Библиографическое описание:

Саракаева А. Х. Процесс формирования личности в чеченской народной педагогике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 37-39.

Северокавказская цивилизация или культурно-исторический тип, оказавшись на перекрестке различных цивилизаций, отличается своей исторической, политической, культурной спецификой. В рамках этого типа существенное значение имеют этические, религиозные ценности, моральные поступки, характеризующие достойную личность. Все это также определяет актуальность вопросов нравственного воспитания народа, особенно молодежи, повышения идейно-нравственного уровня в процессе развития этнической культуры.

Общая ситуация духовно-нравственного состояния современного общества выражена в мыслях известного отечественного исследователя А.А. Гусейнова: «Стремление людей к успеху и благополучию опасным образом оторвало их от нравственных обязанностей по отношению друг к другу. Человек находится в ситуации противоестественного выбора между добродетелью и счастьем».1

Проблема формирования личности – одна из центральных задач в отечественной философской науке. Поступательные преобразования человеческих отношений не представляются возможными без опоры на универсальные гуманистические ценности, без которых невозможно формирование духовности, нравственности, развитие определенного уровня национального самосознания, формирование социально-ответственного, творчески активного человека-созидателя с высокой культурой поведения. Это и определяет особую актуальность вопросов духовного и нравственного воспитания народа, особенно молодежи, повышения ее идейного уровня и формирование религиозно-этической культуры.

Духовное родство между поколениями не должны прерываться. Это родство должно тянуться от поколения к поколению, ибо через преемственность поколений и сохраняются исторические нити памяти народа. И в этом залог сохранения всего духовного богатства народа. «Утрата исторических и культурных корней, по мнению профессора А.Д.Солдатенкова, – приводит к таким деформациям в развитии личности как бездуховность и безнравственность. Национальные нигилисты становятся циниками и антипатриотами».2

Именно в чеченской народной педагогике строго установлены взаимосвязь и взаимодействие следующих социальных макроструктур, выведенных известным ученым Г.Н. Волковым, который считал, что без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Неоспоримым остается тот факт, что человека легче воспитать на тех примерах, которые ближе и понятнее ему в этнопсихологическом плане (как сохранение и развитие в себе лучших черт народа).

Ян Чеснов отмечает: «В чеченской среде термин социального неравенства оказался насыщенным нравственным содержанием и получил противоположный вектор: не подавлять слабого, а воздержаться от этого, и даже защищать его».3

Наличие компонента «оьздангалла» в человека считается у вайнахов наиболее существенным. Это нечто внутренне, скрытое от посторонних взглядов, но поддерживающее и понятие «г1иллак». К примеру «оьзда-стаг» (благородный мужчина) встает при появлении не только старшего, но и младшего.

Удачное определение понятию «оьздангалла» приводит С.-М. Хасиев: «Если у личности слабый «оьздангалла», то «г1иллак» проявляется до тех пор, пока человек не окажется перед выбором между Мне и Тебе. При выборе первого «г1иллак», каким бы пышным он не представлялся самой личности и окружающим, разваливается, как карточный домик, но если у человека крепка внутренняя культура, то он краснеет, допустив какую-нибудь оплошность, даже наедине с самим собой».4

В пословицах кратко, в образной форме излагается часто основы этикета: «Хороший сын – крепость, плохой сын – горе». «Доброе слово гору сдвинуло». «Коня познаешь в дороге, молодца – вне дома» и др.

Таким образом, устойчивые общепризнанные правила являются инструментом познавания нравственных заповедей, служат средством стабилизации утвердившихся в данном этносоциуме отношений и осуществляют воспроизводство отношений в жизни новых поколений при новой социокультурной ситуации.

Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции вайнахов, как гостеприимство – образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хъошалло» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.

Про кавказское гостеприимство ходят легенды. Чеченское гостеприимство – это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения. «В дом, в который не приходит гость, – говорят чеченцы, – не войдет и благодать».5

Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека».6 Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.

С детства у детей развивается не только чувство гуманности, но способность к избирательному восприятию таких положительных качеств как: вежливость, трудолюбие, аккуратность, хорошие манеры поведения и т.д. и т.п.

Примечательно, что продолжает увеличиваться количество современных чеченских семей, где уделяют серьезное внимание интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей. Родители стараются прививать своим детям любовь к наукам, художественной литературе, музыке, изобразительному искусству, танцам.

Во многих чеченских семьях музыка и национальные танцы остаются и по сей день, прекрасными средствами не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Среди традиции вайнахов большое место занимает традиция патриотизма, беззаветной любви к родине. В самом деле, ведь любовь к месту, где родился, начал свой жизненный путь, рос, мужал, с которым связаны светлые воспоминания – это самое дорогое чувство, свято хранимое человеком на протяжении всей его жизни.

Даже лирические песни девушек пронизаны любовь к Родине: «Мертвым быть или совсем не родиться лучше, чем жить и в неволе томиться...»7

Выраженное в молитвенной форме, сакральное отношение к Родине формировалось у мальчиков с детства – соответственно есть и песни-молитвы:

Боже, не дай нам с родной землей расстаться.

Боже, дай счастье тому, кто намерен сражаться.

А не тому, кто чуть что, убегает в кусты.8

Человеческое благородство, национальное достоинство, по представлениям чеченцев, немыслимо без отваги и мужества, без готовности отдать свою жизнь за свободу родной Земли. Воинственность чеченских мужчин в необходимой ситуации, всегда была позитивной характеристикой.

Чеченский народ за свою долгую историю видел и пережил многое: радость побед и горечь поражений, массовые переселения в неведомые страны и края, жесткий террор, страшный геноцид, коварное, насильственное лишение земли отцов и ее новое обретение, социальный гнет и духовное порабощение. Но, тем не менее, они выжили, сохранились. И будем надеяться, будут и дальше жить. И это благодаря такому фактору, как национальная культура, национальные традиции, обычаи.

В своих традициях народ обрел могучее средство самовоспитания, то есть формирование духовного облика целых поколений. В конечном итоге это привело к становлению стойкого, цельного, духовно-богатого национального характера, определяющими качествами которого являются любовь к Родине, человеческое достоинство, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, забота и воспитание подрастающего поколения, высший долг перед семьей и обществом.

Фольклор – это средоточие и хранилище многих прогрессивных народных традиций, народной мудрости. В нем отражен нравственный, эстетический, трудовой и другой быт народа.

В фольклоре реализуется этнокультурное самосознание народа, вырабатываются символы и мифологемы, в которых оно кодируется и ретранслируется. Фольклорные формы культуры обладают повышенной воспроизводимостью, они располагают специфическими каналами оборотного воздействия на народное сознание, пробуждая определенные установки, мотивации, ожидания и соответствующие им формы и способы деятельности.

Академик Пельше говорил: «Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых и религиозных условий, в каких веками жил данный народ – они определили и содержание, форму песен, сказаний, танцев, костюмов».9 Вместе с тем устное народное творчество было средством огромного воспитательного воздействия не только на подрастающее поколение, но и на народные массы в целом, ибо заложенные в нем трудовые и нравственные идеи неисчерпаемы.

Прогрессивные писатели и педагоги второй половины прошлого века В.Г.Белинский, Н.А.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, В.Я.Стоянин и другие неоднократно указывали на необходимость использования произведений устного народного творчества, содержащих мудрые мысли наших предков, помогающих в правильной жизненной ориентации человека. Это позволяет оценивать народную поэзию как активное, продуктивное средство воспитания подрастающего поколения, раскрывающее высокие идеалы того или иного народа, возбуждая в ней чувства национальной гордости, трудолюбия и другие чувства.

В наши дни особенно сказывается влияние народных традиций на дальнейшее развитие общественной практики. Труд, творчество, ремесло, воспитание и обучение - практически все питало фольклор и черпало из него знания и опыт. И теснее других с народной традицией связано учение и воспитание: без них невозможно и бессмысленно представить остальные социальные функции фольклора.

Таким образом, прогрессивные идеи и традиции, отраженные в разных жанрах фольклора, являются эффективным средством в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.


Литература:
  1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995.

  2. Солдатенков А.Д. Патриотизм - основа духовно-нравственного воспитания. – М.: МГОПУ, 1998.

  3. Ян Чеснов. Указ. соч. № 5, 1994.

  4. Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. – Грозный, 1994.

  5. Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. – Грозный, 1992.

  6. Сухомлинский В.А. Видение гражданина. – М., 1971.

  7. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. – Грозный, 1969.

  8. Пельше. Олимпиада искусств / Советское искусство, 8.08.1932.

1 [Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. - С. 20-21.]

2 [Солдатенков А.Д. Патриотизм - основа духовно-нравственного воспитания. – М.: МГОПУ, 1998. С. 4.]

3 [Ян Чеснов. Указ. соч. № 5, 1994.]

4 [Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. – Грозный, 1994.]

5 [Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. – Грозный, 1992. С. 104.]

6 [Сухомлинский В.А. Видение гражданина. – М., 1971. С. 23.]

7 [Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. – Грозный, 1969. С. 244.]

8 [Там же. С. 221.]

9 [Пельше. Олимпиада искусств / Советское искусство, 8.08.1932.]

Основные термины (генерируются автоматически): нравственного воспитания народа, чеченской народной педагогике, Похожая статья, формирования личности, духовного богатства народа, Процесс формирования личности, личности слабый «оьздангалла», вопросов нравственного воспитания, традиции вайнахов, Проблема формирования личности, лучших черт народа, нити памяти народа, актуальность вопросов, народных традиций, этнокультурное самосознание народа, чеченской семье гостеприимство, выражение души народа, народной педагогике абхазов, фактором воспитания культуры, «В чеченской среде.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос