Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 04.04.2015

Статья просмотрена: 643 раза

Библиографическое описание:

Болховская Е. В. Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7836/ (дата обращения: 20.10.2018).

В условиях современной жизни нам всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому возрос интерес к исследовательским методам обучения. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Учащиеся стали более информированы и они должны реализовать свои возможности.

В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Поэтому актуальность данной проблемы, на мой взгляд, заключается в переходе от обучения к самообразованию, в организации поиска новых способов действий, где осуществляется баланс между поисковой и исполнительской учебной деятельностью школьников. Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включён. А педагогическая идея это — обеспечение успешного обучения младших школьников анализу текста на уроках литературного чтения. Если конкретная цель литературного образования в школе — воспитание образованного, творческого читателя, который, обладает умением адекватно понять произведение, имеет сформированную потребность в чтении, то целью исследовательского обучения является формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Вся работа носит деятельностный характер, направленный на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, необходимых для анализа и оценки литературных произведений; а развивающие вопросы и задания создают условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания. Для реализации деятельностного подхода в своей практике использую следующие методы работы:

-          по степени активности познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

-          по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

-          по логическому подходу: индуктивный, аналитический, синтетический. [5]

Приёмы работы с текстом: наблюдение, анализ явлений, сопоставление, подведение итогов, обобщение. Самыми важными — ключевыми этапами урока, направленными на развитие мышления младших школьников, а значит на развитие навыка анализа текста, являются: постановка учебной проблемы (стадия вызова), (стадия осмысления содержания) открытие нового, самостоятельная исследовательская деятельность (самостоятельная исследовательская работа творческого характера). Остановлюсь подробно на стадии вызова, где главными героями являются «коллизии».

Тема урока: Сложный авторский взгляд на мир. В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Для постановки проблемы на первом уроке использую подводящий диалог. Вначале кратко рассказываю о писателе, об интересном случае из жизни, например, как В. Бианки в 13 лет подарили ружьё. Затем задаю вопросы:

— Как вы думаете, писатели, которые пишут о природе, они сами всё придумывают или где-то берут информацию?

— Что, по вашему мнению, заставило, подтолкнуло В. Бианки к написанию рассказов о природе? (любовь к природе, интерес к наблюдениям)

— Природа — это натура.

— Как называют писателей, которые пишут о природе, по своим наблюдениям? (писатели — натуралисты).

— Кто же такой писатель-натуралист?

— К таким писателям относят В. Бианки.

Далее использую приём яркого пятна, сообщая учащимся о том, что тексты В. Бианки — это тексты научно-художественные! В чём их секрет? Будем работать с понятием «научно-художественный». Далее вместе с учащимися разворачиваем побуждающий диалог к постановке главной проблемы урока. Для ответа на вопрос, почему текст художественный, даю подсказку с опорой на представления учащихся о художественных произведениях:

— Это сказка или рассказ? Дети доказывают, что это сказка, представив её особенности: повторы, встреча героя с разными животными, разговор животных, счастливый конец. Здесь реализуются следующие приёмы работы с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям. Второй вопрос: почему текст научный? (наличие научной информации в описании героев).

Приёмы работы с текстом: наблюдение, обобщение, умозаключение, анализ явлений.

Постановка проблемы урока: «Если в текстах В. Бианки есть научная информация, то кто же В. Бианки — учёный или писатель?! Для ответа на проблемный вопрос организую работу в группах: 1 группа собирает доказательства, что В.Бианки — писатель; 2 группа собирает доказательства, что В.Бианки — учёный. (У учащихся есть опыт, они уже работали с научно-популярными текстами И. Акимушкина, Р.Киплинга). Обязательно использую, создаю ситуацию успеха «Исследователи, вперёд! Успехов в расследовании. У вас всё получится!» Если учащиеся затрудняются, то можно предложить наводящие вопросы. После выполнения работы, группы представляют свои результаты. Каждый пункт основывается на текстовом содержании: называют образы, приёмы, сведения, приводя примеры из текста. Результаты работы оформляем в виде таблицы.

Писатель

Учёный

1. Художественные образы

1. Точные научные сведения

2. Художественные приёмы

2. Расширяет знания о мире

3. Воздействует на чувства

3. Сообщает факты

4. Художественные тексты

4. Научные статьи

 

Стадия осмысления «Открытие нового»

— Чем учёный отличается от писателя? В. Бианки учёный или писатель? (высказывания с опорой на таблицу).

«Открытие нового знания»: Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал, особые, в них присутствует научное и художественное видение мира.

Одна из главных составляющих каждого этапа урока — развитие речи, обязательно направленная на развитие личности каждого ребёнка, его творческих способностей, артистических возможностей. [5]

1.                  Работа до чтения (предположение о героях, событиях)

2.                  Работа с иллюстрациями (предположение разворота событий)

3.                  Высказывание впечатлений после прочтения произведения

4.                  Словарная работа по ходу чтения (скрючился, ходули, резвей меня, ботва, загривок, шибче)

5.                  Творческие задания (представить себя в роли Муравьишки, пересказать от его лица; в роли любого героя; дополнить конец сказки: представить, что ты — Муравьишка и рассказываешь в муравейнике своему другу о произошедших приключениях)

6.                  Наблюдения над особыми словами и выражениями, объяснение их смысла («Чуть жив от страха», «Обидно — хоть землю рой»)

7.                  Описать внешний вид героя, его действия, представить умозаключение о названии животного, по иллюстрациям выстроить последовательную цепочку появления героев в содержании произведения.

Проведу фрагмент урока (урок 2 «Сложный авторский взгляд на мир. В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Подводящий диалог

— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Корабельная роща»

— Поделитесь впечатлениями. Что удивило? На что обратили внимание?

— Прочитайте заголовок.

— А знаете ли вы, что такое роща? (небольшой, чаще лиственный лес)

— Предположите, почему роща корабельная?

— Рассмотрите репродукцию внимательно, назовите все предметы, которые изображены? (высокие сосны; небо; солнца не видно, но присутствие его ощущается; на стволах мы видим солнечные лучи)

— Что видим на переднем плане картины? (ручей)

— Что скажем о воде в ручье? (Прозрачная). Докажите, приведите примеры.

(Видны камни, вода отражает сосны).

— Что скажете о берегах ручья? (Приподняты)

— Как вы думаете, что это означает? (Недавно протекала река)

— А что произошло с рекой? (Она высохла)

— О чём это говорит? (Лето жаркое)

— Найдите на картине ещё подтверждение этому. (Высохшая трава, мох сухой)

Прослушивание музыкального фрагмента

— Представьте, что вы вошли в эту корабельную рощу, прислушайтесь, какие звук вас окружают? (тишина, покой, ручей)

— А какие запахи? (Смола, нагретая солнцем хвоя)

— А чувствуется ли присутствие человека?

— К какому жанру живописи относится?

— Шишкин точно представил образы жаркого лета в своей картине: небо, сосны, ручей. Какие средства выразительности использовал художник в написании картины?

— Что общего между сказкой В. Бианки и картиной И. Шишкина?

— Бианки тоже точно описывал образы героев, используя художественные приёмы.

Проблемный вопрос

«Расследуйте, может ли В. Бианки быть художником? Каков же В.Бианки как художник?»

— Исследователи, вперёд, к новым открытиям!»

«Открытие нового знания» (стадия осмысления)

Выполняются задания в группах.

Результаты решения проблемы

Динамика роста мышления.

Умение работать с информацией.

Опыт целеполагания.

Ребёнок приобретает опыт планирования.

Расширяется кругозор, развивается речь.

Развивается эмоциональная сфера.

Овладение опытом публичного выступления.

Умеет анализировать текст.

Работая по дидактической системе Л. В. Занкова, большое внимание уделяю эстетической стороне действительности. Считаю, что ребёнок должен сам соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, скульптурой, литературой, которые помогут в процессе исследовательской деятельности развить навык анализа текста.

 

Литература:

 

1.     С. Л. Белых. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.

2.     Е. И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008

3.     Е. М. Карпов. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2001. — № 6. — С. 54–63.

4.     И. Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009

5.     В. Ф. Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, писатель, прием работы, научная информация, подводящий диалог, анализ явлений, Сложный авторский взгляд, стадий вызова, стадий осмысления, анализ текста.

Похожие статьи

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

2. Второй этап. Анализ фрагмента текста. - Ситуация общения (предыстория общения, если необходимо).

- Эффективный или неэффективный диалог (позиция автора, персонажа, читателя). - Роль эпизода в композиционном осмыслении произведения…

Технология развития критического мышления как средство...

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, стадий вызова, прием, таблица, информация, признак предмета, критическое...

Формы и методы работы с литературным произведением

- проанализировать научно — методическую литературу по данной проблеме

Восприятие и понимание текста. Прежде чем говорить о методике анализа художественного

При организации повторного (осмысленного) восприятия текста использую следующие приемы

Вопросы анализа художественного произведения при...

Анализ литературного произведения, его текста

В своем первоначальном терминологическом значении слово «анализ» означает один из возможных путей познания вещей и явлений.

— М.: Наука, 1979; Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литаратурного произведения.

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

В современной лингвистике текст представляет собой сложное

Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста.

То есть реальный процесс понимания текста не совпадает с тем порядком, в котором поступает информация.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Следовательно, информация художественного текста является достаточно специфической, поскольку в словесном

Знаю (вызов).

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе.

Взгляды исследователей на проблему формирования...

Этот процесс оканчивается сложными психофизиологическими явлениями в коре головного мозга, функцией которых является психическое явление, восприятие графических символов печатного и письменного текста и

стадия становления синтетических приемов чтения

Технология развития критического мышления...

На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения информации преподавателем.

Обучение чтению как способ развития речевых умений обучающихся

Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ

Основным приёмом эффективного понимания текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

2. Второй этап. Анализ фрагмента текста. - Ситуация общения (предыстория общения, если необходимо).

- Эффективный или неэффективный диалог (позиция автора, персонажа, читателя). - Роль эпизода в композиционном осмыслении произведения…

Технология развития критического мышления как средство...

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, стадий вызова, прием, таблица, информация, признак предмета, критическое...

Формы и методы работы с литературным произведением

- проанализировать научно — методическую литературу по данной проблеме

Восприятие и понимание текста. Прежде чем говорить о методике анализа художественного

При организации повторного (осмысленного) восприятия текста использую следующие приемы

Вопросы анализа художественного произведения при...

Анализ литературного произведения, его текста

В своем первоначальном терминологическом значении слово «анализ» означает один из возможных путей познания вещей и явлений.

— М.: Наука, 1979; Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литаратурного произведения.

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

В современной лингвистике текст представляет собой сложное

Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста.

То есть реальный процесс понимания текста не совпадает с тем порядком, в котором поступает информация.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Следовательно, информация художественного текста является достаточно специфической, поскольку в словесном

Знаю (вызов).

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе.

Взгляды исследователей на проблему формирования...

Этот процесс оканчивается сложными психофизиологическими явлениями в коре головного мозга, функцией которых является психическое явление, восприятие графических символов печатного и письменного текста и

стадия становления синтетических приемов чтения

Технология развития критического мышления...

На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения информации преподавателем.

Обучение чтению как способ развития речевых умений обучающихся

Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ

Основным приёмом эффективного понимания текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Задать вопрос