Вопросы реабилитации детей с последствием очагового поражения мозга в условиях стационара | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, С. В. Вопросы реабилитации детей с последствием очагового поражения мозга в условиях стационара / С. В. Волкова, О. Н. Лыкова, Л. Н. Семечева, У. С. Темирханова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8116/ (дата обращения: 17.12.2024).

В Центре патологии речи и нейрореабилитации в 2010 году было открыто стационарное отделение для детей с последствиями очаговых поражений головного мозга, которое является структурным подразделением амбулаторно- стационарного детского отделения. В стационарном отделении осуществляется нейрореабилитация детей с различными когнитивными, психосоматическими и двигательными нарушениями, возникшими в результате перенесенного инсульта, черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и нейроинфекции, а также с перинатальной энцефалопатией, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Госпитализация в отделение осуществляется в плановом порядке после осмотра в консультативно-диагностическом отделении по направлению отборочной комиссии. Правом первоочередности пользуются лица, перенесшие инсульт и ЧМТ, при прочих равных показаниях (инвалиды детства, дети из многодетных семей, дети-сироты). Дети, поступающие на повторную госпитализацию, проходят осмотр специалистами стационарного отделения за 1 мес., до предполагаемой госпитализации. Учитывается динамика и устойчивость предыдущих результатов; врачи, психологи, логопеды собирают информацию о перенесенных заболеваниях и психотических нарушениях. При необходимости назначают дополнительные исследования и консультации. В день поступления заводят историю болезни на каждого ребенка, куда вносят результаты осмотров врачей, психологов, нейропсихологов, нейродефектологов (логопедов). На руки выдают лечебную книжку больного, расписание назначенных нейрореабилитационных мероприятий с указанием времени и места их проведения («маршрутный лист»), где специалисты отмечают проведенные процедуры, занятия с указанием затраченного времени и подписью специалиста.

-        Комплекс нейрореабилитационных мероприятий включает:

-        ежедневный осмотр врача-невролога, психиатра, педиатра;

-        медикаментозную терапию;

-        обследование и занятия с психологом, нейропсихологом;

-        обследование и коррекционная работа с нейродефектологом;

-        индивидуальные занятия (2–3 в день);

-        1–2 групповых нейродефектологических занятий в день;

-        музыкотерапия (логоритмика — ежедневно);

-        занятия по анимации (1–2 занятия в неделю);

-        гностико-праксическая коррекция (эрготерапия);

-        массаж; бассейн; ЛФК (после консультации врача ЛФК);

-        физиотерапия (после консультации врача ФТО).

Диагностическое обследование (лабораторные, функциональные методы), проходят все дети, находящиеся на курсовом лечении, и по назначению терапевта и их родители. Продолжительность курса нейрореабилитации в стационарном отделении составляет 45 дней. После осмотра специалистами отделения для каждого ребенка коллегиально определяются направления коррекционно-восстановительного обучения. Программа нейрореабилитации осуществляется с опорой на сохранные звенья и с учетом закономерностей онтогенеза. У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра, в более старшем возрасте нейрореабилитационные программы включают методы и приемы, соответствующие интеллектуальным возможностям пациента. На занятиях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и степень истощаемости центральной нервной системы. Анализ динамики восстановительного обучения логопед проводит 1 раз в неделю (каждые 10 занятий). Дети и родители занимают отдельную палату со всеми удобствами, где созданы условия для выполнения домашнего задания специалистов.

Самое главное с первых дней установить доверительные отношения с ребенком и с родителями, вовлечь его в интересные игры, подбодрить, успокоить, внушить уверенность в обретении нормальной речи и пр. Под руководством логопеда и психолога родители должны овладеть навыками проведения занятий с ребенком в условиях стационара и на дому. Родители должны еще раз внимательно присмотреться к своему малышу, подсказать специалисту его любимые игры, занятия, игрушки ребенка, помочь почувствовать его настроение в той или иной ситуации. В отделении сохраняется дружелюбная атмосфера, специалисты организуют праздники, вечерний досуг, отмечают дни рождения детей. Для этих целей есть педагог-воспитатель, которому помогают и логопеды. Одним из важных направлений является психолого-психотерапевтическая работа с родителями, проводят семинары и мастер-классы.

Эффективность работы отделения можно проследить на примере анализа восстановления и формирования речи у неговорящих детей. За 5 лет работы нашего отделения реабилитацию прошли 482 человека, из них 127 детей безречевых (33 %). Речь восстановлена у 108 чел. (85 %). Положительный результат стал итогом повторных госпитализаций. При единичных госпитализациях автоматизация сформированных навыков не была завершена.

Особенности детского мозга, его нейропластичность, способность к компенсации таковы, что наилучших и устойчивых результатов удается добиться в возрастной период от 1 года до 3-х лет.

Нарушения доречевого и раннего речевого развития приводят к вторичной задержке, искажению, диссоциации при формировании речевой системы. Проведенный анализ анамнестических данных и учет сочетанного влияния неблагоприятных факторов на разных этапах онтогенеза позволил определить не только прогностически благоприятные факторы, но и выявить индивидуальный реабилитационный потенциал участников исследования. В структуре индивидуальных реабилитационных потребностей детей с последствиями очаговых поражений головного мозга ведущее место занимает восстановление утраченных (нарушенных) социально-коммуникативных навыков. По результатам проводимой комплексной логопедической диагностики специалисты определяют, какие компоненты речевой функциональной системы нарушены в большей степени, какие функции остаются сохранными (компенсаторный потенциал). Выявленные нарушения высших психических функций, в том числе речи, предпосылки формирования этих процессов, определяют уникальную структуру реабилитационных потребностей, оказывают определяющее влияние на приоритетный выбор содержания и технологий коррекционного воздействия.

Анализ времени появления речи с учетом нозологического диагноза и количества проведенных курсов в стационарном отделении показал, что детям с последствиями перенесенного инсульта, для того чтобы приблизиться к I-II уровню речевого развития надо было пройти 2–3 курса нейрореабилитации. Детям с последствиями черепно-мозговой травмы, получившим поражение в возрасте от 3 до 15 лет из 20 чел. неговорящих заговорили 17 детей из них: 6 чел. после 1–2 курсов, 2 чел. после 2–3 курсов. Из 14 безречевых детей 4 ребенка заговорили после 3 курсов. Дети с ПЭП из 60 безречевых детей заговорили 34 человека (в основном после 1–2 курса; 4 чел. после 3 курсов). Анализ вышеуказанных данных показал, что детям с последствиями инсульта, нейроинфекции, ЧМТ требуется не только интенсивное, но и длительное лечение в условиях стационара.

Последствия очаговых поражений головного мозга в результате инсульта и черепно-мозговой травмы практически одинаковы: у больных в той или иной степени нарушаются речевая и другие высшие когнитивные функции, возникают двигательные и психические расстройства, расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения, отмечается нарушение самообслуживания, нарушается система коммуникации. Эмоциональные и поведенческие расстройства отмечаются практически у всех детей. Часто присутствует двигательная расторможенность. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства, последствия психотравмы и невротические расстройства, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения затрудняют социальную адаптацию, приводят к формированию девиантных форм поведения.

Таким образом, нейрореабилитационный процесс должен быть комплексным, интенсивным, длительным. При соблюдении указанных условий можно ожидать положительную динамику речевого развития и формирования когнитивных у детей с последствием органического поражения центральной нервной системы. Лечение неврологических расстройств, особенно в течение первого года жизни у детей с перинатальной патологией, и в ранние сроки после очагового поражения мозга, определяет дальнейшую судьбу ребенка по таким важным составляющим, как интеллект, поведение, язык и общение.

 

Литература:

 

1.           А. Р. Лурия и современная нейропсихология/под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник — М.: МГУ — 1982

2.           Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 4. -С.12–23.

3.           Визель Т. Г. Патология речи и ее преодоление у детей и взрослых с точки зрения эволюции речевой функции/ в кн. Детская речь: норма и патология. — Самара, 1996

4.           Обуховская Анна Юрьевна Особенности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков: Дис. канд.педаг.наук- СПб.,2009

5.           Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. -М.: МГУ. — 1981

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стационарное отделение, занятие, очаговое поражение головного мозга, черепно-мозговая травма, I-II, консультация врача, речевое развитие, условие стационара, центральная нервная система.

Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам с острой хирургической патологией на догоспитальном этапе

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам с острой хирургической патологией на догоспитальном этапе

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ