Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванченко, О. В. Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников / О. В. Иванченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8084/ (дата обращения: 23.11.2024).

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано у детей дошкольного возраста, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетические, осязательные, зрительные, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами) В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов. Например, вам предложили взять книгу, и сказали, что она стоит на полке справа, в середине второго сверху ряда. Вы подошли и сразу обратили на нее внимание. Затем Вы потянулись к ней (к этой, а не другой), взяли в руки, приблизили к глазам, тем самым Вы продемонстрировали свою пространственную и зрительно — моторную координацию. Для взрослых все вышеперечисленные действия совершенно элементарны, а ребенок же должен все это сначала понять, осознать, без этих и многих других основополагающих для развития ребенка понятий, он не может правильно ориентироваться в пространстве, успешно познавать окружающий мир, активно преобразовывать его.

В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размере предметов, позволяют ребенку обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы.

Современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно — логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. Усвоение пространственных отношений требует времени.

Так что начинать обучение надо как можно раньше. А начинают с малого: с режима дня, воспитания собранности, организованности, ответственности, конечно, инициативы в рамках поставленных временных ограничений. Ориентация в пространстве и ориентация во времени — важнейшие условия не только для успешного обучения, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть, прежде всего, накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие пространства не ограничивается лишь накоплением чувственного опыта. С возрастом развивается стремление к более точному определению пространственных отношений, численному их выражению. Чисто сенсорный опыт восприятия пространства перестраивается в логическое его познание посредством измерения. Большое значение для формирования механизма вторично сигнальной регуляции пространственного различения имеет словарная работа и воспитание культуры речи, как на специальных занятиях, так и в играх детей, в их повседневной жизни.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве. Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах.

Т. А. Мусейибова отмечала, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах — 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

1 этап — ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

2 этап — применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Помимо развития оптико-пространственных представлений, одним из направлений готовности к школе является развитие графо — моторных навыков. Над проблемой развития мелкой моторики работали педагоги: Н. А. Федосова, О. В. Уварова, Е.Карельская и др. Как отмечала М. М. Кольцова «движение пальцев рук имеет особое значение, так как оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка». А письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого оптико-пространственного восприятия и произвольного внимания.

Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, овальный и т. д.), по величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Профилактика должна быть направлена на преодоление отставания в развитии речи и мышления. Усвоение ребенком словесных обозначений различных пространственных признаков чрезвычайно важно, поскольку знание названий помогает ему обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов. Ребенок, умеющий абстрагировать от конкретных предметов понятия формы и величины, может ответить на вопросы о том, что бывает круглым, толстым, тонким и т. д.

Недостаточная сформированность пространственных представлений и графо-моторных навыков выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности, в поведении детей:

-        в поведении: пространственные ошибки при выполнении правил расположения предметов и требований педагога, связанных с направлением движения ребенка (вперед, назад, в сторону);

-        в чтении: пространственное неразличение сходных по форме букв и т. д.;

-        в письме: неумение соотнести букву и линии тетради, т. е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;

-        в арифметике: ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2) несформированность пространственных представлений, неумение ориентироваться на листе бумаги;

-        в рисовании: неумение расположить рисунок на пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;

-        в гимнастических упражнениях: неправильное направление движения при перестроении под команду, трудности переключения с одного направления движения на другое и т. д.

Педагог-исследователь О. И. Галкина (1965) в своих исследованиях отмечает, что для формирования пространственных представлений и графо — моторных навыков важно проводить с ребенком следующую работу:

-        накопление детьми разнообразного чувственного опыта пространственного различения на основе включения различных анализаторов в наблюдение и активную практическую деятельность детей;

-        приобретение словесных знаний, обеспечивающих отвлечение, обобщение и синтез пространственных признаков и отношений в единстве с практикой их различия;

-        умение пользоваться пространственными представлениями при решении мыслительных задач и развитие мелкой моторики в процессе различных видов самостоятельных работ.

А реализация данной деятельности связана с разработкой системы упражнений, как на занятиях, так и вне их, с целью совершенствования навыков пространственной ориентировки и развитию мелкой моторики.

Поставленная работа должна решаться в тесной взаимосвязи со всеми узкими специалистами, потому что только комплексная работа по развитию оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков дает возможность решать все поставленные задачи в период дошкольного обучения, что является положительной предпосылкой в дальнейшем школьном обучении.

 

Литература:

 

1.      Аксенова, М. Н. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи / М. Н. Аксенова //Дошкольное воспитание. -1990.- № 8.- с.25

2.      Баренцова, Н. П. Готовим руку к письму / Н. П. Баренцова // Дошкольное воспитание. — 1996. -№ 2. — с.17

3.      Безруких, М.М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики / М. М. Безруких — М.: 2000. — с.7

4.      Безруких, М. М. Учимся находить одинаковые фигуры / М. М. Безруких — М.: 2001.— с.12

5.      Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук/ С. Е. Большакова. — М.: 2009. — с.26

6.      Веракса, Н. Е. Формирование единых временно — пространственных представлений /Н. Е. Веракса // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 5. — с.37

7.      Гаврина, С.Е., Кутявина, Н. Л. Подготовка руки к письму / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. — М.: 2006. — с.4

8.      Гаврина, С. Е. Развиваем руки — чтобы научиться и писать и красиво рисовать / С. Е. Гаврина. — М.: 1998. — с.18

9.      Галкина, О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О. И. Галкина. — М.: 1965. — с.37

10.  Голубина, Т. С. Чему научит клеточка / Т. С. Голубина. — М.: 2005. — с.7

11.  Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. — М.: Просвещение,1987. — с.57

12.  Крушевницкая, О. И. Путешествуем слева направо / О. И. Крушевницкая. — М.: 2001. — с.28

13.  Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р. И. Лалаева. — М.: 1983. — с.21

14.  Липакова, В. И. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно — пространственных функций у детей и взрослых / В. И. Липакова. — М.: 2000. — с.16

15.  Люблинская, А. А. Еще раз о преемственности в работе детского сада и школы / А. А. Люблинская // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 8. — с.25

16.  Люблинская, А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А. А. Люблинская // Вопросы детской и общей психологии. — М. — 1954. — с.47

17.  Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — М.: 1985. — с.56

18.  Новоторцева, Н. В. Развитие речи / Н. В. Новоторцева. — Я.: 1995. — с.23

19.  Обухова, Л. Р. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых / Л. Р. Обухова. — М.: 1986. — с.44

20.  Парамонова, Л. Г. Советы родителям детей с нарушениями письма / Л. Г. Парамонова. — М.: 2003. — с.29

21.  Рогалевич, Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе / Н. Н. Рогалевич. — М.: 2007. — с.67

22.  Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста / Н. Я. Семаго. — М.: 2007. — с.25

23.  Сохина, В.А, Тарунтаева, Т. В. Подготовка детей к школе в детском саду / В. А. Сохина, Т. В. Тарунтаева, — М.: 1977. — с.30

24.  Сохина, В. П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование / В. П. Сохина // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 2. — с.29

25.  Степаненкова, Э. Я. Развитие пространственной ориентировке / Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 6. — с.17

26.  Топоркова, И. Г. Готов ли ваш ребенок к школе? / И. Г. Топоркова. — М.: 1982. — с.12

27.  Титова, О. В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП / О. В. Титова. — М.: 2007. — с.31

28.  Ткаченко, Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи / Т. А. Ткаченко. // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 3. — с.28

29.  Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить / Л. П. Успенская. — М.: 1991. — с.11

30.  Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму / С. О. Филиппова. — СПб.: 2004. — с.40

31.  Филатова, И.А Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи / И. А. Филатова. — Екатеринбург. 2000. — с.5

32.  Чуднова, Р. К. Обучение детей ориентировке / Р. К. Чуднова. — М.: 1999. — с.22

33.  Эльконин, Д.Б., Венгер, А. Л. Особенности психического развития детей 5–7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. — М.: 1988. — с.87

34.  Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 3. — с.43

35.  Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 1988. — с.68

Основные термины (генерируются автоматически): представление, ребенок, пространство, развитие, дошкольный возраст, мелкая моторика, отношение, повседневная жизнь, пространственная ориентировка, пространственное различение.

Похожие статьи

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений

Похожие статьи

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений