Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Артюгина О. Н. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 84-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/804/ (дата обращения: 18.08.2018).

Детская музыкальная школа сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоения нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновления форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нём определены человеческие эмоции. А. В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила, рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов »[1, с.12]. Музыка эмоциональна по своей сущности, она волнует, вызывает у учащихся определённые настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передаёт свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

Современная музыкальная педагогика – область сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно – ремесленным обучением, овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребёнка, с процессом становления и совершенствования ребёнка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Основной принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития ДМШ – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.

Педагогический процесс в детской музыкальной школе, отличаясь тонкостями, нюансами, тем не менее должен представлять определённую систему, направленную на формирование личности учащихся.

Задаваясь вопросом : как учить тех детей, у которых отсутствует яркие музыкальные способности, лишить их музыки, воспитывать традиционным методом дрессировки, натаскивания, мы пришли к выводу, что главной задачей музыкального обучения и воспитания в детской музыкальной школе должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.

Выдающийся музыкант – педагог Г.Г. Нейгауз отмечал: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твёрдые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощённой методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании»[2, c.75].

Рассматривая детскую музыкальную школу как основную учебно-воспитательную ступень в музыкальном образовании, уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:

- глубокое уважение к ребёнку;

- стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями;

- подчёркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;

- стремление связать школу с жизнью;

- создание глубокой общности между педагогами одной специальности или по меньшей мере между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд – другими словами, сознание того, что педагог работает неизолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того, чтобы будущее поколение могло наиболее полно раскрывать и использовать свои лучшие способности и возможности на благо всего человечества.


Литература:

  1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов на Дону, 2002. С – 288.

  2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -Москва, 1982.С-299.

  3. Ражников В.Диалоги о музыкальной педагогике.– Москва, 2004. С – 144.



Основные термины (генерируются автоматически): детская музыкальная школа, современная музыкальная педагогика, общее музыкальное образование, музыкальное обучение.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального...

Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо учреждений общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи), осуществляется в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ).

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

музыкальное образование, музыка, музыкальная деятельность, музыкальное искусство

нотный архив, музыка, учащийся, Федеральный портал, музыкальное образование

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной...

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

Музыка как средство педагогического воздействия

детская музыкальная школа, современная музыкальная педагогика, общее музыкальное образование, музыкальное обучение.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе. музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Новые возможности для музыкально-творческого развития подростка открываются в современной детской музыкальной школе (ДМШ) и детской школе искусств (ДШИ).

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Новые возможности для музыкально-творческого развития подростка открываются в современной детской музыкальной школе (ДМШ) и детской школе искусств (ДШИ). Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Современные требования в области подготовки специалистов...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

ЭКСМО. Москва.Стр.345–380. 18. Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального...

Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо учреждений общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи), осуществляется в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ).

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

музыкальное образование, музыка, музыкальная деятельность, музыкальное искусство

нотный архив, музыка, учащийся, Федеральный портал, музыкальное образование

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной...

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

Музыка как средство педагогического воздействия

детская музыкальная школа, современная музыкальная педагогика, общее музыкальное образование, музыкальное обучение.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе. музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Новые возможности для музыкально-творческого развития подростка открываются в современной детской музыкальной школе (ДМШ) и детской школе искусств (ДШИ).

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Новые возможности для музыкально-творческого развития подростка открываются в современной детской музыкальной школе (ДМШ) и детской школе искусств (ДШИ). Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Современные требования в области подготовки специалистов...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

ЭКСМО. Москва.Стр.345–380. 18. Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru.

Задать вопрос