Проект «Путешествие капелек в природе» для детей 5-6 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Путешествие капелек в природе» для детей 5-6 лет / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова, Е. Ю. Никитина, Е. А. Маруненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9324/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



Возрастная группа: дети 5–6 лет

Вид: познавательно-исследовательский

Продолжительность и сроки реализации: долгосрочный 2023 -2024г

Исполнители: дети, родители, воспитатели.

Основная идея и актуальность:

Дети нашей группы очень любят дождик. Они долгое время наблюдали за падающим каплями, ловили их ладошками, смотрели, как капельки падают в лужицы и по ним разбегаются круги, как стекают капли с зонтика. Дети прыгали по лужицам и радовались разлетающимся брызгам. Еще длинными осенними вечерами они могли долго прислушиваться к тому, как стучат капли дождя по крыше веранды и подоконнику группы. И тогда дети стали задавать вопросы: «А как вода попадает на небо?», «Откуда берется дождь?», «Дома вода течет из крана, а на небе ведь крана нет, как так получается, что капельки падают на землю?», «Куда девается вода когда высыхает?»

И тогда мы решили помочь детям разобраться в этих вопросах. На занятиях дети узнали, что капельки воды постоянно путешествуют между небом и землей и что это путешествие называется — круговоротом воды в природе. Дети рассмотрели глобус — модель нашей земли и увидели, что большая часть закрашена в синий цвет, это моря, океаны, озера и реки, всех их называют водоемами. Именно там находится вода. Вода нагревается солнышком и начинает испарятся. Капельки в виде пара поднимаются на небо, в атмосферу, образуя облака, потом он охлаждается и вновь превращается в крошечные водяные капельки или кристаллики льда, которые выпадают на землю дождем или снегом. Так дети познакомились еще с одним важным понятием «агрегатные состояния воды». Дети узнали, что вода бывает не только в жидком, но и твердом состоянии в виде льда и в газообразном в виде пара, который поднимается в атмосферу и собирается там в облака.

Детей очень увлеклись этой темой, но до конца осознать такие глобальные перемещения им было сложно и тогда мы решили провести опыт. Мы взяли банку, до половины наполнили ее водой и предложили детям представить, что это озеро, на стенки банки налепили из пластилина рыбок, лодки, травку, чтобы было красиво. Банку плотно закрыли крышкой и поставили около окна, на солнышко. Солнышко стало нагревать банку, и вода начала испарятся и в виде конденсата стала собираться на крышке, как в атмосфере, в облаках. Как только на крышке собралось достаточное количество конденсата, и он охладился, то стал стекать по стенкам банки вниз, в наше воображаемое озеро. Радости детей не было предела: «В банке пошел настоящий дождик!»

Ребята познакомились еще и со свойствами воды, в процессе проведенных экспериментов, они убедились, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, не имеет формы и приобретает форму емкости, в которую налита.

Потом дети захотели сделать игру «Как наша капелька путешествовала». Взяли лист ватмана, нарисовали землю с озером и речкой, и небо, наклеили облака и тучи из ваты, солнышко с лучиками, вырезали капельки из синего картона и стрелочки из красного, чтобы показывать, как капельки путешествуют в природе.

Цель: познакомить детей старшей группы с круговоротом воды в природе, с агрегатными состояниями воды, со свойствами воды, с глобусом, как моделью земли, понятиями суши, водоемов, атмосферы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  2. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
  3. Учить детей устанавливать связи между разными явлениями природы.
  4. Формировать у детей правильную связную речь и способствовать расширению их активного словарного запаса.

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение поддерживать беседу, задавать вопросы,
  2. Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
  3. Развивать у детей познавательный интерес во время наблюдений и экспериментирования.
  4. Развивать внимание и воображение

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
  3. Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к водным ресурсам

Ресурсное обеспечение:

Учебно-методический набор «Юные экологи Москвы», магнитофон, диски с записями «Звуки природы», наборы открыток с изображениями погодных явлений, энциклопедии, наборы иллюстраций, мозаики, разрезные картинки, зонтики, пластиковые прозрачные стаканчики, соль, сахар, листы бумаги, вата, бумажные салфетки, банка с крышкой, вода, пластилин разных цветов, стеки, доска для лепки, ватман, краски «гуашь», кисти синтетика плоские № 14, круглые № 5, клей — карандаш, клей ПВА, ножницы, цветной картон, вата, синтепон, атласные ленты, пластмассовые кольца для основы,

Ожидаемые результаты:

Дети познакомятся с глобусом — моделью земли, узнают, что такое водоем, атмосфера, как происходит круговорот в природе. Они узнают о агрегатных состояниях воды, свойствах воды, научатся самостоятельно проводить опыты, делать выводы из своих наблюдений. Самостоятельно сделают макет круговорота воды в стеклянной банке. Ребята сами сделают настольную игру, где наглядно, двигая капли и стрелки можно показать, как путешествуют капельки в природе.

Методы и средства реализации

Образовательные области

Совместная деятельность детей и воспитателей

Совместная деятельность детей и родителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми «Какое значение имеет вода для всего живого»

Беседа с детьми: «Когда идет дождик чаще всего почему летом лужи высыхают быстрее, чем осенью»,

Беседа с детьми: «Для кого так важен дождик?»

Беседа с детьми: «Что было бы, если бы не было дождей»

Беседа с детьми «Куда девается вода, после дождика?»

Беседа с детьми: «Почему растения и животные так рады дождю»

Беседа с детьми: «Как дождик помогает вырастить урожай»

Прослушивание с детьми аудиозаписей «Звуки природы»

Игра «Солнышко и дождик…»

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?)

Экскурсия детей с родителями в мини — музей народного быта «Горенка». Тема: «Народные приметы, заклички, приметы, народные игры. Дождь в жизни наших предков».

Наблюдения детей с родителями за дождиком в выходные дни

Рассматривание в книжном уголке Репродукций картин художников на тему дождя.

Рассматривание открыток и иллюстраций с разными природными и погодными явлениями.

Совместные сюжетно-ролевые игры «Прогулка в парке по дождем» «Собери куклу Машу на осеннюю прогулку». «Полей огород»

Познавательное развитие

НОД

«Знакомство детей с глобусом — моделью земли».

НОД

«Знакомство детей с понятиями суша и водоем»

НОД

«Знакомство детей с понятием «атмосфера»

НОД

«Знакомство с круговоротом воды в природе при помощи плакатов из учебно — методического набора «Юные экологи Москвы»

НОД

«Агрегатные состояния воды — что это такое и почему вода переходит из одной формы в другую?»

«Сенсорное развитие в процессе выкладывания дождика из мозаики, Складывания разрезных картинок по теме»

Посещение зимнего сада в дошкольном учреждении, наблюдение за тем, как происходит полив растений. Наблюдение за работой гидропоники.

Экскурсии по экологической тропе в дошкольном отделении, рассматривание разных видов растений и их реакцией на прошедший дождик. Наблюдения за тем, как испаряется вода из луж и с листьев растений

Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ,

«Аптекарский огород». Наблюдения за работай туманогенератора в оранжерее.

Знакомство с флорариумами и паллюдариумами и круговоротом воды в них.

Посещение главного ботанического сада РАН им. Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи и наблюдение за работой системы орошения.

Виртуальная экскурсия в «Музей Вселенная воды в Санкт — Петербурге.

Предложить родителям провести с детьми опыты по изменению агрегатный состояний воды: заморозить воду, разморозить, вскипятить и посмотреть, как идет пар из кипящей воды

Дидактические игры «Явления природы»

«Природа и человек»

«Рамочка. Рассматривание явлений природы через рамку»

«Где погодные явления, а где природные»

Полив растений в зимнем саду

Речевое развитие

НОД

«Беседы с детьми о значении воды»

НОД

Чтение детям сказки

З. Гусаровой «Путешествие капельки»

НОД

«Ознакомление детей с стихотворениями Н. Николаенко «Дождик — душ», Т. Бельсене «Путешествие капельки»,

Н. А Рыжовой «Как люди речку обидели»

С. Л. Путилина

«Капитошка. Сказка о путешествии капельки воды»

Домашнее чтение стихотворений русских поэтов о дожде и других погодных явлениях, Заучивание наизусть понравившегося стихотворения.

В группе рассказать детям заученное стихотворение.

Придумать дома с родителями сказку про облака, дождик, речку, ручеек, капельку и других персонажей по и рассказать ее другим детям в группе.

Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Капля», «Беги ручеек». Пересказ содержания в группе

Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Дождик и другие погодные явления». Пересказ понравившихся рассказов и сказок

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование: «Такой разный дождик»,

«Откуда берется дождик», фон для игры «Как наша капелька путешествовала»

Лепка: Пластилиновая картина «Дождь», композиция из пластилина: «Пластилиновый аквариум».

Лепка из глины: «Фигурки для паллюдариума в нашем зимнем саду».

Аппликация: «Облака и тучи для игры «Как наша капелька путешествовала», «Фонтан», «Аквариум», «Тучи и молнии».

НОД

Конструирование

«Лодочки для игр с водой», «Фонтан из бумаги».

Из строительного материала: «Бассейн», «Композиции для фонтана».

Прикладное творчество: «Изготовление капелек и солнышек из лент и облаков из синтепона для украшения группы»

Домашнее задание: нарисовать дома как дети гуляют в парке под дождем»

«Нам гроза не страшна!»

Посещение родителями с детьми Третьяковской галереи, рассматривание картин А. Куинджи «После дождя», Ф. Васильева «Перед дождем», «Мокрый луг», «После грозы»,

И. Левитан «После дождя. Плес», А. Саврасов «Проселок», С. В. Сухово-Кобылина «Перед грозой»

Рисование, лепка,

аппликация в свободное время.

В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по темам: «Дождь, облака, водоемы»

Рассматривание наборов открыток: «Погодные явления»

Рисование детьми в свободное время дождя, водоемов, облаков

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке: «Солнышко и дождик», «Море волнуется раз.»... Эстафеты: «Донеси и не разлей», русская народные игры «Ручеек», «Заря — заряница», «Водяной»

Подвижные игры с родителями «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «вода, Народные игры с водой и о воде»)

Подвижные игры в свободное время по выбору детей

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

Подготовительный

Сентябрь-ноябрь

Изучение с детьми энциклопедий: «Вода, вода. Круговорот воды в природе» Миранда Пол «Почему из крана вода течет» И. Томас, П. Морган.

Беседы с детьми о воде, как источнике жизни. Рассматривание глобуса, морей океанов и рек на нем. Рассказ детям о том, что это огромные запасы воды необходимые для сосуществования всего живого на земле.

Наблюдения с детьми за тем, как собираются тучи и начинается дождик. Наблюдения за тем, как испаряется вода после дождя. Наблюдения за тем, как растения выглядят после дождя и как когда дождя долго нет

Познакомить детей с водой, как основой жизни на земле. Объяснить такие понятия, как суша, водоем, атмосфера.

Исследовать свойства воды, изучить агрегатные состояния воды

Воспитатели, дети, родители

Основной

Декабрь-март

Проведение с детьми экспериментов: «Тонет, или не тонет и почему?»

«Прозрачная и не прозрачная и как очистить воду? Изготовление простейшего фильтра из бумаги и ваты.

Рассматривание воды в прозрачном стакане, на свет, закрепление знаний о ее прозрачности.

«Есть ли у воды вкус, цвет и запах»

«Что растворяется в воде?»

Вместе с детьми растворить в ней соль и сахар, тем самым показав детям, что вода является растворителем.

Наблюдение за тем, как испаряется вода из лужи, с листа растения.

Проведение опыта:

«Круговорот воды в стеклянной банке» В банку налили до половины воды и это стало имитацией озера, а чтобы было красиво банку украсили фигурками из пластилина рыбками, лодочками и растениями. Банку закрыли крышкой и поставили на солнечный подоконник. Вода, нагреваемая солнцем, стала испарятся и оседать каплями на крышке банки, как в атмосфере, в облаках. Как только на крышке собралось достаточное количество конденсата, и он охладился то стал стекать по стенкам банки вниз, в наше воображаемое озеро, как настоящий дождик.

После дети решили сделать игру «Как наша капелька путешествовала» Взяли лист ватмана, нарисовали фон, небо, землю, озеро и речку. Из ваты сделали облака и тучи. Из цветного картона вырезали капельки и стрелочки, чтобы показывать направление движения капелек. Из желтого картона вырезали солнышко с лучиками и получилась интересная игра

Опытным путем исследовать свойства воды, изучить агрегатные состояния воды.

Провести опыт показывающий, как происходит круговорот воды. Сделать игру позволяющую объяснить, как путешествуют капельки.

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, дети

Заключительный

Апрель-май

Рассказать и показать детям других групп, как происходит круговорот воды в природе. Поиграть с детьми других групп в игру «Как наша капелька путешествовала»

Украсить группу самодельными солнышками, облаками, каплями, выполненными в процессе реализации проекта.

Познакомить детей других групп с проведенной работой

Дети

воспитатели

Итоговые мероприятия

Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в ГБОУ Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия

Дети познакомились с глобусом — моделью земли, узнали, что такое водоем, атмосфера, как происходит круговорот в природе. Они узнали о агрегатных состояниях воды, свойствах воды, научились самостоятельно проводить опыты, делать выводы из своих наблюдений. Самостоятельно сделали макет круговорота воды в стеклянной банке. Ребята сами сделали настольную игру, где наглядно, двигая капли и стрелки можно показать, как путешествуют капельки в природе.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Миранда Пол «Вода, вода. Книга о круговороте воды» М., «Карьера Пресс» 2020.
  3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5–6лет» Воронеж «ИП. Лакоценина» 2009.
  4. Рыжова Н. А. «Исследования природы в детском саду» М., «Русское слово» 2022.
  5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» М., «сфера» 2020.
  6. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах» М., «Сфера» 2019.
Задать вопрос