Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

9. Педагогика высшей профессиональной школы
172
Поделиться
Библиографическое описание
Пискунова, Е. Н. Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов / Е. Н. Пискунова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/398/.

В условиях обучения в неязыковом вузе дисциплины «Русский язык и культура речи» и «Риторика» составляют основу для развития и совершенствования культуры мышления и культуры речи студентов. В свою очередь и культура речи, и культура мышления непосредственно являются основополагающими факторами формирования лингвистической компетентности (понимаемой нами как системное качество личности). Понятия «культура речи», «культура мышления», «лингвистическая компетентность» – это нетождественные категории, но очень близкие и взаимообусловленные, на наш взгляд, по своей сущности, независимо от авторских позиций их трактовок.

Так, «Культура языка — это в конечном счете культура мысли», – пишет Д. Э. Розенталь [6, 5]. В. А. Гречко отмечает, что «Язык – совершенное орудие общения и выражения мысли; его степень развитости и совершенства обусловлена соответствующим состоянием общества, степенью, в свою очередь, развитости мышления. …Язык совершенен по отношению к степени развитости соответствующего ему состояния общества и мышления, которые он обслуживает; язык является «снятым» выражением этого состояния [2, 110].

Когнитивный аспект формирования лингвистической компетентности студентов определяется предметными знаниями, умениями по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Риторика» и практическими умениями и навыками коммуникации обучающихся, т.е. он включает умения и навыки речевого общения, необходимые в процессе социальной деятельности и личной жизни, освоенные личностью как наиболее эффективные и обусловленные ценностным отношением к речевому общению, ценностными ориентациями, личностными качествами, определяющими позиции и направленность студента как личности, субъекта деятельности, а также мотивационно-целевыми образованиями.

П. С. Гуревич говорит о том, что «Мышление как процесс требует определенной культуры. Стройность мысли – залог её глубины. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем)»[3, 136-137]. Таким образом, можно сказать, что когнитивный аспект формирования лингвистической компетентности студентов связан с общей гуманитарной культурой личности студента.

По словам В.И. Аннушкина, «риторика является искусством мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни»[1].

Как считают Мурашов А.А. и Русецкий В.Ф., «преподавание культуры речи нужно нацелить на активный интеллектуальный поиск, способствуя этим интенсивности и культуре мышления. Важно объяснить: качество мышления зависит от качества речи; речевое поведение человека — отражение характеристик его восприятия и переосмысления мира. Согласимся: наша речь не только отражение мышления, но и само мышление — в слове, в паузах между словами, в характере интонации, в постановке логических ударений»[5].

Таким образом, обучение русскому языку, культуре речи (имеется в виду научная дисциплина «Культура речи») и риторике должно опираться одновременно и на культуру мышления, и на культуру речи (личностное качество) и предполагать в результате более высокий уровень речевого мастерства говорящего. В связи с этим можно отметить, что знания и умения в области риторики представляют собой как теоретическую, так и практическую основу формирования лингвистической компетентности студентов любого вуза.

В своих исследованиях мы придерживаемся следующего авторского определения лингвистической компетентности: лингвистическая компетентность – это системное качество личности, интегрирующее в себе личностные коммуникативные качества, знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями и средствами, культурой общения как в социальной жизни, так и в профессиональной сфере, осознание личностью своих потребностей, ценностных ориентаций и мотивов личностной коммуникации и её развития.

В когнитивной психологии выделяют и противопоставляют два вида знаний: знания декларативные (знания, проявляющиеся на уровне вербального описания) и знания процедурные (знания, проявляющиеся на уровне реального действия [7]. Именно уровень владения знаниями определяет когнитивную стратегию подготовки студента. Когнитивная стратегия строится не только на учете собственно лингвистической подготовки студента, но и на использовании данных, которые характеризуют его мыслительную деятельность в ходе решения практических задач, связанных с предметным обучением. Так, когнитивный подход Т. С. Табаченко связывает прежде всего с умениями выполнять когнитивные (мыслительные) операции: сравнение, (сличение, сопоставление, помещение в различные условия, замещение), мысленное расчленение целостной структуры объекта на составные элементы (анализ), мысленное воссоединение элементов в целостную структуру (синтез), абстракция и обобщение, конкретизация, являющаяся обратной операцией по отношению к абстрагирующему обобщению. В состав каждой операции входят конкретные когнитивные действия, которые характеризуют операционный состав познавательных процессов. Когнитивные действия формируют так называемые когниции – совокупность видов познавательной деятельности: знание, сознание, мышление, представление, творчество, разработка планов и стратегий, размышление, логический вывод, решение проблем, классифицирование, соотнесение, восприятие, мысленные образы (воображение), внимание, узнавание [10, 100].

Развитие и совершенствование названных мыслительных операций в процессе изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика» у студентов позволяет развить у них индивидуальный когнитивный стиль, который затем будет определять стиль речевого поведения, и, следовательно, играть определяющую роль в формировании лингвистической компетентности. Когнитивный стиль (понятие, введенное Р. Гарднером [11]) – это устойчивые способы приема и переработки информации, проявляющиеся в индивидуальной специфике организации познавательных процессов, влияющие на все уровни ментальной иерархии, включая личностные особенности [4, 505].

Когнитивный стиль, отражая различные аспекты функционирования познавательной сферы, является стабильной универсальной характеристикой способов взаимодействия человека с информацией. Постоянная тренировка мыслительных действий формирует систему интеллектуальных универсалий (умственных действий): гибкость и широту мышления, умение ориентироваться в потоке информации; умение выбирать стратегию собственного интеллектуального развития; умение организовывать собственную интеллектуальную деятельность (её осознание и анализ), предвидение результатов, самоконтроль и самооценку [9, 26]. Следовательно, система интеллектуальных универсалий будет определять и уровень сформированности лингвистической компетентности.

В современных исследованиях наблюдается более расширенное толкование феномена «интеллект», при этом его содержание начинает выходить за рамки только когнитивной сферы. Говард Гарднер определяет интеллект в терминах многочисленных способностей, каждая из которых является важной для достижения адекватности и успешности в определенной сфере жизнедеятельности. Ценность каждого компонента интеллекта определяется конкретными общественными нормативами, которые поощряют или не поощряют развитие следующих интеллектуальных способностей: лингвистических; логико-математических; пространственных (ориентация в пространстве на основе психических образов); музыкальных; телесно-кинестетических; интер– (или меж–) личностных (понимание других); интраличностных (понимание себя). Эти семь интеллектуальных компонентов, согласно Г. Гарднеру, отражают все аспекты человеческого потенциала, обеспечивая адаптацию и развитие, причем помещенные в культурный контекст они выявляют общественные установки [4, 156].

В связи с этим можно сказать, что, будучи дисциплиной прагматической, культура речи обращена не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык – человек» и их оптимальному построению. «Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего представляет собой раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека» [8, 7– 8].

Таким образом, культура речи – это не только наука, но и качество личности, что выражается в умении использовать все возможности и средства литературного языка для наиболее эффективного речевого общения, т. е это и социолингвистическая характеристика человека.

Итак, культура речи, культура мышления и лингвистическая компетентность – понятия взаимообусловленные. Основой процесса формирования лингвистической компетентности при когнитивном подходе становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие индивидуальных, личностных способностей студентов. В Государственных образовательных стандартах зафиксировано требование к формированию у студентов таких умений, как целеполагание, планирование, конструирование, структурирование учебной деятельности, поэтому когнитивные операциональные действия, на которых основываются интеллектуальные, креативные и речевые способности студентов, необходимо развивать на протяжении всего периода обучения в вузе. Применение такого подхода позволяет научить студентов ориентироваться в быстро меняющихся условиях, гибко подходить к решению важных вопросов, оперативно менять стиль речевого поведения в зависимости от ситуации, а также оптимально обеспечить социальную адаптацию и эффективный личностный рост.

В заключение отметим, что процесс обучения в вузе должен быть направлен на развитие студента как целостной языковой личности, обладающей культурой речи, культурой мышления и, следовательно, инициативно-творческим уровнем лингвистической компетентности.


Литература:

1. Аннушкин, В. И. Искусство мыслить и говорить. Риторика и культура речи [Текст]/В. И. Аннушкин// Спор-площадка. Православный образовательный журнал «Виноград»; www. portal-slovo.ru./vinograd/ 06.11.2008.

2. Гречко, В.А. Теория языкознания: Учебн. пособие [Текст]/ В.А.Гречко. –М.: Высш.шк., 2003. –375с.

3. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник для вузов [Текст]/ П. С. Гуревич.– М.: Проект, 2004.–352с.

4. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций [Текст]/.А. В. Либин. – М.: Смысл; «Академия», 2004. – 527c.

5. Мурашов, А.А., Русецкий, В.Ф. Культура русской речи. Учебное пособие для 10 – 11 классов гуманитарного профиля [Текст]/А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2005.

6. Розенталь, Д. Э. Культура речи [Текст]/ Д. Э. Розенталь.– М.: МГУ, 1964.

7. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология Текст]/ Р. Л. Солсо.– Пер. с англ.–М.: Тривола, 1996. – С.546.

8. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи [Текст]/Л. Поль Сопер.— М.: Изд-во агентства Яхтсмен, 1995.

9. Суртаева, Н.Н., Егорова, Г.И.,Падерина, Н.А. Интеллектуальная компетентность при подготовке специаиста в вузе. [Текст]/ Н. Н. Суртаева.– СПб., 2003. – С.26.

10. Табаченко, Т.С. Реализация процессуально-когнитивного подхода в профессиональном образовании студентов-филологов[Текст]/ Т. С. Табаченко //Русский язык в школе. –2007. – №4. –С.100.

11. Gardner R.W.(1953) Cognitive style in categorizing behavior//Journal of Personality, 22. Р. 214-233.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный