Выдающиеся представители математического изобразительного искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шильмагамбетова Ж. Ж., Таханова Г. Ж., Казагачев В. Н., Турмаганбетова А. Т. Выдающиеся представители математического изобразительного искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 129-132. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8131/ (дата обращения: 21.10.2018).

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства.

Ключевые слова: математика; искусство, гармония, симметрия, Леонардо да Винчи.

 

Почти за 3000 лет до нашей эры изобразительное искусство не раз подвергалось математическому анализу и анализ этот был весьма объективен, коль скоро он устраивал древнеегипетских художников на протяжении тысячелетий. Только в математических закономерностях и можно было на века сохранить художественные каноны. Поэтому можно сказать, что исторически, в изобразительном искусстве математика играла важную роль.

Вопрос о взаимосвязи математики и искусства был задан довольно давно. Аристотель, Леонардо да Винчи, Пит Модриан, Виктор Вазарели — многие умы человечества занимались этим вопросом и достигали выдающихся результатов.

 

Леонардо да Винчи (1452–1519) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Известен своими достижениями в качестве изобретателя и художника. В его записях содержатся первые из известных примеров анаморфного искусства, использующего искаженные сетки перспективы.

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина — горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

 

Данное открытие у художников того времени получило название «золотое сечение» картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.

С симметрией мы встречаемся всюду: в природе, технике, искусстве, науке. Например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов.

Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.

Она есть и в творениях природы (животные, листья растений, кристаллы), и в творениях конструкторов, архитекторов, скульпторов, художников.

 

Для анализа симметрии изображения лучше взять картину с более простой композицией. Например, картине гениального итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Обратите внимание: фигура мадонны и ребенка вписывается в правильный треугольник, который вследствие симметричности особенно ясно воспринимается глазом зрителя. Благодаря этому мать и ребенок сразу же оказываются в центре внимания, как бы выдвигаются на передний план. Голова Мадонны совершенно точно, но в то же время естественно помещается между двумя симметричными окнами на заднем плане картины. В окнах просматриваются спокойные горизонтальные линии пологих холмов и облаков. Все это создает ощущение покоя и умиротворенности, усиливаемое за счет гармоничного сочетания голубого цвета с желтоватыми и красноватыми тонами. Внутренняя симметрия картины хорошо ощущается.

А что можно сказать об асимметрии. Асимметрия хорошо проявляется, например, в тельце ребенка, которое неправильно разрезает упомянутый выше треугольник. И, кроме того, есть одна в высшей степени выразительная деталь. Благодаря взаимной замкнутости, завершенности линий фигуры Мадонны создается впечатление полного безразличия Мадонны к окружающему миру, и в частности к зрителю. Мадонна вся сосредоточена на младенце; она нежно держит его, нежно глядит на него. Все ее мысли сосредоточены только на нем. И вдруг вся эта замкнутость картины в себе исчезает, как только мы встречаемся с взглядом ребенка. Именно здесь внутренняя уравновешенность композиции нарушается: спокойный и внимательный взгляд обращен прямо на зрителя, через него картина раскрывается на внешний мир. Попробуйте мысленно убрать эту чудесную асимметрию, повернуть лицо младенца к матери, соединить их взгляды. Разве вы не чувствуете, что от этого картина сразу беднее, менее выразительна.

Получается, что всякий раз, когда мы восхищаемся тем или иным произведением искусства, говорим о гармонии, красоте, эмоциональности воздействия, мы тем самым касаемся одной и той же неисчерпанной проблемы — проблемы соотношения между симметрией и асимметрией. Пример с картиной Леонардо да Винчи убеждает о том, что анализ симметрии — асимметрии очень полезен: картина начинает восприниматься острее.

Одним из крупнейших живописцев ХХ века по праву считается Пит Мондриан (1872–1944). Он способен удивить и широкую публику, и художников, и ученых — историков искусства.

 

Мондриан создатель геометрического абстракционизма (Абстракционизм — модернистское течение в искусстве, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.

Он вырабатывает новый стиль чистой пластики — неопластицизм, отход от существующих натуральных форм. Композиции неопластицизма предельно просты и построены на противоположностях: горизонталь — вертикаль, плоскость — линия, крупное — мелкое. Что должно было привести к гармонии всего мирового устройства.

С годами строгость и простота его геометрических «решеток» возрастала, а изысканность и благородство цветовых сочетаний медленно, но неукоснительно совершенствовались.

Картины Пита Мондриана, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. В картинах есть что-то механическое, такое впечатление создают геометрические формы — особенно при первом, беглом взгляде на картину.

 

В ней сразу чувствуется строгость замысла, но при ближайшем рассмотрении можно заметить и кое-что еще: например, мазки на черных полосах — они как будто слегка подрагивают. Значит, рука художника не так тверда: он тоже поддается эмоциям.

Последние картины Мондриана переносят зрителя в такое измерение, которое многие годы представлялось взору мастера, как геометрический рай, где обитают не живые существа, а чистые сущности квадратов и прямоугольников, пронзаемые нездешним светом и овеянные изысканными оттенками неброских и негрубых тонов. И уже, похоже, никто никогда не сможет придумать что — либо подобное или превзойти его. Он писал: «…я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».

 

Виктор Вазарели (1906–1997), французский художник и теоретик искусства, родившийся в Венгрии. Известен как пионер и практик направления оптического искусства Op Art (сокращение от английского «Optical Art» — оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Следуя основной идее этого творческого направления, Вазарели вовлекает зрителя в созерцание иллюзионистического эффекта, прибегая ко всякого рода оптическим трюкам.

Он использовал окрашенные простые геометрические формы, часто объединенные в массивы, для создания эффекта движения, выпуклости или вогнутости на плоском рисунке. Пурпурные, синие и зелёные формы оптически разрушают плоскость холста, уподобляя её набухшей пузырём шахматной доске.

Путём совмещения противоположных систем перспективы и использования диссонирующих цветов Вазарели создаёт впечатление движения живописной поверхности. Глаз как будто улавливает плавное перемещение кругов, в последовательном чередовании сменяющих друг друга.

Математическое изобразительное искусство процветает сегодня. Художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. Наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.

 

Математика — это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.

Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.

 

Литература:

 

1.                  Стахин Н. А. Мириманов В. XX век. Сам о себе. Персоналии и течения. У истоков кубизма. Искусство. Приложение к газете «Первое сентября». — М., 2001. — № 7. — С. 5–8.

Основные термины (генерируются автоматически): картина, художник, зритель, изобразительное искусство, искусство, окружающий мир, оптическое искусство, произведение искусства, симметрия.

Ключевые слова

гармония, симметрия, математика; искусство, Леонардо да Винчи

Похожие статьи

картина, художник, зритель, изобразительное искусство...

Выдающиеся представители математического изобразительного... картина, художник, зритель, изобразительное искусство, искусство, окружающий мир, оптическое искусство, произведение искусства, симметрия.

картина, художник, зритель, изобразительное искусство...

Выдающиеся представители математического изобразительного... картина, художник, зритель, изобразительное искусство, искусство, окружающий мир, оптическое искусство, произведение искусства, симметрия.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир...

Математическое мышление в изобразительном искусстве

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) представляет собой раздел пластических искусств, вид

Математические понятия, применяемые в изобразительном искусстве: 1.Линия, 2.Форма, 3.Геометрические фигуры, 4.Перспектива, 5. Симметрия, 6...

Рубрика: 11. Изобразительное искусство

Рубрика: 11. Изобразительное искусство. Опубликовано в. II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016).

Жанровые произведения Массейса он свободно копировал и имитировал всю жизнь.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

изобразительное искусство, ребенок, произведение искусства, эстетическое восприятие, педагог, прикладное искусство, средство

Формирование творчества дошкольников средствами... Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества...

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

Изобразительное искусство: Художник.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, ребенок, произведение искусства, эстетическое восприятие, педагог, прикладное искусство, средство изображения, творческая деятельность, форма...

Проблема художественного восприятия...

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

воздействием произведения искусства» (Л. С. Выготский); способность воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности» (С...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

картина, художник, зритель, изобразительное искусство...

Выдающиеся представители математического изобразительного... картина, художник, зритель, изобразительное искусство, искусство, окружающий мир, оптическое искусство, произведение искусства, симметрия.

картина, художник, зритель, изобразительное искусство...

Выдающиеся представители математического изобразительного... картина, художник, зритель, изобразительное искусство, искусство, окружающий мир, оптическое искусство, произведение искусства, симметрия.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир...

Математическое мышление в изобразительном искусстве

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) представляет собой раздел пластических искусств, вид

Математические понятия, применяемые в изобразительном искусстве: 1.Линия, 2.Форма, 3.Геометрические фигуры, 4.Перспектива, 5. Симметрия, 6...

Рубрика: 11. Изобразительное искусство

Рубрика: 11. Изобразительное искусство. Опубликовано в. II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016).

Жанровые произведения Массейса он свободно копировал и имитировал всю жизнь.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

изобразительное искусство, ребенок, произведение искусства, эстетическое восприятие, педагог, прикладное искусство, средство

Формирование творчества дошкольников средствами... Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества...

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

Изобразительное искусство: Художник.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, ребенок, произведение искусства, эстетическое восприятие, педагог, прикладное искусство, средство изображения, творческая деятельность, форма...

Проблема художественного восприятия...

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

воздействием произведения искусства» (Л. С. Выготский); способность воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности» (С...

Задать вопрос