Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методологические основы педагогической эргономики

1. Общая педагогика
1241
Поделиться
Библиографическое описание
Окулова, Л. П. Методологические основы педагогической эргономики / Л. П. Окулова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/440/.

В настоящее время можно говорить о существовании в отечественной науке нескольких исследовательских направлений, занимающихся эргономикой, результаты которых можно использовать в сфере образования.

Методология инженерно-психологического проектирования рабочих мест исследовалась Зараковским, Зинченко, Ломовым, Пановым, Щедровицким. Применение информационных технологий в образовании анализировали Т.П.Воронина, В.П.Демкин, В.И.Овсянников, В.В.Солдаткин, А.Н.Романов, А.Н.Тихонов. Исследованиями в области психологии образования занимались В.Н.Андреев, Г.Б.Скок, Э.Г.Скибицкий, А.Е.Сережкина. Новым направлением для России является эргономика образования. Вклад в эту сферу внесли А.А.Гречихин, Г.А.Краснова, В.М.Мунипов. Эргономический подход к изучению функциональных состояний человека был предложен А.Б.Леоновой, В.И.Медведевым, Л.Д.Чайновой. О теории учебной книги для высшей школы написаны труды А.А.Беловицкой, С.Г.Антоновой, И.Г.Моргенштерном, И.Е.Баренбаумом, М.П.Ельниковой. Влияние предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов на работоспособность, функциональные состояния, удовлетворенность трудом работников проанализированы в работах Н.М.Беляевой, М. Дерибере, В. Зефельд, А.Мещеркин, Г.Х.Шахбозян, Ф.М.Шлейфман. Требования и принципы рациональной организации рабочих мест с учетом антропометрических психологических данных человека детально изучены В.В.Зефельд, В.М.Муниповым, О.Н.Чернышевой, Л.Шишловой. Исследуется рассматривается проблема функционального комфорта Л.Д.Чайновой, В.П.Зинченко, В.М.Муниповым. В.Г.Зазыкин представил теоретическое описание единого замысла на создание оптимальной предметно-пространственной среды учреждений по системе психолого-педагогических, эргономических и дизайнерских критериев, подход к организации ППС исходя из ее функций, на основе анализа особенностей деятельности.

В ряде зарубежных исследований установлена зависимость между производительностью трудовой деятельности и ее материальными условиями (Evans David R., Pellizari Joseph R., Culbert Brenda J., Metzen Michelle Т.), отмечалась необходимость внимания руководителя к рациональной организации рабочей среды в целях оптимизации труда персонала (Форд Г., 1991).

Существенное действие на методологические взгляды педагогической эргономики оказали идеи:

- профессионализма деятельности и личности (Кузьмина Н.В., 1990 Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2000);

- педагогических условий и факторов развития профессионализма (3азыкин В.Г., 2000; Кузьмина Н.В., 1989);

- высокопродуктивной деятельности (Богданов Е.Н., Зазыкнн В.Г., 2003 и др.);

- концепция функциональных состояний и функционального комфорта (Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Деревянко Е.А., Хухлаев В.К. и др., 1990; Чайнова Л.Д., Каширина Л.В., 1980; Чайнова Л.Д., 1974; 1983; 1985);Ч айнова Л.Д., Комарова И.А. Афанасьев А.С., Сосновская СТ., 1972; Данилова Н.П., 1992);

- акмеологическая эргодизайнерская концепция психолого-педагогически адаптированной и эстетически значимой предметно-пространственной среды организаций и учреждений (Зазыкин В.Г., 1997);

- синергетический подход в системе образования (И.Пригожин, В.И.Аршинов, В.Г.Буданов, А.И. Бочкарев, В.Г. Виненко, Е.И.Князев, С.П.Курдюмов, В.М. Нестеренко, И.Пригожин, С.С.Шевелева, A.G.Maslow);

- концепция экологизации педагогической технологии (А.Г.Бусыгин, Л.В.Моисеева, Е.В.Орлов, Н.А.Лызь, А.Ф.Аменд, Н.М. Александрова, О.А. Овсянникова).

С целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. А. Крылова, Г. М. Зараковського , К. Маррела, В. Синглтон и др., сделан вывод, что эргономика относится к той же группе наук, что и инженерная психология и психология труда. Она в значительной степени использует схожие с ними методы исследования. Однако принципиальное отличие эргономики заключается в том, что ее интересует, прежде всего, функциональная структура системы «человек — машина — среда», которая определяет положение и роль человека в системе, внутренние связи системы, взаимодействие со средой.

Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек-техника-среда».

В.Н.Дружинина трактует эргономику как область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации системы «человек - коллектив-машина - среда - социум - культура - природа».

В.Паронджанов определил эргономику как отрасль науки, изучающую человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы «человек – машина». Метод исследования - системный подход.

Эргономика – наука о том, как превратить сложную, трудную и противную работу в простую, легкую и приятную.

Когнитивная эргономика – наука о том, как облегчить и улучшить умственную работу.

Эргономизация науки – облегчение и улучшение научной деятельности (за счет устранения интеллектуальных трудностей).

Эргономизация образования – облегчение и улучшение учебной деятельности (за счет устранения интеллектуальных трудностей).

Изучением мозга, интеллекта и интеллектуальной деятельности занимаются когнитивная наука, психология, нейробиология, логика, кибернетика и как бы синтезирующая их практические достижения наука о человеческих факторах – эргономика.

Особенность методологии данного комплексного исследования педагогической эргономики состоит в том, что она вбирает и широко использует комплексы различных методов: психологических, педагогических, социальных, математических, статистических, эргономических и других.

Анализ результатов исследований позволяет сформулировать базовое определение понятия системы «преподаватель — обучающийся — учебная среда», которое создает объектную отрасль педагогической эргономики.

Под педагогической эргономикой мы понимаем направление в современной школе, который занимается комплексным изучением и проектированием педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента в системе «преподаватель — студент — учебная среда» с целью обеспечения ее эффективности. Преподаватель и студент рассматриваются как носители деятельности, а учебная среда имеет интегральную функцию.

Таким образом, важнейшим признаком педагогической эргономики является неразрывность человеческого фактора и факторов учебной среды, а выявление особенностей этого синтеза определяет сущность педагогической эргономики как отрасли педагогической науки.


Литература:

  1. Криулина А.А. Эргономика высшего педагогического образования/А.А. Криулина. - М., 1997. - Деп. в НИИ ВО 04.03.97, №30-97 деп.66.
  2. Мунипов В.М, Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов/ В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: ЛОГОС, 2001. - 356с.
  3. Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритм без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001, - 372 с.
  4. Чайнова Л.Д. Напряженность как ведущее функциональное состояние работающего человека.//Проблемы системного исследования состояния напряженности человека. М., 1988.- с.8-19.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный