Бал для кукол»

Конспект открытой образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра с песком по познавательному развитию на тему «Приметы весны»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) по ознакомлению с окружающим миром на тему «Ароматы летних дней»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по музеям страны»

Задать вопрос